Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ по развитию элементарных математических представлений, а предметом - игра, как метод развития математических способностей дошкольников.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть возможности игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста;
• определить возможности дошкольников к изучению математических основ посредством игры;
• определить систему работы с детьми 5-6 лет по развитию математических способностей в свете современных требований.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………. 6
§ 1. Игра как средство обучения математике, руководство математической игрой …………………………………………………………………………….. 6
§ 2. Развитие математических способностей у дошкольников……………….13
Глава 2. Использование игрового метода в развитии математических способностей дошкольников …………………………………………………...16
§ 1. Занимательный материал на занятиях математики……………………….16
§ 2. Логические упражнения и задачи………………………………………….20
§ 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений ……………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………………….. 26

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

Почти все загадки можно условно разделить на следующие группы.

1. Загадки, в которых  встречаются различные числа,  предмет характеризуется с количественной стороны;

2. Загадки, раскрывающие  и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина,  ширина, высота, толщина, объем;

3. Загадки, в которых  указывается форма предмета, раскрываются  некоторые свойства геометрических фигур;

4. Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно-временной точки зрения.

Отгадывание загадок –  это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ-отгадку. Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка – это еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.

Например:

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки – 

Вот и я.     (Треугольник)

Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так  думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?»

Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник  любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.

Пример следующий:

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.   (Стол)

Вопросы взрослого: «Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка». Так взрослый отстаивает «правильность суждений», а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, это загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.

Для формирования полноценных  математических представлений и  для развития познавательного интереса у дошкольников наряду с другими  методами я использовала занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволил соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекли детей. Слушая увлекательную историю и переживая с героями все их необыкновенные приключения, дошкольники в то же время включились в решение целого ряда сложных математических задач, научились рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Целесообразно по ходу чтения сказки дать возможность ребенку  практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем, чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.

Познавательный материал содержал задания по темам «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Так сказка «В гостях у Гнома-часовщика, или История о том, как не опоздать в школу» в занимательной форме дети познакомились с определением времени по часам. Сказка "Как Топ учился математике» позволила углубить представления о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда, понимание, что последующее число отличается от предыдущего на единицу. История про «Женькины игры» предложила различные проблемные ситуации, в которых необходимо было определить и оценить величину предметов. В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» дети вместе с персонажами учатся ориентироваться в пространстве.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Занимательные вопросы, задачи, загадки используются воспитателем и в ходе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знании у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели, занятия и уровня развития детей.

Так, методически правильно подобранный занимательный материал способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

 

 

 

 

§ 2. Логические упражнения и задачи

 

Логических задач создано  много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщить изображенные предметы по признакам, находить отличия. Это задачи на продолжения ряда, нахождения ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т.д. При решении логических задач наиболее полно проявляются приемы умственный деятельности: обобщение, сравнение, абстрагирование.

В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Задачи на поиск не достающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому их надо использовать первыми в обучении детей дошкольного возраста. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

В подготовительной к школе  группе используется еще один вид  логических задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур. Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Задачи на поиск признака отличия должны быть наглядно представлены в графическом изображении, их решение осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задачи, анализировать его.

Обучение детей решению  задач такого типа должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции: анализ и сравнение, выделение и обобщение признаков, свойственных каждой группе, сопоставление, установление отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Таким образом, в ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признака отличия основным в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мысленного сопоставления. Процесс анализа и решения задачи в этом случае тесно переплетается с доказательством решения. Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

Широко известные всем счетные палочки оказались не только счетным материалом. Многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволили также сформировать геометрические представления и развить пространственное воображение детей. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации).

  Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

- задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

- задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

 - задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры: Дана фигура из 5 квадратов. Надо убрать 3 палочки, оставив 3 квадрата.

  В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения. К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно, дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур

образных и сюжетных изображений

 

Особое место среди  математических развлечений занимают игры на составление плоскостных  изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов  геометрических фигур. Наборы фигур  при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной  определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Дошкольников увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Таким образом, можно выделить последовательные этапы игр на воссоздание геометрических фигур на примере игры «Танграм»:

«Танграм» - одна из несложных  игр. Называют ее и «Головоломкой  из картона» «Геометрическим конструктором».

Первый этап освоения игры – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления 2-3 имеющихся новой. Первый этап освоения игры дает ряд упражнений, на выработку практических умений и элементов геометрических воображений.

Ко второму этапу освоения игры – составлению фигур силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является более важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Для успешного создания фигур – силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Игры на составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должен быть эффективно использованы воспитателем, для зрительного и мыслительного анализа детей.

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененными) – третий этап освоения игры, что является доступным детям 6 – 7 лет при условии их обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из основных задач  дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить ребенка-дошкольника  считать и измерять предметы, решать арифметические задачи, но и видеть в окружающем мире свойства, отношения  и зависимость предметов, уметь передавать их с помощью знаков-символов, учить выстраивать умственные операции, логически мыслить.

Целью работы было изучение проблемы использования игровых приемов при развитии математических способностей у дошкольников. Для ее достижения была  проанализирована  психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрен  и проанализирован игровой метод в педагогическом воздействии.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно  состоит из взаимосвязанных и  взаимообусловленных представлений  о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»  понятий.

Под математическим развитием  дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формированию у ребенка  математических представлений способствует использование разнообразных дидактических  игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

 

 

  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров, Ю.П. Игра в дошкольном возрасте/ Ю.П.Азаров. – М.: Мысль, 2000. – 48 с.
  2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ Н.А.Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 112 с.
  3. Аргинская, И.И. Математика, математические игры/ И.И.Аргинская. – Самара: Федоров, 2005. – 32 с.
  4. Беженова, М.А. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений/ М.А.Беженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 64 с.
  5. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах/ А.В.Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39.
  6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников/ А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  7. Белошистая, А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет/ А.В.Белошистая. – М.: Ювента, 2006. – 52 с.
  8. Богусловская,  З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры/ З.М.Богуславская. – М.: Просвещение.1996. – 284 с.
  9. Бонгард,  М. М. Проблема узнавания/ М.М.Бонгард. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1967. – 320 с.
  10. Бондаренко,  А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  11. Волчкова, В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова. – М.: ТЦ "Учитель", 2007. – 96 с.
  12. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет/ В.Г.Гоголева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 56 с.
  13. Головчиц, Л.А. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей/ Л.А.Головчиц – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003. – 160с.
  14. Гурьянова, Ю.Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов/ Ю.Ю.Гурьянова. – М.: Дом. XXI век: Рипол Классик, 2007. – 241 с.
  15. Денисова, Д. А. Математика для дошкольников. Подготовительная группа. 6+/ Д.А.Денисова, Ю.А.Дорожин. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 16 с.
  16. Ерофеева, Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников / Т.И.Ерофеев, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998. –  64с.
  17. Звонкин, А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников/ А.К.Звонкин – М.: МЦНМО, МИОО, 2006. – 240 с.
  18. Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под. Ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 84 с.
  19. Кузнецова В.Г.  Математика для дошкольников: популярная методика игровых уроков/ В.Г.Кузнецова. – СПб.: Оникс, 2006. – 64 с.
  20. Михайлова, З.А.  Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада/ З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
  21. Михайлова, З.И.  Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ З.И.Михайлова, Э.Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 176 с.
  22. Михайлова, З.И.  Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ З.И.Михайлова. –СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 80 с.
  23. Носова,  Н.Е. Логика и математика для дошкольников/ Н.Е.Носова. –СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 96 с.
  24. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации/ Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. – М.: Ювента, 2006. – 224 с.
  25. Попова, Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ Г.П.Попова, В.И.Усачева. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 141 с.
  26. Смоленцева, А.А. Математика до школы/ А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 191 с.
  27. Шведова,  Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта/ Л.М.Шведова. – М.: БАО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.

Информация о работе Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста