Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение игры как метода развития взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать игру и ее воспитательное значение в развитии взаимоотношений старшего дошкольника;
2.Изучить понятие, сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
3.Изучить этапы развития и структура игровой деятельности в дошкольном возрасте
4.Проанализировать развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие, и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
1.2 Этапы развития игровой деятельности , структура и классификации детских игр
1.3 Развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация исследования
2.3. Рекомендации педагогу по развитию игровой деятельности
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТУРУШЕВА ДИПЛОМ.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

4этап– Сюжетно-ролевой  игры (после 3-4 лет).

5этап- Театрализованная  игра-это уровень становления игровой деятельности у детей, при котором игра становится ведущей деятельностью, поскольку вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Специфика такой деятельности заключается в том, что  в процессе ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует его индивидуальное поведение, а с другой – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность вырабатывать более чёткие систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельности детей в различных возрастных группах.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний. Своевременное изменение игровой среды, побуждает ребёнка к самостоятельной игре . Постепенно она становиться всё более творческой, а основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах её развития.

В структуре игры можно выделить несколько элементов [3,56].

1. Любая игра имеет  тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит  в игре; дети играют в "семью", "больницу", "столовую", "магазин", "школу", "дочки- матери", "волк  и семеро козлят" и т.д.; чаще  всего тема берется из окружающей  действительности, но дети "заимствуют" и сказочные, книжные темы.

2. В соответствии с  темой строится сюжет, сценарий  игры; к сюжетам относят определенную  последовательность событий, разыгрываемых  в игре. Сюжеты разнообразны: это  и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные  игры; игры с бытовыми (семейный  быт, сад, школа) сюжетами; военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный  театр, постановки сказок и рассказов) и т.д.

3. Третьим элементом в  строении игры становится роль  как обязательный набор действий  и правил их выполнения, как  моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но  не всегда доступных ребенку  в практическом плане; роли выполняются  детьми при помощи игровых  действий: врач делает укол больному, продавец взвешивает покупателю  колбасу, учитель учит учеников  писать и т.д.

4. Содержание игры –  то, что ребенок выделяет как  основной момент деятельности  или отношений взрослых. Дети  старшей группы  должны соблюдать правила  игры.

5. Игровой материал и  игровое пространство –предметы, при помощи которых дети разыгрывают  сюжет и роли. Особенностью игрового  материала становится то, что  в игре предмет используется  не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и  т.п.), а в качестве заместителей  других, недоступных ребенку предметов. Рассмотрение этапов развития  игры с неизбежностью приводит  к рассмотрению проблемы поиска  непротиворечивой и удобной в  использовании классификации детских игр. Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф.Фребелю.

Согласно одному из его вариантов, все игры следует делить на:

- Физические игры, развивающие силу и ловкость;- игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;- умственные игры, требующие "обдумывания и суждения".К. Бюлер выделяет два рода игр. Игры первого рода он называет "экспериментированием в игре". Это подвижные игры, "аффективные игры" типа пряток, жмурок и др.Игры второго рода- "общественные"- это игры в борьбу, игры – подражания. П.П. Блонский выделяет игры мнимые, строительные, подражательные, подвижные, интеллектуальные и игры-драматизации. С.А.Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и "вольные" игры без установленных правил (игры "в кого-то" или "во что-то").По мнению С.Л. Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса: [8,17].- Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (напр., сюжетно -отобразительные; сюжетно-ролевые; театрализованные )- Игры, возникающие по инициативе взрослого.

 Это обучающие игры (напр., дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; музыкальные) и досуговые игры (напр., интеллектуальные; забавы; развлечения; празднично-карнавальные; Традиционные или народные игры. Это обрядовые (напр., семейные, сезонные),тренинговые (напр., интеллектуальные; сенсомоторные; адаптивные) и досуговые (напр., игрища; тихие; забавляющие; развлекающие).Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им [22, 105]. "Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии", – писал Д.Б. Эльконин [25, 157].Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее – сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает. Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы-атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли. В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она протекает на основе игровой и дидактической задачи. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой[15,206].

Таким образом,  пришли к выводу что , благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых её этапов организуется как самостоятельная деятельность

1.3 Формы и методы работы воспитателя по развитию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в игре

 В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,- особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Воспитывая, у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам , с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).

Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка. Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением -- ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий -- он отстает в своих действиях от сверстников; недостаточное формирование потребности в игровом общении - игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении - он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

Информация о работе Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста