Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа
Цель: изучение игры как метода развития взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать игру и ее воспитательное значение в развитии взаимоотношений старшего дошкольника;
2.Изучить понятие, сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
3.Изучить этапы развития и структура игровой деятельности в дошкольном возрасте
4.Проанализировать развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие, и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
1.2 Этапы развития игровой деятельности , структура и классификации детских игр
1.3 Развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация исследования
2.3. Рекомендации педагогу по развитию игровой деятельности
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.2. Анализ и
интерпретация результатов
В результате исследования нами была проведена диагностическая игра «Секрет» автором, которой является Т.А Репина.
Цель которой , выявление уровня формирования личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками:
В результате исследования
Рисунок 1 Выявление социометрического статуса дошкольника в группе
По результатам исследования мы выявили ,что из 18 исследуемых – у (1,8%) детей с преобладанием среднего социометрического статуса.
В этом среднем социометрическом статусе преобладают межличностные отношения дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.
Для удобства обработки полученных данных рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса (таблица 1). В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности выборы первой степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла.
Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле:
m (индекс социометрического статуса) = m/5:(N+2),
где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе.
10 баллов – показатель С ребенка равен 100%.
8-9 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 99%.
6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.
4-5 баллов – показатель С находится в пределах от 40% до 59%.
2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.
0-1 балл – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Таблица 1
№ п/п |
Имя ребёнка |
Номера выбора |
Кол-во выборов |
баллы |
Социометрический статус |
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|||||||||
1. |
Мария |
Х |
А |
А |
Б |
В |
Б |
А |
Б |
7 |
30 |
0,3 |
||||||||||||||
2. |
Ольга |
Х |
Б |
В |
Б |
В |
4 |
14 |
0,16 |
|||||||||||||||||
3. |
Вероника |
Х |
Б |
Б |
А |
А |
4 |
18 |
0,18 |
|||||||||||||||||
4. |
Юлия |
Б |
Х |
А |
А |
В |
В |
А |
6 |
25 |
0,25 |
|||||||||||||||
5. |
Татьяна |
Х |
А |
А |
В |
А |
А |
5 |
23 |
0.23 |
||||||||||||||||
6. |
Даниил |
Х |
А |
В |
2 |
8 |
0,08 |
|||||||||||||||||||
7. |
Александр |
В |
А |
Х |
А |
3 |
13 |
0,13 |
||||||||||||||||||
8. |
Антон |
Х |
В |
Б |
2 |
7 |
0,07 |
|||||||||||||||||||
9. |
Артём |
Б |
А |
Б |
В |
Х |
А |
В |
Б |
7 |
28 |
0,28 |
||||||||||||||
10. |
Андрей |
Х |
Б |
Б |
2 |
12 |
0,12 |
|||||||||||||||||||
11. |
Данил |
В |
А |
Б |
А |
Х |
В |
А |
6 |
25 |
0,25 |
|||||||||||||||
12 |
Максим |
Б |
Х |
Б |
2 |
8 |
0,08 |
|||||||||||||||||||
13. |
Анастасия |
А |
Б |
В |
А |
В |
Х |
Б |
В |
7 |
24 |
0,24 |
||||||||||||||
14. |
Станислав |
Х |
В |
1 |
3 |
0,03 |
||||||||||||||||||||
15. |
Никита |
А |
В |
Б |
Б |
Б |
Х |
5 |
20 |
0,2 |
||||||||||||||||
16. |
Екатерина |
А |
А |
В |
А |
Х |
4 |
18 |
0,18 |
|||||||||||||||||
17. |
Марина |
Б |
В |
А |
А |
В |
Х |
5 |
20 |
0,2 |
||||||||||||||||
18. |
Вячеслав |
А |
В |
В |
В |
Х |
4 |
14 |
0,16 |
Выводы об уровне развития социометрического статуса детей:
Очень низкий социометрический статус -0-1 балл.
Низкий социометрический статус – 2-3 балла.
Средний социометрический статус - 4-7 баллов.
Высокий социометрический статус 8-9 баллов.
Очень высокий социометрический статус – 10 баллов.
По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокий, средний и низкий.
При обработке полученных данных также высчитываются коэффициенты взаимности выборов, выражаемые отношением взаимных выборов ребенка к общему количеству полученных выборов, и общие групповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении. Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов на общее число выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа дошкольников, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выбор.
Исходя из полученных результатов , мы пришли к выводу, что из 18 исследуемых- % преобладает средний социометрический статус.
В результате исследования нами была проведена методика «Рукавчики» автором, которой является Г.А. Цукерман. Цель которой , изучить коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.
В результате исследования получили следующие результаты: ,что из 18 исследуемых – это 0,4 % от всей выборки идёт преобладание низкого уровня коммуникативных умений. В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Не замечают других детей, игнорируют на какие- либо просьбы или замечания. Дети проявляют полное безразличие к данному виду деятельности. Из 18 исследуемых-(0,6 %)это 3ребёнка с преобладанием среднего коммуникативного явления.
Здесь у детей сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Дети умеют договариваться между собой, приходят к какому-либо общему результату. Идёт осуществление взаимного контроля по ходу деятельности: замечают друг у друга отступления от первоначального замысла и довольно громко реагирует на них. Оценивается как результат свой, так и партнёра: где ребёнок отмечает на свой взгляд его недостатки. Из18исследуемых-(2,34%) это 13 детей, где преобладает высокие показатели коммуникативных умений.
Рисунок 2.Выявление коммуникативных умений
Рукавчики украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавчиков; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Так же осуществляют взаимопомощь по ходу выполнения. Дети активно делятся своими карандашами, а так же сами предлагают их, не требуя ничего в замен .
Обработка результатов. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
2.Как осуществляют взаимный
контроль по ходу выполнения
деятельности: замечают ли друг
у друга отступления от
3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.
4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.
5. Умеют ли рационально
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень:
сходство частичное - отдельные признаки
(цвет или форма некоторых
3. Высокий уровень:
рукавчики украшены одинаковым
или очень похожим узором. Дети
активно обсуждают возможный
вариант узора; приходят к согласию
относительно способа
Таким образом исходя из результатов проведённой методики «Рукавчики» автором, которой является Г.А. Цукерман. Цель которой , изучить коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста, был получен результат: из 20 исследуемых-3 % детей, где преобладает высокий уровень коммуникативных умений.
В результате исследования при проведении методики диагностика игровых умений у детей старшего дошкольного возраста по мониторингу Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.
Цель: осуществить мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений
Задачи:
1. Определить критерии
и показатели формирования
2. Выявить уровни формирования
игровых умений у детей
3. Проанализировать состояние
работы в ДОУ по проблеме
формирования у детей старшего
дошкольного возраста игровых
умений в театрализованной
По результатам исследования мы выявили, что из 18 исследуемых – (0,36%) 2 ребёнка от всей выборки с низким уровнем игровых умений.
Низкий уровень (7 баллов и меньше) формирования игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные вне ролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.
Рисунок 3. Выявление уровня игровых умений
Из 18 исследуемых (0,72%)-это 4 ребёнка от всей выборки дети с высоким уровнем игровых умений.
Высокий уровень (13-15 баллов) формирования игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжете , в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческий сюжет: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Следующий уровень со средним результатом, здесь (2,16%)-это12 детей исследуемых со всей выборки.
Средний уровень (8-12 баллов) формирования игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и вне ролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.
Исходя из полученных результатов, мы получили, что у 20 исследуемых3% детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень игровых умений.