Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния игры на процесс развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: культура межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры. Задачи по главе 1:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть сущность игровой деятельности;
Изучить влияние игры на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Сущность культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Понятие и сущность игры. Классификация игр.
Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Выводы по главе 1
Глава 2. Методические аспекты проблемы развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
2.1. Методики диагностики культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методические рекомендации по развитию культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Выводы по главе 2
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2 курс).doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра как средство развития культуры межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа

 

 

 

Выполнил: студент

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2012.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры

    1. Сущность культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
    2. Понятие и сущность игры. Классификация игр.
    3. Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений

Выводы по главе 1

Глава 2. Методические аспекты проблемы развития  культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры

2.1. Методики диагностики культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

2.2. Методические рекомендации по развитию культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Выводы по главе 2

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст  является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни  человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности, способов общения с окружающими людьми.

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению  видных ученых, «проблемой века». В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

 Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в  системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое  условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью.

Игра – это школа  познания, творчества, интеллектуального  и духовного развития ребенка. В  игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.

В игре создаются благоприятные  условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. С помощью игры ребенок имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, координацию движений, внимание и другое), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивают фантазию, интеллект, способствует обучению.

В игре легко и незаметно  для ее участника у детей формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Таким образом, игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Данной проблеме посвящены  труды многих авторов: Лысина М.И., Смирнова Е.О., Запорожец А.В. и многие другие. Они опубликовали множество книг, посвященных детям – дошкольникам, тому, как ребёнок адаптируется, общается, взаимодействует с окружающими людьми.

Все вышесказанное доказывает актуальность темы исследования «Игра  как средство развития  культуры межличностных отношений старших  дошкольников».

Цель исследования: изучение влияния игры на процесс развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: культура межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры.

Задачи по главе 1:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть  сущность игровой деятельности;
  3. Изучить влияние игры на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи по главе 2:

  1. Предложить  методические рекомендации по развитию культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Создать благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов.

Методы:  изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа.

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  аспекты развития культуры межличностных  отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры

1.1 Сущность культуры  межличностных отношений детей  старшего дошкольного возраста.

Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными  контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).

Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед  этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности. В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.

Вопрос о том, что  влияет на положение ребенка в  группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Репиной Т.А., Рояк А.А., Мухиной В.С. и др. В исследовании Смирновой Е. О. положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.

Видно, что успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен ни сколько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении Лисиной М.И. о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

 Результаты экспериментальных  работ, проведенных под руководством  Лисиной  М.И., показали, что наиболее  предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное  внимание партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. А исследование Папир О.О. (под руководством Репиной Т.А.) обнаружил, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности. Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов.   От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более  благополучные, чем остальные, с  высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где  почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения, и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Затронем вопрос о  детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. Выделяют следующие характерные трудности:

1) Ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2) Ребенок стремится  к сверстникам, и они играют  с ним, но их общение носит  формальный характер.

3) Ребенок уходит от  сверстников, но они настроены  к нему дружелюбно.

4) Ребенок уходит от  сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти трудности  автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения" (35):

1) Различие взаимных  симпатий.

2) Наличие интереса  к деятельности сверстника, стремление  играть вместе.

3) Наличие сопереживания.

4) Наличие способности  "приспосабливаться" друг к  другу. 

5) Наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно(31).

Для разных этапов дошкольного  детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. Рузская А.Г. и Ганощенко Н.И. провели  ряд исследований для выявления  динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

Информация о работе Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста