Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:33, курсовая работа
Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ по развитию элементарных математических представлений, а предметом - игра, как метод развития математических способностей дошкольников.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть возможности игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста;
• определить возможности дошкольников к изучению математических основ посредством игры;
• определить систему работы с детьми 5-6 лет по развитию математических способностей в свете современных требований.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………. 6
§ 1. Игра как средство обучения математике, руководство математической игрой …………………………………………………………………………….. 6
§ 2. Развитие математических способностей у дошкольников……………….13
Глава 2. Использование игрового метода в развитии математических способностей дошкольников …………………………………………………...16
§ 1. Занимательный материал на занятиях математики……………………….16
§ 2. Логические упражнения и задачи………………………………………….20
§ 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений ……………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………………….. 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИГРА В РАЗВИТИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Выполнила:
слушатель курсов
профессиональной
по программе
«Дошкольная педагогика и психология»
Бикбулатова Розалия Сабировна
Проверила:
к.п.н., доцент
Абдуллина Лилия Бакировна
Стерлитамак 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………. 6
§ 1. Игра как средство обучения
математике, руководство математической
игрой …………………………………………………………………………….
§ 2. Развитие математических способностей у дошкольников……………….13
Глава 2. Использование игрового метода в развитии математических способностей дошкольников …………………………………………………...16
§ 1. Занимательный материал на занятиях математики……………………….16
§ 2. Логические упражнения и задачи………………………………………….20
§ 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений ……………………………………………………………………..23
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….. 26
ВВЕДЕНИЕ
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу — имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста – одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения математике. Крайняя разнородность взглядов на само понятие "математические способности" приводит к тому, что до сих пор отсутствуют сколько-нибудь концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности в работе педагогов.
Исследователи, занимавшиеся проблемами математических способностей, формирования и развития математического мышления (А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.В. Дубровина, К.А. Рыбников и др.), при всей разнородности высказываемых мнений, отмечают, прежде всего, специфические особенности мышления математически способного ребенка (а также профессионального математика), в частности, гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, с легкостью переходить от одного пути решения к другому, выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях. Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, воображения и восприятия.
В детском саду нередко встречаются такие случаи: способный к математике ребенок мало интересуется ею и не проявляет особых успехов в овладении этим предметом. Но если педагог сумеет пробудить у него интерес к математике и склонность заниматься ею, то такой ребенок, "захваченный" математикой, может быстро добиться больших успехов. Подобные случаи имели место и в жизни известных ученых-математиков (Н.И.Лобачевский, М.В. Остроградский, Н.Н. Лузин и другие).
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме развития математических способностей. Это связано прежде всего с тем, что успех развития общества зависит от количества входящих в его состав одаренных и талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей.
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.
Рассмотрение игровых приемов для развития математических способностей детей дошкольного возраста является целью курсовой работы.
Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ по развитию элементарных математических представлений, а предметом - игра, как метод развития математических способностей дошкольников.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть возможности игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста;
• определить возможности дошкольников к изучению математических основ посредством игры;
• определить систему работы с детьми 5-6 лет по развитию математических способностей в свете современных требований.
Методы исследования: анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов по проблеме исследования, наблюдение.
Теоретическая значимость курсовой работы: раскрыты теоретические основы развития математических способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений, ее сущность и содержание.
Практическая значимость курсовой работы: рассмотрена методика работы по развитию математических способностей на занятиях математики и в игровой деятельности.
Структура: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. ИГРА В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1. Игра как средство обучения математике,
руководство математической игрой
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и др.), формированию интереса к ним помогает игра — одно из самых привлекательных для детей занятий.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Математическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного возраста.
Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Педагог привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребенка умению пользоваться математическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.
Ценность математических игр и упражнений в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Благодаря использованию таких игр на занятиях математики в детском саду можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
В игре воспитанники незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.
Таким образом, математические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.
Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач. А между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся обстановке, где ему трудно длительное время активизировать внимание на однообразной работе, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Игры и упражнения будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как они доступны и понятны ребенку.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли подобных игр.
Математические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекала к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Э.Сеген (1812—1880), Декроли (1871—1932), М.Монтессори (1870—1952), Ф.Н.Блехер (1945), А.И.Сорокина (1982) и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Э.Сеген, Декроли, М.Монтессори. Но, несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память детей. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности.
Почти все игры, созданные для обучения и воспитания, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.
Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.
Информация о работе Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста