Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение игры как метода развития взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать игру и ее воспитательное значение в развитии взаимоотношений старшего дошкольника;
2.Изучить понятие, сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
3.Изучить этапы развития и структура игровой деятельности в дошкольном возрасте
4.Проанализировать развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие, и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
1.2 Этапы развития игровой деятельности , структура и классификации детских игр
1.3 Развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация исследования
2.3. Рекомендации педагогу по развитию игровой деятельности
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТУРУШЕВА ДИПЛОМ.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

           1.1. Понятие, и сущность игры, как ведущего   вида деятельности в   дошкольном возрасте

      1.2 Этапы развития игровой деятельности , структура и классификации детских игр             

         1.3 Развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация методов  исследования 

2.2. Анализ и интерпретация  исследования

2.3. Рекомендации педагогу по развитию  игровой деятельности

 Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребенка среди жизненно важных прав. Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребёнка. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из жизни детей. Жёсткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры. Однако главная и решающая причина игнорирования детской игры заключается в том, что право на игру не признаётся. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается как чисто прикладное, дидактическое. Она выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирование полезных навыков и пр. Игра подменяется игровыми приемами или игровыми методами обучения. Изучая материалы ФГОС, пришли к выводу, что главная задача стандарта для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.                           

 Актуальность исследования:

Цель: изучение игры как метода развития взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития взаимоотношений между дошкольниками                                                                                                                                       Предмет: игра как средство развития ВЗАИМООТ между детьми старшего дошкольного возраст.

Проблема:  

Задачи:                                                                                                                          

 1. Охарактеризовать игру и ее воспитательное значение в развитии взаимоотношений старшего дошкольника;

 2.Изучить понятие, сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте

3.Изучить этапы развития и структура игровой деятельности в дошкольном возрасте

4.Проанализировать развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности

Методологический аппарат исследования:

Методический аппарат исследования :

1.эмпирической: наблюдение, опрос, изучение и обобщение материала исследования.

Методологический аппарат: данным исследованием занимались: Урунтаева , Микляева Н.В.

1. Методика «Секрет», Т.А Репиной,

2Методика «Рукавички» ,Г.А Цукерман,

3.. Методика диагностики игровых умений у детей старшей группы по мониторингу Михайленко Н. Я., Коротковой Н.А.

       Практическая значимость данного исследования направлена на разработанную систему игр, которую могут использовать: методисты и воспитатели ДОУ на развитие положительных взаимоотношений дошкольников

        База исследования: старшая группа МАДОУ детского сада «Теремок» Тюменского района, в кол-ве 18 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие, происхождение и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте

        Слова " игра ", " играть " в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово " игра " употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Так у древних греков слово " игра " означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется "придаваться ребячеству".[6,32].У евреев слово " игра " соответствовало понятию о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, начиная с XVI-XVII веков.

       Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх взрослого человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

        Игра - это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры. В XVII веке Я.А.Каменский относил игру (наряду с беседами, шутками, музыкой и т.п.) к развлечениям, способствующим отдыху и восстанавливающим силы внешних и внутренних чувств человека. Игра была включена им в число средств, которые позволяли молодому поколению ярко представлять "серьёзные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни". [13,299].В теории Ж.-Ж. Руссо игра ребенка занимает не менее достойное место: "Занимается он или забавляется, то и другое равнозначно для него, его игры – это его занятия, он не чувствует разницы между ними". В Германии во второй половине XVIII в. игра занимала существенное место в педагогической теории. И.Б.Базедов указывал на важную роль игры не только в деле воспитания детей, но и в дальнейшем их обучении и развитии. Он рекомендовал не ограничивать возможность детей свободно играть по своему выбору в "безвредные" игры, обеспечивающие "известное развитие тела, представления в уме, упражнения, нужные для будущей работы памяти". Среди игр, И.Б. Базедов особо выделял игры, "подражающие всевозможным событиям и поступкам, которые всерьез доступны лишь более старшим членам семьи, но последовательность и чередование которых дети подмечают и могут запомнить". Педагог призывал взрослых заранее продумывать и нарочито совершать такие поступки, которые дети могут с пользой подражать в игре.

       "Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё",- подчеркивал Ф. Фребель. Сама же игра "не есть пустая забава: она имеет высокий смысл и глубокое значение".[11,135].В педагогической литературе XIX века понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорил он, имеет сильнейшее влияние на игру, "она дает для нее материал гораздо разнообразно и действительно того, который предлагается игрушечной лавкой ".К.Д.Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. К.Д. Ушинский особо подчеркивал такое важное качество, как самостоятельность детской игры: игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка. Он считал, что в ней удовлетворяются физические и духовные потребности, развивается ум, сердце и воля. Великий педагог писал: "Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов". [23, 517].Конец XIX – начало XX вв. период активного обогащения психолого-педагогической науки не только идеями целесообразности использования игры в работе с детьми, но и опытом их практического воплощения. Среди зарубежных исследователей особого упоминания заслуживают К.Бюлер, К. Гросс, Д.Джонсон, Д.А.Колоцца и др.К.Гросс считал: "Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть". Ж. Пиаже, который рассматривал игру как естественную по своей природе, присущую ребенку активность, в рамках которой он познает мир. Он считал, что развитие игры происходит спонтанно, в соответствии с интеллектуальным созреванием, по мере которого содержание ее все более приближается к адекватному отражению реальности.

         Задача взрослых заключается в том, чтобы "овладеть стихией детской игры и направить её в надлежащее русло". Блонский назвал игру "великой учительницей ребенка", естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизведя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания; форма организации обучения и воспитания; метод, а также прием обучения и воспитания детей. Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.

         Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Сущность игры, по Л. С. Выготскому , состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. В создании теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она считала игру потребностью растущего организма и объясняла это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.

        "Игра для дошкольников – способ познания окружающего". Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

        Деятельностью- называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения.

        Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

         Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала – это эмоциональное общение, потом – предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – "радость творческая", "радость победы"[16,121].

1.2Этапы развития  игровой деятельности , структура и классификации детских игр

        В игре у ребёнка формируются психологические основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства.

         Психолог, А.В. Запорожец указывал на необходимость изучения детской игры, начиная с раннего детства, выявления движущих причин и закономерностей её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях [8;5].

Исследователи А. С. Макаренко, М.Я. Басов и др. отмечают следующие этапы развития игры как деятельности:

1 этап – Ознакомительная  игра (от 2-3 месяцев до 8мес.)По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

2 этап – Отобразительная игра (от 7-8 мес. до 1,6-2 лет)Это этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. К году самостоятельная деятельность с предметами и игрушками начинает протекать преимущественно в этой форме. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.

3 этап –Сюжетно – отобразительная игра (2-3 года).Это предшествующий сюжетно –ролевой игре этап становления игры у ребенка. Характерная черта такой самостоятельной игры- стремление многократно повторять те или иные игровые действия. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом.

Информация о работе Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста