Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:47, реферат

Описание работы

Цель: изучить и систематизировать материал по данной теме.
Задачи:
Рассмотреть понятие игра и типы поведения у младших школьников.
Дать характеристику младшего школьного возраста.
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус 6
Общая характеристика игр 8
Типы неконструктивного поведения младших школьников
с недостатками личностного развития 14
Типология черт личности младших школьников 26
Заключение 29
Список информационных источников

Файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, со стороны второй сигнальной системы-речи. Речь по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения. А.Р. Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка будут коренным образом отличаться от непроизвольных движений.  Действие по инструкции- это опосредованное речевым знаком средство управления своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, завтра он сможет выполнить и ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Поэтому следование словесной инструкции можно рассматривать как самую первую и простейшую модель произвольного действия, несущую в себе все его черты и вместе с тем, ввиду относительной простоты, удобную для наблюдения. Преодоление импульсивного поведения у детей происходит постепенно, через воспитание выдержки и самообладания. Они приучаться обдумывать свои поступки, сдерживать порывы, нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством купирования импульсивного поведения младших школьников и коррекции недостатков личностного развития, обусловливающих подобное поведение, являются игры. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками, в которых от всех участников требуется умение сдерживать непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

Преодолеть склонность ребенка к импульсивному поведению можно и в учебной деятельности, требующей усидчивости, целеустремленности, произвольного внимания, в групповых учебных зданиях, успешное выполнение которых зависит от соучастия и сосредоточенности каждого участника.

 

Конформное поведение.

 Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том  числе и детям, свойственна повышенная  склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако 5 – 6-летнего дошкольника еще невозможно считать конформистом: на этом возрастном этапе зависимость от внешних воздействий оправдана и естественна. Ребенок еще не располагает достаточной информацией о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам, поэтому ему приходится доверять внешним источникам информации и полагаться на чужое мнение (в основном близких взрослых). Лишь к младшему школьному возрасту, постепенно, по мере становления самосознания, диалог с ребенка со сверстниками и взрослыми преобладает симметричность и гармонию. Вместе с теми среди младших школьников достаточно много «тихонь», которые готовы во всем соглашаться со взрослыми и подчиняться им. Такое поведение чаще удовлетворяет взрослых, но не пугает и не настораживает. Дети – тихони легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения. Они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется и становится для ребенка привычным, то это  неизбежно приводит к искажению его личностного развития. Психологи установили некоторые типичные недостатки личностного развития детей с конформным поведением. По сравнению со сверстниками у этих детей когнитивный и эмоционально – ценностный компоненты самосознания еще не достигают уровня возрастной нормы. Они по-прежнему больше подражают, чем действует самостоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сложиться впечатление, что эти младшие школьники умственно неполноценны, несмотря на то, что их интеллект в норме. Бывает и наоборот, когда ребенку с конформным поведением присуще обостренное, совсем не детское самосознание, чрезмерная сосредоточенность на себе. Однако и в том, и в другом случае самооценка у этих детей крайне низкая. Вполне закономерно, что при конформном поведении возникают проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичны – избирательность контактов (дети предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответы на уроках, выступления на праздниках). Если такой ребенок все-таки включится в общение, то выбирает линию конформного поведения, как наиболее для себя благоприятного и безопасного. Личностные особенности ребенка, подвигающие к выбору конформного поведения, как правило, не являются врожденными качествами. Они формируются в условиях, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, постоянно ставят в заведомо невыигрышное положение сравнения и соревнования со сверстниками.  Особую роль при этом играет авторитарный стиль воспитания. Безусловно, младшие школьники с конформным поведением нуждаются в грамотной психолого – педагогической помощи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятельность. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые позволили бы ему понять и поверить, что его активность даст зримый и радующий его самого результат. Для этого целесообразно выбирать занятия, которые по настоящему увлекательны для ребенка. Это  может быть и специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения младшего школьника от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности – игры- драматизации.

 

Демонстративное поведение.

Качества личности, противоположные конформности, - самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они могут привести к неконструктивному демонстративному поведению. Его наглядные признаки – стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. К демонстративному поведению приводят погрешности в развитии всех компонентов самосознания личности. Эти погрешности, как уже отмечалось, могут быть обусловлены возрастными особенностями детей 6 – 10 лет (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, пусть даже и приятные; впечатлительность и др.), а также ошибками воспитания. Поэтому и спектр нарушений компонентов самосознания у младших школьников, склонных к демонстративному поведению, достаточно разнообразен. Например, ребенок может использовать такой стиль поведения как инструмент манипулятивного воздействия на окружающих: на взрослых – преимущественно с целью удовлетворить свои потребности, и на сверстников – с целью доминировать. В таких случаях ребенок прекрасно осознает свое поведение и, следовательно, у него все в порядке с развитием когнитивного компонента самосознания, зато, очевидно, есть дефект в развитии самооценки и уровня притязаний: они неадекватно завышены.

И демонстративное поведение здесь является одним из способов удержаться на желаемо высоком уровне. В ряде случаев демонстративное поведение обусловлено потерей или слабостью самоконтроля, т.е дефицитным развитием действенно – волевого компонента самосознания. Оно возникает не обязательно при столкновении с реальной угрозой, а как бы на всякий случай для обеспечения чувства безопасности в межличностном взаимодействии. Достоверно известно, что самооценка у младших школьников с защитным демонстративным поведением занижена. Младшие школьники с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого – педагогической помощи. В коррекционной и профилактической работе с ними игра обладает большими преимуществами, чем учебная деятельность. Коррекционные возможности игры помогают эффективно купировать проявления демонстративности, а психотерапевтический ее потенциал позволяет использовать демонстративное поведение, как это ни парадоксально, для лучшего осознания ребенком самого себя. Объясняется это тем, что в игре учитель может специально предоставить ему возможность максимально ярко и сильно проявить свою демонстративность. Такое заострение негативных черт становится одновременно и способом самовыражения ребенка, и, что особенно важно, одним из способов самосознания. В игре легко сглаживаются негативные черты характера, такие, как капризность, развязность, трудность эгоизм, - столь типичные для младших школьников с демонстративным поведением.

 

Протестное (конфликтное) поведение.

 В пособии «Коррекционная  педагогика в начальном образовании»  уже были рассмотрены основные  проявления протестного поведения – негативизм, упрямство, строптивость и причины (в основном внешние) их происхождения. К этому необходимо добавить, что протестное поведение нередко возникает из-за внутренней рассогласованности в структуре самосознания  ребенка. Например, рассогласованность в самооценке является результатом несовпадения того, как школьник сам относится к себе, с тем, какого отношения к себе он ожидает от сверстников и взрослых. В когнитивном компоненте самосознания показателем рассогласованности будет неадекватность представлений о своей социальной и познавательной компетентности. Как правило, дети с протестным поведением склонны преувеличивать свои возможности.

Когда рассогласованность между компонентами самосознания обостряется, возникает внутриличностный конфликт, что сопровождается неустойчивым настроением, повышенной ранимостью ребенка. Если этот конфликт имеет затяжной характер, то приводит к появлению таких негативных черт личности, как упрямство, трусость, лживость, жадность, эгоизм. Затянувшийся внутриличностный конфликт, как правило, перерастает в межличностный конфликт, что в свою очередь, неизбежно провоцирует протестное, или, другими словами, конфликтное поведение школьника. Дети с конфликтным поведением чаще других сверстников инициирует конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны решать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой. Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное благополучие, необходимо помочь ему осознать, какие из его внутренних тенденций вступили в противоречие; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе. Успешно и в полной мере реализовать эти рекомендации учитель может, если вовлечет школьников в коллективную игру.

В таких играх у детей с конфликтным поведением легче сформировать способность идти на компромисс (взаимные уступки), договариваться, раскрыть им возможности применения других «мирных» и эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций: например, привлекать к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых или кого-то из сверстников), переключать свое внимание оппонента с конфликтного момента на нечто иное, разводить деловую и эмоциональную сторону конфликта и, наконец, отсрочивать конфликт.

 

Агрессивное поведение.

К уже сказанному об этом типе неконструктивного поведения младших школьников необходимо добавить, что агрессивность возникает преимущественно как реакция на состояние фрустрации и сопровождается гневом, ненавистью. От подобной реактивной агрессивности следует отличать враждебную и инструментальную агрессию, которые свойственны младшим школьникам в меньшей степени. Враждебное агрессивное поведение характеризуется целенаправленно - осознанным намерением нанести вред другому. Инструментальное агрессивное поведение – это своеобразное средство достижения какой – либо желаемой цели способ сохранить и усилить контроль над значимым для ребенка окружением. В поисках причинной обусловленности агрессивного поведения младших школьников следует обратить внимание не только на разнообразные негативные внешние обстоятельства (неадекватно жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, введение ограничений в его поведение, нарастание утомления и пресыщения), но и на внутренние, индивидуально – личностные факторы, сила которых не позволяет ребенку справиться с ситуацией, не прибегая к агрессивному поведению. Так, предрасположенность младшего школьника к агрессивному поведению может быть обусловлена дефицитным развитием когнитивного компонента самосознания, что влечет за собой, например, неспособность своевременно и адекватно анализировать ситуацию, интерпретировать намерения окружающих.

 Слабый самоконтроль (дефицитное развитие действенно  – волевого компонента самосознания) не позволяет ребенку вовремя  сдержать негативные эмоции (гнев, раздражение, ненависть) и затормозить  следующие за ними агрессивные  действия. Агрессивное поведение может возникать и как маскировка неуверенности, в которой школьник не хочет признаться даже самому себе. Это свидетельствует о неадекватно завышенной самооценке и о стремлении сохранить ее даже таким заведомо неконструктивным поведением. Заниженная самооценка может стать причиной агрессивного поведения. В этом случае ребенок чаще прибегает к агрессивным акциям, направленным не во вне – на окружающих, а на себя, что выражается в бесконечном самообвинении, самоуничижении и даже нанесении себе телесных повреждений. Дети с агрессивным поведением чаще всего эгоистичны, обидчивы, упрямы. Им могут быть присущи повышенная тревожность, недоверчивость или враждебное отношение к людям. Общепризнано, что игра, наряду с другими средствами, - эффективное средство профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.

 

Недисциплинированное поведение.

Среди младших школьников немало детей, поведение которых нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотренных. Тем не менее оно вызывает нарекания у учителей и у родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисциплинированное. Недисциплинированность, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения младших школьников, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а так же их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия младший школьник ведет себя недисциплинированно просто поэтому, что не знает определенных правил, норм поведения, с которыми следует соотносить свои поступки. Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те младшие школьники, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью контролировать свои действия: соотносить их с правилами, регулировать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимися опыт поведения в аналогичных  ситуациях. Младшему школьнику достичь это трудно, если у него недостаточно развит действенно – волевой компонент самосознания, ответственный за саморегуляцию и самоконтроль. Нередкой причиной недисциплинированного поведения младших школьников может быть неадекватная самооценка(функция эмоционально – ценностного компонента самосознания). В этом случае поведение ребенка противоречит правилам не потому что он «не знал как…», а просто он «думал, что…», т.е.самоконтроль поведения есть, но базируется он на ложных основаниях. Подобные искажения – результат недооценки или переоценки младшим школьником своих личностных качеств, своих возможностей. Как правило, младшим школьникам с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязанность, леность, эгоизм, неряшливость.

Организуя коррекционную работу с ними, учителю следует помнить, что количество обязательных для выполнения дисциплинированных норм и правил должно быть таким, при котором «не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся». Тем не менее выбор и правильное использование эффективных воспитательных и коррекционно – развивающих мер воздействия на младших школьников, нарушающих дисциплину, по- прежнему вызывают у учителя определенные затруднения. Поскольку большинство дисциплинарных нарушений младших школьников не носит злонамерного характера и связано с естественной детской активностью, с недостаточно развитым навыком самоорганизации, с дефицитом чувства ответственности и типичным для детей аффективным конфликтом между «хочется» и «нельзя», то учителю не следует действовать по стереотипу «нарушение – наказание». Ключевое правило в работе с коррекции недостатков личностного развития и поведения младших школьников ориентирует учителя на то, что выбираемые им методы коррекционно – развивающего воздействия, в том числе игра, не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию адекватного образа «Я».         

Информация о работе Игра в коррекции недостатков личностного развития младших школьников