Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:47, реферат

Описание работы

Цель: изучить и систематизировать материал по данной теме.
Задачи:
Рассмотреть понятие игра и типы поведения у младших школьников.
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус 6
Общая характеристика игр 8
Типы неконструктивного поведения младших школьников
с недостатками личностного развития 14
Типология черт личности младших школьников 26
Заключение 29
Список информационных источников

Файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология черт личности младших школьников.

 

Черты личности, подобно саморазвитию, также являются важной составляющей личностного развития младшего школьника. Совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, которая складывается и проявляется в деятельности и в общении, обусловливает типичные для него способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Эти особенности – черт личности, первичный абрис которых закладывается именно в детстве, - не существуют изолированно, а связаны воедино и образуют более или менее цельную структуру – характер человека. Вариативность черт личности, или черт характера, обнаруживается не только в их качественном своеобразии, но и в степени их выраженности. Когда степень выраженности той или иной черты достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, что при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения. Однако подобные варианты неблагополучия нами рассматриваться не будут.

Любая черта личности, как правило, своим источником имеет стадию накопления соответствующих ситуационных психических состояний. Если ребенок систематически испытывает определенное психическое состояние, то оно закрепляется и становиться чертой личности. Поэтому, воспитывая у детей социально одобряемые черты характера, первоначально следует преднамеренно создать систему таких ситуаций, участие в которых вызвало бы у детей необходимые психологические состояния и желаемые черты личности. В дальнейшем задача взрослых состоит в том, чтобы, опираясь на проявления у ребенка социально ценных черт личности, развивать, закрепить их и одновременно ослабить, купировать или компенсировать отрицательные черты. В ведущей для младших школьников учебной деятельности значимые черты личности, такие, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, формируется в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся учебных занятий (классных и домашних).

Игровую деятельность, уже хорошо освоенную, привычную для школьников, учитель может с успехом использовать не только для развития и совершенствования указанных позитивных черт, но и для коррекции негативных качеств, искажающих становление личности ребенка. Ориентиром для учителя может служить следующая классификация черт личности, типичных для младших школьников. Черты личности разделены на четыре группы и даны попарно. Первые в каждой паре – социально ценные черты, которые на протяжении младшего школьного возраста необходимо воспитывать и закреплять; вторые – черты, появления которых целесообразно предупреждать или своевременно корректировать, если они уже присущи ребенку.

Желательно не упустить время и проводить коррекционно-развивающую работу именно в младшем школьном возрасте, так как позже добиться успеха гораздо сложнее, а иногда и невозможно.

I группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к себе:

Уверенность в себе – неуверенность в себе;

Смелость – трусость;

Оптимистичность – капризность;

Скромность – развязность.

II группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к другим людям (сверстникам и взрослым)

  Альтруизм – эгоизм;

 Доброта – злость, жестокость;

 Инициативность, общительность  – пассивность, застенчивость;

  Правдивость – лживость.

III группа – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к делу:

Настойчивость – упрямство;

Трудолюбие – леность;

Ответственность – безответственность;

Целеустремленность – нетерпеливость.

  IV – черты личности, характеризующие отношение младшего школьника к собственности:

Щедрость – жадность;

Аккуратность – неряшливость.

 

Необходимо добавить, что черты личности и компоненты самосознания не тождественны, но взаимосвязаны. Некоторые из них могут быть обусловлены, например, степенью адекватности самооценки ребенка, уровнем притязаний и той мерой, в которой он способен к саморегуляции и самоконтролю. Таким образом, личность младшего школьника – это неповторимое единство определенного уровня развития его самосознания и совокупности присущих ему черт характера. Следовательно, предпосылками отклонения личностного развития могут стать как несоответствующий возрастной норме уровень развития самосознания ребенка, так и преобладание в его характере негативных черт над социально ценными. Эти предпосылки, в свою очередь, являются последствием врожденных особенностей нервной системы, или результатом неправильного воспитания в дошкольном детстве. Если не оказать своевременной квалифицированной помощи, недостатки личностного развития младшего школьника незамедлительно сказываются на его поведении и негативно влияют на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам:

  1. игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей; игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме;
  2. игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала; игра должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся;
  3. игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,1983.
    2. Мижериков  В.А., Словарь – справочник по педагогике. – М., 2004.
    3. Рахматшаева В.А., Психологические условия формирования дисциплинированного поведения школьников. – М., 1989. – с.5.
    4. Степанова О.А., Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями. – М.: Издательский центр, 2003. – 208 с., 218с.
    5. Смирнова О.С., Развитие воли и произвольности в раннем дошкольном возрасте. –М., 2001. – с .118.
    6. В.А.Сухомлинского “О воспитании”, с. 93
    7. Шмаков С.А., Игры учащихся -  феномен культуры., М.: Новая Школа, 1994.
    8. http://xreferat.ru/71/4826-1-ispol-zovanie-igrovyh-metodik-v-korrekcionnoiy-razvivayusheiy-rabote-uchitelya-v-nachal-nyh-klassah.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 Игра: «Зоопарк».

Цель: развитие связной речи.

Процедура игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

 Игра: «Канон»

Цель: развитие внимания.

Процедура игры: звучит музыка Ф.Бургмюллера «Кавалькада» (или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта).

Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй – второй, на третий – третий и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они также по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников