Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть виды игр;
- исследовать структуру игры и уровни развития.

Содержание работы

Введение
1 Сущность игры, ее психолого – педагогический потенциал
2 Классификация и виды игр
3 Специфика организации игровой деятельности с дошкольниками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста.docx

— 50.13 Кб (Скачать файл)

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения Меры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор  игрового материала, а иногда и его  изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все  поступки и ролевое поведение  участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—6.

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

 

Заключение

 

Дошкольное детство –  период, в котором идет активное развитие высших психических функций  и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления  личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и  осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного  возраста – источник глобальных переживаний  динамичности собственного Я, проба  силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Из  раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных  школ можно выделить ряд общих  положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Эффективным приемом руководства  играми детей старшего дошкольного  возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять  игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое  место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Руководство игрой должно строиться  на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой  игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить  ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности  у детей.

Игра – главная сфера  общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений  людей.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под редакцией А.В. Петровского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009 - с.288;
  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 2010 - с.114;
  3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология, 2009, №1, с.88-91;
  4. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2009 - с.12-15;
  5. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 2008, №4 - с.37-42;
  6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2008 - с.264;
  7. Диагностика умственной отсталости в дошкольном и младшем школьном возрасте: учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова. - Саратов, 2009;
  8. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. - М.: просвещение. 2009 - с. 192;
  9. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры // Логопед. 2004. №6. с.89-93;
  10. Кордуил М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко - М.: Фаир-Пресс, 2008 - с.448;
  11. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политизат, 2010 - с.431;
  12. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2009 - с.680;
  13. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - Саратов. 2009 - с.84;
  14. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2008;
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 2011;
  16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под редакцией Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2008 - с. 200;
  17. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2009 - с.235-240;
  18. Петричук И.И. Еще раз об игре [Педагогика. 2007. № 7. с.55-61.];
  19. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 2009, №2;
  20. Солнцева О.А. играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание. 2008. № 4. - с.33-37;
  21. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2009 - с.400;
  22. Специальная психология. Учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009 - с.64;
  23. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского - 3 изд., стер. - М.: Академия, 2008 - с.464];
  24. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 2011 - с.73-79;
  25. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 2011 - с.61-65

1 Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 2008, №4 - с.37-42;

2 Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 2010 - с.114;

3 Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. В.В.

4 Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология, 2009, №1, с.88-91;

5 Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под редакцией А.В. Петровского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009 - с.288;

6 Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2008 - с.264;

7 Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. - М.: просвещение. 2009 - с. 192;

8 Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - Саратов. 2009 - с.84;

9 Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 2011 - с.73-79;

10 Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского - 3 изд., стер. - М.: Академия, 2008 - с.464];

 


Информация о работе Игра как ведущая деятельность и форма организации детей дошкольного возраста