Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение игры как метода развития взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать игру и ее воспитательное значение в развитии взаимоотношений старшего дошкольника;
2.Изучить понятие, сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
3.Изучить этапы развития и структура игровой деятельности в дошкольном возрасте
4.Проанализировать развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие, и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
1.2 Этапы развития игровой деятельности , структура и классификации детских игр
1.3 Развитие взаимоотношений между детьми в процессе игровой деятельности
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация исследования
2.3. Рекомендации педагогу по развитию игровой деятельности
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ТУРУШЕВА ДИПЛОМ.docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

       

2.2. Анализ и  интерпретация результатов исследования

        В результате исследования нами была проведена диагностическая игра «Секрет» автором, которой является Т.А Репина.

         Цель которой , выявление уровня формирования личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками:

          В результате исследования получили  следующие результаты:

Рисунок 1 Выявление социометрического статуса дошкольника в группе

По результатам исследования мы выявили  ,что из 18 исследуемых – у (1,8%) детей с преобладанием среднего социометрического статуса.

          В этом среднем социометрическом статусе преобладают межличностные отношения дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.

          Для удобства обработки полученных данных рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса (таблица 1). В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности выборы первой степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла.

          Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле:

m (индекс социометрического статуса) = m/5:(N+2),

где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе.

10 баллов – показатель  С ребенка равен 100%.

8-9 баллов – показатель  С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов – показатель  С располагается в интервале  от 60% до 79%.

4-5 баллов – показатель  С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла – показатель  С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл – показатель  С   находится в интервале от 0% до 19%.

Таблица 1

 

№ п/п

Имя

ребёнка

                Номера выбора

Кол-во выборов

 

баллы

Социометрический статус

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

       

1.

Мария

Х

 

А

 

А

Б

     

В

   

Б

А

   

Б

   

7

30

0,3

 

2.

Ольга

 

Х

 

Б

 

В

 

Б

   

В

               

4

14

0,16

 

3.

Вероника

   

Х

         

Б

   

Б

 

А

   

А

   

4

18

0,18

 

4.

Юлия

Б

   

Х

 

А

     

А

 

В

   

В

   

А

 

6

25

0,25

 

5.

Татьяна

       

Х

   

А

 

А

     

В

 

А

 

А

 

5

23

0.23

 

6.

Даниил

         

Х

       

А

 

В

           

2

8

0,08

 

7.

Александр

 

В

 

А

   

Х

               

А

     

3

13

0,13

 

8.

Антон

             

Х

         

В

     

Б

 

2

7

0,07

 

9.

Артём

 

Б

 

А

 

Б

 

В

Х

   

А

   

В

 

Б

   

7

28

0,28

 

10.

Андрей

                 

Х

   

Б

       

Б

 

2

12

0,12

 

11.

Данил

 

В

 

А

   

Б

   

А

Х

   

В

   

А

   

6

25

0,25

 

12

Максим

Б

                   

Х

   

Б

       

2

8

0,08

 

13.

Анастасия

 

А

   

Б

 

В

 

А

 

В

 

Х

   

Б

 

В

 

7

24

0,24

 

14.

Станислав

                         

Х

   

В

   

1

3

0,03

 

15.

Никита

А

 

В

   

Б

     

Б

 

Б

   

Х

       

5

20

0,2

 

16.

Екатерина

 

А

   

А

     

В

       

А

 

Х

     

4

18

0,18

 

17.

Марина

Б

 

В

         

А

 

А

       

В

Х

   

5

20

0,2

 

18.

Вячеслав

     

А

 

В

         

В

В

       

Х

 

4

14

0,16

 

 

Выводы об уровне развития социометрического статуса детей:

Очень низкий социометрический статус -0-1 балл.

Низкий социометрический статус – 2-3 балла.

Средний социометрический статус  - 4-7 баллов.

Высокий социометрический статус 8-9 баллов.

Очень высокий социометрический статус – 10 баллов.

         По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокий, средний и низкий.

        При обработке полученных данных также высчитываются коэффициенты взаимности выборов, выражаемые отношением взаимных выборов ребенка к общему количеству полученных выборов, и общие групповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении. Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов на общее число выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа дошкольников, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выбор.

         Исходя из полученных результатов , мы пришли к выводу, что из 18 исследуемых- % преобладает средний социометрический статус.

         В результате исследования нами была проведена методика «Рукавчики»  автором, которой является Г.А. Цукерман. Цель которой , изучить коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.

В результате исследования получили следующие результаты: ,что из 18 исследуемых – это 0,4 % от всей выборки идёт преобладание низкого уровня коммуникативных умений. В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Не замечают других детей, игнорируют на какие- либо просьбы или замечания. Дети проявляют полное безразличие к данному виду деятельности. Из 18 исследуемых-(0,6 %)это 3ребёнка с преобладанием среднего коммуникативного явления.

         Здесь у детей сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Дети умеют договариваться между собой, приходят к какому-либо общему результату. Идёт осуществление взаимного контроля по ходу деятельности: замечают друг у друга отступления от первоначального замысла и довольно громко реагирует на них.  Оценивается как результат свой, так и партнёра: где ребёнок отмечает на свой взгляд его недостатки. Из18исследуемых-(2,34%) это 13 детей, где преобладает высокие показатели коммуникативных умений.

 

Рисунок 2.Выявление коммуникативных умений

           Рукавчики украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавчиков; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Так же осуществляют  взаимопомощь по ходу выполнения. Дети активно делятся своими карандашами, а так же сами предлагают их, не требуя ничего в замен .

Обработка результатов. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как  они это делают, какие средства  используют: уговаривают, убеждают, заставляют  и т.д.

2.Как осуществляют взаимный  контроль по ходу выполнения  деятельности: замечают ли друг  у друга отступления от первоначального  замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату  деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь  по ходу рисования. В чем это  выражается.

5. Умеют ли рационально использовать  средства деятельности (делиться  карандашами во второй и четвертой  сериях). Определяют, как зависят  эти показатели от возрастного  состава пар испытуемых.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают  различия или вообще нет       сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные  различия.

3. Высокий уровень: рукавчики украшены одинаковым  или очень похожим узором. Дети  активно обсуждают возможный  вариант узора; приходят к согласию  относительно способа раскрашивания  рукавчиков; сравнивают способы  действия и координируют их, строя  совместное действие; следят за  реализацией принятого замысла.

           Таким образом исходя из результатов проведённой методики «Рукавчики»  автором, которой является Г.А. Цукерман. Цель которой , изучить коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста, был получен результат: из 20 исследуемых-3 % детей, где преобладает высокий уровень коммуникативных умений.

           В результате исследования при проведении методики диагностика игровых умений у детей старшего дошкольного возраста по мониторингу Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.

          Цель: осуществить  мониторинг  формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений

Задачи:

1. Определить критерии  и показатели формирования игровых  умений у детей старшего дошкольного  возраста.

2. Выявить уровни формирования  игровых умений у детей старшего  дошкольного возраста.

3. Проанализировать состояние  работы в ДОУ по проблеме  формирования у детей старшего  дошкольного возраста игровых  умений в театрализованной деятельности.

          По результатам исследования мы выявили, что из 18 исследуемых – (0,36%) 2 ребёнка от всей выборки с низким уровнем игровых умений.

         Низкий уровень (7 баллов и меньше) формирования игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка  однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные вне ролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

 

Рисунок 3. Выявление уровня игровых умений

 

           Из 18 исследуемых (0,72%)-это 4 ребёнка от всей выборки дети с высоким уровнем игровых умений.

          Высокий уровень (13-15 баллов) формирования игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжете , в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или  нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческий сюжет: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

           Следующий уровень со средним  результатом, здесь (2,16%)-это12 детей исследуемых со всей выборки.

Средний уровень (8-12 баллов) формирования игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета.   Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и вне ролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

         Исходя из полученных результатов, мы получили, что у 20 исследуемых3% детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень игровых умений.

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра как средство развития культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста