Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния игры на процесс развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: культура межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры. Задачи по главе 1:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть сущность игровой деятельности;
Изучить влияние игры на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Сущность культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Понятие и сущность игры. Классификация игр.
Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Выводы по главе 1
Глава 2. Методические аспекты проблемы развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
2.1. Методики диагностики культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методические рекомендации по развитию культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Выводы по главе 2
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2 курс).doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

- каждый, стоящий в  шеренге, обязательно должен дотронуться  до водящего.

Ход игры: группа выстраиваются  в две шеренги. Выбирается водящий  по желанию. Он закрывает глаза и  превращается в щепку. «Плывет» вдоль  двух берегов. Задача участников дотрагиваться  до «щепки», помочь ей доплыть до конца. Так, пока все желающие не поучаствуют.

Ведущий. Ну, что? Все проплыли реку?! А теперь поиграем в следующую  игру. Здесь вам необходимо будет  вспомнить все самые прекрасные и хорошие слова. Ну что, начнем? Игра называется «Волшебное слово».

Правила игры:

- дается всего две  попытки;

- можно использовать  различные средства для того, чтобы участники ему поверили.

Ход игры: группа встает тесным кольцом, взявшись за руки. Выбирается водящий по желанию, он становится в  круг. Водящий должен сделать что- то, чтобы другие участники впустили его к себе в круг. Он может говорить хорошие слова, комплименты, использовать мимику, петь, танцевать. В общем, все что захочет. Так, пока все желающие не поучаствуют.

Ведущий. Вот видите, ребята, как много вы знаете хороших и замечательных слов, как много вы умеете. А теперь немножечко расслабимся и поиграем в следующую игру, которая называется «Свеча». Для того чтобы игра была более интересней вам, ребята, придется довериться своим одногруппникам.

Правила игры:

- обязательно очень плотный круг;

- водящему необходимо  закрыть глаза и расслабиться;

- участникам обязательно  нужно очень ласково обращаться  с водящим.

Ход игры: дети становятся в очень плотный круг, выбирается водящий по желанию. Он становится в  центре, закрывает глаза и падает. Участники, находящиеся в кругу передают его друг другу. Так, пока все желающие не поучаствуют.

Ведущий. Ну, как ребята, непередаваемые ощущения?! Верно? Теперь немножечко переведем дыхание и  пообщаемся. Вам необходимо посмотреть на каждого из группы и подумать, что бы вы хотели ему сейчас сказать. Итак, играем в «Волшебный стул».

Правила игры:

- водящий должен постоянно  сидеть в центре и смотреть  на того, кто ему в данный  момент говорит;

- водящий обязательно  должен молчать.

Ход игры: желающий садится на стул в центре круга образованного другими участниками. Каждый участник должен сказать водящему что-то о его характере, поведении, в общем, что-то о нем прямо в глаза. Так, все желающие.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы все такие добрые, интересные. Мы поиграли чуточку, а теперь давайте поучимся. Поучимся дарить подарки. Ребята, как по – вашему правильно дарить подарки? Для чего дарят подарки? Давайте все друг другу сейчас подарим подарки.

Правили игры:

- каждый обязательно  должен подарить подарок;

- обосновать свой выбор.

Ход игры: каждый участник выбирает игрушку и выбирает любого, кому бы хотел подарить эту игрушку.

Ведущий. Итак, а теперь, пожалуйста, пусть каждый объяснит свой выбор.

Молодцы, ребята! Наше занятие  подошло к концу. Мне было очень приятно и интересно с вами играть и общаться. Хочу вам предложить следующий ритуал прощания, который мы будем исполнять при прощании. Итак, все встаем в круг, кладем свои руки на мою и повторяем за мной:

«Мы сегодня поиграли,

Мы дружнее немного стали,

Мы хотим собраться  здесь

Через несколько дней.

Будем снова мы играть

И друг друга узнавать.

Мы друг другу доверяем –

Обещаем помогать.

Очень жду вас на занятие  через неделю. Мы снова с вами поиграем, пошутим и отдохнем. До встречи!

Цель:

- сплочение группы;

- помочь ребятам в  осознании себя членом данной  группы;

- повысить уровень  доверия в группе;

- формировать культуру  общения. (17)

 

 

 

 

 

 

2.2  Методические рекомендации  по развитию межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Для того, чтобы успешно  провести игру, необходимо учитывать  следующие правила:

- прежде чем провести  какую – либо игру, нужно четко  выработать правила игры и  критерии оценок (если это необходимо);

- следует заранее позаботиться  о месте игры. Обязательно позаботиться об атрибутах игры, хотя бы примитивных;

- следует привлекать  к подготовке игры детей;

- обязательно в процессе  игры и подготовки к ней  следует решать воспитательные  задачи;

- добровольность –  основа игры. Если ребенок не  хочет участвовать в игре, не следует его заставлять. Необходимо заинтересовать других детей и, в конце концов, он может присоединиться к играющим;

- гвоздь любой игры  – ведущий. Он должен соблюдать  следующие правила:

1) точно и кратко  объяснять условия игры;

2) если ребенок не справляется с заданием в ходе игры – помогите ему;

3) следует сделать  так, чтобы все дети «вошли  в азарт», особенно если игра  подвижная;

4) не следует делать  целью игры победу той или иной команды;

- следует нормировать  время занятий (10 – 20 минут для начальных классов,30 – минут для среднего звена);

- в занятия может  участвовать 8 – 15 человек, - очень  важно вступительное слово;

- занятия должны проводиться  в закрытом помещении, желательно  без зрителей;

- эффективность от  коррекционных занятий будет достигнута в том случае, если будут заниматься одни и те же дети;

- необходимо избегать  сверхэнтузиазма;

- помогать детям, которые  отличаются от сверстников по  физическим, психологическим показателям;

- всегда быть готовым  принять участие в игре.

Правильное объяснение игры влияет на ее успех. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключения составляют игры в младших классах, которые можно объяснять в увлекательной сказочной форме. (28)

Рекомендации для воспитателей:

1) Первых дней пребывания  ребёнка в детском саду важно  расположить его к воспитателю,  товарищам, облегчить переход  к новым условиям жизни. 

2) Групповой комнате  должно быть достаточно игрушек,  чтобы ребёнок имел возможность  выбрать самую для него привлекательную.

3) Воспитателю необходимо  выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый  ребёнок, как каждый из детей  относится к сверстникам, кто  из детей умеет играть вместе.

4) Необходимо создавать  условия для индивидуальных игр,  а также для "игр рядом". С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми. Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

5) Работа педагога  по воспитанию у детей дружеских  чувств должна начинаться с  того, что он приучает детей  бережно, с уважением относиться  к игре товарищей. Ребёнок построил  домик, долго трудился, чтобы сделать  его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.

6) В младшей, средней  группах объединению детей часто  мешает неумение понять замысел  товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.

7) В более старшем  возрасте, беседуя с ребёнком  о его поведении, действуя на  его сознание, воспитателю необходимо  приводить в пример любимых  героев, людей, которым ребёнок подражает.

8) Необходимо совместно  обсуждать ход игры, учить согласовывать  свои действия друг с другом.

9) С застенчивыми детьми  требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять  участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков. 

10) Чтобы помочь малоактивному  ребёнку войти в детский коллектив,  воспитатель должен найти ему  подходящего товарища, подобрать  роль в коллективной игре, помочь  хорошо её выполнить и тем  завоевать признание товарищей.  Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет. 

Рекомендации для родителей:

1)     Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребёнок и так знает, что Вы его любите.

2)     Пусть ваша любовь к ребёнку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.

3)      Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравится, физические контакты с родителями (объятия). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.

4)      Если у Вас двое детей, предоставьте каждому, из них возможность индивидуально провести с Вами какое-то время. Например: десять минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что Вам тоже хочется побыть с ними.

5)       Научите ребёнка говорить: «Мама (папа, бабушка, дедушка и т.д), мне нужно твое внимание.            

6)      Постоянно интересуйтесь жизнью ребёнка: задавайте вопросы, внимательно выслушивайте его (каждый день уделяйте время для общения с ребёнком- -это есть профилактика многих проблем в будущем).

7)    Принимайте ребёнка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

8)   Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

9)  Постоянно внушайте ребенку веру в себя и в свои силы («У тебя все получится, только нужно еще раз попробовать»).

10)   Чаще хвалите, искренне радуйтесь за ребенка: «Молодец, у тебя так здорово получается... (чистить картошку, рисовать, решать задачи и т. д.)».

11)    Время от времени пересматривайте Ваши требования к ребёнку. Они разумные? Честные? Достаточно ли Вы уважайте права ребёнка? Если у Вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.

12)    Выслушайте мнение ребёнка о наказаниях.

13)    Нельзя предъявлять дисциплинарные требования к ребёнку, проявляя при этом злость или жестокость. Если Вы почувствовали своё бессилие, злость, обратитесь за профессиональной помощью.

14)   Если, несмотря ни на что  ребёнок продолжает нарушать установленные Вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чём причины такого поведения. Может оказаться, что причины эмоционального, психологического характера, или связаны с заболеванием.

15)   Учите ребёнка не бояться ошибок и неудач (нельзя за это унижать и наказывать, в противном случаев ребёнок вырастет неуверенным неудачником). (28)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2

Затеять увлекательную  игру, заинтересовать ею играющих, обеспечить ее успех – все это приобретается  опытом, требует определенных знаний и навыков. Перед тем, как проводить  игру, необходимо придумать процесс  игры и предусмотреть все возможные  ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. Необходимо заранее наметить роли игроков, придумать как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.

В данной главе приводятся рекомендации для воспитателей, как  можно и нужно правильно проводить  игры и улучшить взаимоотношения детей в группе. В старших группах воспитатель, прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.  Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, организация игр для развития культуры межличностных отношений, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.

Так же есть и рекомендации родителям для улучшения отношений  в семье. Когда к детям относятся уважительно и серьёзно, они могут предложить интересные идеи.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольный возраст  – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.  
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение является основой для установления взаимоотношений.

Информация о работе Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста