Игра как социально-педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности

Содержание работы

1. Понятие игры, ее значение в развитии личности……………………………3
2. Основные черты и структура игры…………………………………………...5
3. Функции игровой деятельности………………………………………………8
4. Классификации игр……………………………………………………………9
5. Вывод………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Игра как социально-педагогический феномен.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Классификации  игр.

Сложность классификации игр заключается в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего, целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.

Каждый блок или вид  игр следует различать (что и  делается на практике) по следующим  принципиальным внешним и внутренним признакам: показателям, приметам, знакам, признаниям. К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. К внутренним признакам игры можно отнести способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре и т.п.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: собственно детские игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.

Наибольшее распространение  в педагогике имеет деление игр  на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Игры с готовым содержанием  и правилами по своему воспитательному  воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

В раннем возрасте возникает  и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая  игра. Предметная игра - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой  ребенок использует их по прямому  назначению. Символическая игра - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни  ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры - подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного  плана могут быть трех типов:

1) игра-исследование;

2) игра-конструирование;

3) ролевая игра.

Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра - детская  игра, в которой ребенок воспроизводит  сюжеты из событий реальной жизни  людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

 

5. Вывод.

Нами был изучен материал по теме: «Игра как социально-педагогический феномен». Исходя из рассмотренного материала можно сказать, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.  Рассматривая игру как социально-педагогический феномен, важно отметить, что игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в  развитии ребёнка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.

Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать  действительность. В игре впервые  формируется и проявляется потребность  ребенка воздействовать на мир. В этом и состоит основное, центральное и самое общее значение игры. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Игра – практика развития. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Также, рассматривая игру, как социально-педагогический феномен, нельзя не отметить ее главную функцию в развитии ребенка как личности – социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Игра как психологическая  проблема дает еще очень много  фактов для научной мысли, еще  много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии воспитателей, психологов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., изд. «Академия», 1999.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.16-17.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1986.
  4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.
  5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 (Internet - www.psychology-online.net).
  7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой. М., 1988. Ч.2. С.92-98, 105-114.
  8. Дошкольная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. С.60-68.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998. С.262-282.
  10. Логинова В.И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Немов Р.С. Возрастная психология. М., 1998.
  12. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк. М., 2000. С.95-99.
  14. Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
  15. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2000. С.248-260.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М., ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

 


Информация о работе Игра как социально-педагогический феномен