Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:47, реферат

Описание работы

Цель: изучить и систематизировать материал по данной теме.
Задачи:
Рассмотреть понятие игра и типы поведения у младших школьников.
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус 6
Общая характеристика игр 8
Типы неконструктивного поведения младших школьников
с недостатками личностного развития 14
Типология черт личности младших школьников 26
Заключение 29
Список информационных источников

Файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ  СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра в коррекции недостатков личностного

 развития младших  школьников

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Боровкова М.А.,

            студентка 22 группы,

            специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

                                    Руководитель: Капранова З. Н.,

                                    преподаватель кафедры

                                        психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноуфимск

2013

Содержание

 

Введение                                                                                              3                                                                                                  

Тезаурус                                                                                              6 

Общая характеристика игр                                                                8

Типы неконструктивного поведения младших школьников

 с недостатками личностного развития                                             14

Типология черт личности младших школьников                             26

Заключение                                                                                         29

Список информационных источников                                               30

Приложение                                                                                         31

 

Введение.

 

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [16, с. 93].” Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Д.Б.Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами… В игре возникает новая психологическая форма мотивов” [17, с. 277]

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра - это “дитя труда”. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает её в своих действиях.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой дети усваивают приемы учения.

 

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С.Выготского, А.Н.Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную.

 

 Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической  литературы по теории возникновения  игры в целом позволяет представить  спектр её назначений для развития  и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идёт от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры. A.Н.Леонтьев доказал, что ребёнок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребёнком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

 Игра - уникальный феномен  общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует  такого самозабвения, обнажения  своих психофизиологических, интеллектуальных  способностей, как в игре. Игра - регулятор  всех жизненных позиций ребенка.

 

Цель: изучить и систематизировать материал по данной теме.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие игра и типы поведения у младших школьников.
  2. Дать характеристику младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезаурус.

 

 

 Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает  самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Коррекция – (исправление частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. 
Недостаток -  Отсутствие  кого-л., чего-л. в должном, необходимом количестве, нужда в ком-л., чем-л.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика игр.

 

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети, в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, регби, шахматы и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно потому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме",А.С.Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь? — Игра!" Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостность бытия человека. При изучении игры исследователи сталкиваются с ее непостижимым богатством, многомерностью проявлений, зыбкостью границ игры и не-игры, хрупкостью, эфемерностью ее феномена как первоисточника досуга и человеческой культуры в целом. Выдающийся нидерландский мыслитель XX столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий", что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хёйзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры2. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует,  развлекает,  дает отдых,  и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Имматериальный смысл игры противостоит рационально-продуктивной деятельности и бездеятельности, скуке, лени, формализму и догматизму. Являясь квинтэссенцией досуга, игры привносят в его содержание бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою первичную самоценность. Прекрасный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явления культуры, Ю.Нагибин так оценивает детскую игру: "Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем"3. Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра — продолжение жизни, где вымысел — грань правды. Это хорошо отразил П.Брейгель, нидерландский живописец (1525 или 1530-1569) в своей философской картине "Детские игры". В центре картины — здание, похожее на школу. Дети высыпали во двор орущей оравой, словно вырвались на волю из западни и, чувствуя дефицит времени, экономя драгоценные минуты, играют лихорадочно, поспешно, самозабвенно. П.Брейгель в этом полотне не бытописатель нравов уличной детворы, не этнограф, хотя демонстрирует калейдоскоп игр со скрупулезностью энциклопедиста. Он в этом случае скорее философ и социолог, придумавший пространство детской игры, психолог, представивший зрителю различные смысловые характеристики детей — завтрашних   взрослых.   Будучи   глубоко   национальным   художником, фольклористом,   у  которого  причудливо  переплетаются  юмор, ирония,  фантастический гротеск, лиричность,  Брейгель-социолог через игры детей демонстрирует приметы массовой психологии людей, стихию их поведения. На картине дети играют, разбившись на группы, пары, компании, назначив водящих. В этой стихии, пестрой безалаберщине — точные линии поведения, некий  прообраз   будущей  личности  человека  —   созидателя  или разрушителя, хозяина жизни или бредущего по жизни вслепую, активного   или   пассивного   человека.    Философская   картина Брейгеля "Детские игры" отражает множественность поведения, замкнутый процесс жизни детского подобщества с его безвольной покорностью и высоким соборным чувством. Брейгель-ученый доказывает, что детям необходима игровая стихия и высокое к ней отношение, ибо непосредственно недоступный ребенку широкий круг действительности овладевается им поначалу только в игре. Игра — первая ступень бесконечной лестницы действительной жизни, и ценность ее именно в том, что она — первая ступень. Брейгель доказывает, что ребенок — существо играющее, что в игре как в форме человеческой радости он становится совершенней, что игровые эмоции у детей восполняют отсутствие четкой системы информации. Данной картиной П.Брейгель спорит со своими оппонентами. Они тоже изображены на этой картине. Один стоит за спиной у художника как сторонний наблюдатель, не знающий: игры — это хорошо или плохо. Другой торчит в окне, у него лицо искривлено злобой, его раздражают игры детей, и потому он льет на борющихся под окном помои или воду. Брейгель свидетельствует, что золотое время детских игр кратко и его необходимо ценить. Удивительно, но на этом эпохальном полотне представлены самые межнациональные игры: с камушками, с обручем, с лаптовкой, с мячом, на ходулях, с веревочкой и даже игры в бабки. Играющие дети оседлали бочки, бревна, заборы, изображая всадников. На картине можно различить вроде бы русские забавы — "разрывные цепи", "чехарду", "слона", "перетяжки", "лапту", "перепрыгушки", "гусек" и т.п. Демонстрируя перспективу играющей улицы, художник как бы доказывает зрителям, что мир игры беспределен, что горизонты детства захватывающи и творчески многообразны. Следует заметить, что во времена Брейгеля игру, игровое действо понимали шире, чем развлечения или забавы, скорее их оценивали как последовательность непредсказуемых событий, как беспредельный и сложный сценарий жизни, ее заданную свыше мистерию. Мы избрали эту картину мастера в качестве образа высокой философии игры, в которой человек сам делает выбор, сам себя возвышает или унижает в качестве образа детства со своими паролями, законами, парадоксами. Социально-педагогические наблюдения художника-гуманиста удивительны. Они доказывают, как сложен и важен мир игры, проектирующий ребенка в настоящую и будущую жизнь, как в игре ребенок все время стремится идти вперед, а не назад, а вперед — значит во взрослость. Рассматривая нетрадиционно игру как источник культуры, Хёйзинга помещает в "игровое пространство" самые противоположные сферы, явления жизни, деятельности человека — искусство, науку, военное дело, военное искусство эпох прошлого, быт, юриспруденцию, любовь, культовые отправления, обряды, ритуалы, обычаи, традиции, поединки и театральные представления и т.д. и т.п. Эта позиция уязвима, но очень интересна. Игровая аура — отражение позитивной психоэнергии человечества. Она способна очищать мышление людей. Она космична в конце концов как внечеловеческое и человеческое событие. Игра как бы отражает энергию космоса. Существовала и другая игра — мистификация, известная как сочинения Козьмы Петровича Пруткова, который подарил россиянам немало мудрых мыслей, переходящих в глупости, и наоборот. В Козьму Пруткова играли поэт Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы. Козьма от Кузьмы, от желания подкузьмить читателя. Прутков — от стремления высечь насмешкой и читателей и себя, выставить на общий позор смешные, нелепые качества современников. Самая "несмеющаяся эпоха", по мнению А.Блока, смеялась, читая, ощущая, любуясь, наслаждаясь "директором Пробирной Палатки", "ответственным писателем" Козьмой Прутковым. Игра — регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях,  она их  школа жизни и "практика развития"  (С.Л.Рубинштейн).  Школа  игры  такова, что в ней ребенок — и ученик и учитель одновременно. Об этом писал большой поклонник игры К.Д.Ушинский, утверждавший, что для ребенка игра — это "действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет,  и  следы этой жизни глубже  остаются,  чем  следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Однако школа игры-жизни претерпела за минувшие годы немало изменений. Следует также отметить, что игра как объект исследования сложна тем, что материалы об играх детей России в ее прошлом и настоящем весьма недоступны, ибо, во-первых, разбросаны по страницам практически исчезнувших ведомственных и краеведческих изданий, по трудам самого контрастного содержания, по неопубликованным архивам фольклорных и других экспедиций; во-вторых, сборники игр, печатавшиеся строго цензурно в советское время, содержат нарочито отобранные, весьма повторяющиеся подборки игр; в-третьих, многие бытующие в детской среде игры просто еще не описаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы неконструктивного поведения младших школьников с недостатками личностного развития.

 

Не менее важной составляющей личностного развития младшего школьника является его поведение, более того оно служит своеобразным индикатором его качества.  Если уровень развития пусть даже одного компонента самосознания не соответствует возрастной норме, это ведет к появлению в характере ребенка негативных свойств или к их преобладанию над позитивными, что, в свою очередь, отражается и на поведении ребенка, которое, в результате, определяется как неконструктивное, отклоняющееся. Различные сочетания дефицитного развития компонентов самосознания и негативных черт личности младшего школьника образуют основу определенных типов неконструктивного поведения. Рассмотрим их более подробно.

 

Импульсивное поведение.

Такое поведение складывается из поступков младшего школьника, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатлении «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно действенно реагирует на тот или иной порыв, но нередко весьма быстро раскаивается в своих действиях. Он прежде всего стремится к удовлетворению возникшего желания или просто к выражению нахлынувших чувств . Определенных целей при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях. Именно этим импульсивное поведение отличается от решительного. Последнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием  наиболее целесообразных и обоснованных решений. Импульсивное поведение присуще тем младшим школьникам, у которых, во-первых, недостаточно развит действенно-волевой компонент самосознания и, как следствие,- еще не укрепилась способность контролировать свое поведение. Во-вторых, у них слабо развит и когнитивный компонент самосознания, т.е. им трудно в полной мере заметить, осознать, что они делают. Другими словами, у них не сформирован «внутренний план действий». В исследованиях Л.С.Славиной и Т.В. Ендовицкой было установлено, что «переход от импульсивного поведения, побуждаемого непосредственной ситуации, в которой находится ребенок, к поведению произвольному предполагает включение внутреннего интеллектуального плана, который, «вклиниваясь» между восприятием ситуации и поведением субъекта, выполняет функцию исследования этой ситуации и организации поведения в соответствии с её пониманием». Младшие школьники, склонные к такому поведению, могут и не обладать при этом негативными чертами характера. Часто достаточно лишь такого свойства, как нетерпеливость, чтобы добрый, жизнерадостный, общительный ребенок вызвал массу нареканий у взрослых, раздражение у сверстников, а сам остро нуждается в психолого - педагогической помощи. Помимо психологических предпосылок импульсивное поведение может иметь в своей основе и физиологические причины.

Информация о работе Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников