Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть виды игр;
- исследовать структуру игры и уровни развития.

Содержание работы

Введение
1 Сущность игры, ее психолого – педагогический потенциал
2 Классификация и виды игр
3 Специфика организации игровой деятельности с дошкольниками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста.docx

— 50.13 Кб (Скачать файл)

- строительно-конструктивные игры  – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои  знания и впечатления об окружающем  мире. В строительно-конструктивных  играх происходит замещение одних  предметов другими: постройки  возводятся из специально созданных  строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием  и правилами предназначены для  формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с  готовым содержанием и правилами  на дидактические, подвижные и музыкальные.

2. Дидактические игры – это  разновидность игр с правилами,  специально создаваемых педагогической  школой в целях обучения и  воспитания детей. Дидактические  игры направлены на решение  конкретных задач в обучении  детей, но в то же время  в них появляется воспитательное  и развивающее влияние игровой  деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как  форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные  составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

 Дидактическая задача определяется  целью обучения и воспитательного  воздействия. Она формируется  педагогом и отображает его  обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

 В разных играх игровые  действия различны по их направленности  и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог  управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила  влияют и на решение дидактической  задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

 Подведение итогов – результат  подводится сразу по окончании  игры. Это может быть подсчет  очков; выявление детей, которые  лучше выполнили игровое задание;  определение команды – победительницы  и т.д. При этом необходимо  отметить достижения каждого  ребенка, подчеркнуть успехи отстающих  детей.

 При проведении игр необходимо  сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

 Взаимоотношения между детьми  и педагогом определяются не  учебной ситуацией, а игрой.  Дети и педагог – участники  одной игры. Нарушается это условие,  и педагог становится на путь  прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр  – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) в играх с предметами (игрушками,  природным материалом) используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие  предметов. Ценность этих игр  в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами  предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В  играх решаются задачи на сравнение,  классификацию, установлению последовательности  в решении задач. По мере  овладения детьми новыми знаниями  о предметной среде задания  в играх усложняются: младшие  школьники упражняются в определении  предмета по какому-либо одному  качеству, объединяют предметы по  этому признаку (цвету, форме,  качеству, назначению…), что очень  важно для развития отвлеченного, логического мышления.

2) игры с природным материалом  учитель применяет при проведении  таких дидактических игр, как  “Чьи следы? “, “От какого  дерева лист?”, “Разложи листья  по убывающей величине” и.т.д.  В таких играх закрепляются  знания об окружающей природной  среде, формируются мыслительные  процессы (анализ, синтез, классификация).

3) настольно-печатные игры разнообразны  по видам: парные картинки, различные  виды лото, домино. При их использовании  решаются различные развивающие  задачи. Так, например, игра, основанная  на подборе картинок по парам.  Ученики объединяют картинки  не только по внешним признакам,  но и по смыслу.

 Подбор картинок по общему  признаку – классификация. Здесь  от учеников требуется обобщения,  установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет  в лесу?» 

 Составление разрезных картинок  направлено на развитие у детей  умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

 Описание, рассказ по картинке  с показом действий, движений  направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших  школьников. Для того чтобы играющие  отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации  движений (например, животного, птицы  и.т.д.)

 В этих играх формируются  такие ценные качества личности  ребенка, как способность к  перевоплощению, к творческому поиску  в создании необходимого образа.

3. Словесные игры построены  на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания  о них, так как в этих играх  требуется использовать приобретенные  ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети  самостоятельно решают разнообразные  мыслительные задачи: описывают  предметы, выделяя характерные их  признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и  различия; группируют предметы по  различным свойствам, признакам;  находят алогизмы в суждениях  и др.

 С помощью словесных игр  у детей воспитывают желание  заниматься умственным трудом. В  игре сам процесс мышления  протекает активнее, трудности умственной  работы ребенок преодолевает  легко, не замечая, что его  учат.

 Для удобства использования  словесных игр в педагогическом  процессе их условно можно  объединить в четыре основные  группы. В первую группу входят  игры, с помощью которых формируют  умение выделять существенные  признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”,  “Магазин” и.т.д.

 Вторую группу составляют  игры, используемые для развития  умения сравнивать, сопоставлять, давать  правильные умозаключения: “Похож  – не похож”, “Кто больше заметит  небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается  умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что  нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

4. Подвижные игры. В основе их  лежат разнообразные движения  – ходьба, бег, прыжки, лазанье  и т.п. Подвижные игры удовлетворяют  потребность растущего ребенка  в движении, способствуют накоплению  разнообразного двигательного опыта.  Активность ребенка, радостные  переживания – все это благотворно  влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для  общего физического развития. Подвижные  игры включают комплексы движений  разного рода. Эти игры формируют  способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться,  объединяться для проведения  любимых игр, считаться с мнением  своих партнеров, справедливо  разрешать возникающие конфликты.

5. Традиционные или народные  игры. Исторически они лежат в  основе многих игр, относящихся  к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

 

 

 

3 Специфика организации  игровой деятельности с дошкольниками

 

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.8

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме  в специально создаваемых игровых  условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Основной особенностью сюжетно-ролевой  игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают  на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными  связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой  игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех  взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали  наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные  — «как будто».9 Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

Как товарищи по игре дети вступают в  реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые  отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и  т. д.).

Отличительной особенностью игровой  воображаемой ситуации является то, что  ребенок начинает действовать в  мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще  нуждается в опоре, поэтому часто  одна вещь заменяется другой (палочка  заменяет лошадь), которая позволяет  осуществить требуемое по смыслу действие.

Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с  возрастом детей изменяются, определяя  содержание игр. Если у младшего дошкольника  основная побудительная причина  игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка  старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают -друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной чело» век (храбрость, честность и др.)10

Информация о работе Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста