Игра в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Роль игры в воспитании и обучении младших школьников
1.Теория происхождения игры и классификация основных игр
2. Игра как средство обучения
3.Игра как воспитательное средство

Содержание работы

Глава 1. Роль игры в воспитании и обучении младших школьников

1.Теория происхождения игры и классификация основных игр

2. Игра как средство обучения

3.Игра как воспитательное средство

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

«Привязывание» П. Ф. Лесгафтом  каждого вида игр к оп ределенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, где игры с правилами занимают одно из главных мест в педагогическом процессе, начиная с млад ших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию. В России тогда было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры, в основном, начинались в школь ном возрасте.

В работах Н. К. Крупской детские  игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая  их главную особенность — самостоятельный  характер. Такое название сохранилось  и в традиционной для отечественной  дошкольной педагогики классификации  детских игр. Другую группу игр в  этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр  носит условный характер.

Современная отечественная  педагогика к творческим играм относит  сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся  дидактические и подвижные игры.

 

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и  механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения  те же, что и у сюжетно-ролевой  игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между  людьми, то в строительной — сфера  созидания, созидания архитектурных  сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой  игры.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью  различных материалов и действий. Расширение представлений детей  об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.

 Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются  разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои  впечатления, переживания, осваивают  их в деятельности в непосредственном  контакте друг с другом.

К классификации игр-драматизаций существует несколько подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых  игр, но с некоторыми особенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

 

Другие ученые относят  игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгры вается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

В данных определениях нет  противоречий. В игре-драма тизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система ре альных взаимоотношений между играющими, сочетание роле вых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваи вают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру подвижных  игр входят игровые действия, правила  и материал, а также нередко  — роль и сюжет. Правила в таких  играх сформулированы до начала игры. С подчинением правилу связано  развитие произвольных движений, когда  тре буется сдержать непосредственное побуждение (не убегать огг «медведя» до определенного сигнала), затормозить действия, как в игре «День и ночь», или изменить их по сигналу ведущего, как в игре «Море волнуется». В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой  деятельности является дидакти ческая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и спо-, собы умственной деятельности.

Структуру дидактической  игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести  дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат  и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической  игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической  задачи. Правила в дидактической  игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному  пути, объединяя дидактическую и  игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность  игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения  участников и формируют межличностные  отношения. В игровых действиях  реализуются игровая и дидактическая  задачи. Средством решения дидактической  задачи выступает дидактический  материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.

Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет  места детскому творчеству. В играх  с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя  новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей группе появилась  новая игра— «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

С другой стороны, было бы неверным представлять, что и в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими и  способы использования игрового материала. Эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; договариваясь об игре, надо выслушать всех, кто хочет играть). Во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, мешает играть, хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

1.2 игра как  средство обучения 

Игра представляет собой  особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Неудивительно, что проблема игры в истории человечества привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и

психологов, но и философов, социологов, этнюграфов, искусствоведов, биологов. Естественно, что пред ставите лей научных отраслей в игре

интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что  игра неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что  проливает свет на её природу. И по

сей день высказываются взгляды  на игру как деятельность, обусловленную

 

1.3  игра  как  воспитательное средство

 

Всякое средство, даже самое  совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы».[ .C.64] Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

 

1. Игры должны быть  такого рода, чтобы играющие привыкли  смотреть на них как на нечто  побочное, а не как на какое-нибудь  дело.

 

2. Игра должна способствовать  здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

 

3. Игра не должна грозить  опасностью для жизни, здоровья, приличия.

 

4. Игры должны служить  преддверием для вещей серьезных.

 

5. Игра должна оканчиваться  раньше, чем надоест.

 

6. Игры должны проходить  под наблюдением воспитателей.

 

7. При строгом соблюдении  этих условий игра становится  серьезным делом, т.е. развитием  здоровья, или отдыхом для ума,  или подготовкой для жизненной  деятельности, или всем этим одновременно.

 

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как  кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные  игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.[C.98]

 

Изучение современной  педагогической литературы об игре позволяет  сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно  должны учитывать при организации  детских игр на уроках и во внеурочное время.

 

1. Свободное и добровольное  включение детей в игру: не  навязывание игры, а вовлечение  в нее детей.

 

2. Дети должны хорошо  понимать смысл и содержание  игры, ее правила, идею каждой  игровой роли.

 

3. Смысл игровых действий  должен совпадать со смыслом  и г содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

 

4. В игре дети должны  руководствоваться принятыми в  обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих  ценностях.

 

5. В игре не должно  унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

 

6. Игра должна положительно  воздействовать на развитие эмоционально-волевой,  интеллектуальной и рационально-физической  сфер ее участников.

 

7. Игру нужно организовывать  и направлять, при необходимости  сдерживать, но не подавлять, обеспечивать  каждому участнику возможность  проявления инициативы.

 

8. В подростковых и  особенно в старших классах  необходимо побуждать учащихся  к анализу проведенной игры, к  сопоставлению имитации с соответствующей  областью реального мира, оказывать  помощь в установлении связи  содержания игры с содержанием  практической жизненной деятельности  или с содержанием учебного  курса. Результатом обсуждения  игры может быть пересмотр  ее содержания, правил и др.

 

9. Игры не должны быть  излишне (откровенно) воспитательными  и излишне дидактическими: их  содержание не должно быть  навязчиво назидательным и не  должно содержать слишком много  информации (дат, имен, правил, формул).

 

10. Не следует вовлекать  детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и  жизни, в игры-сорняки (содержащие  в своих правилах и действиях  нарушения общепринятых норм  морали).

 

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных  видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются  свои правила. Например, Ч. Куписевич достаточно подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью Своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо и др. [ .C.43]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Основываясь на теорию моей курсовой работы , я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.

Информация о работе Игра в младшем школьном возрасте