Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:33, курсовая работа
Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ по развитию элементарных математических представлений, а предметом - игра, как метод развития математических способностей дошкольников.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть возможности игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста;
• определить возможности дошкольников к изучению математических основ посредством игры;
• определить систему работы с детьми 5-6 лет по развитию математических способностей в свете современных требований.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………. 6
§ 1. Игра как средство обучения математике, руководство математической игрой …………………………………………………………………………….. 6
§ 2. Развитие математических способностей у дошкольников……………….13
Глава 2. Использование игрового метода в развитии математических способностей дошкольников …………………………………………………...16
§ 1. Занимательный материал на занятиях математики……………………….16
§ 2. Логические упражнения и задачи………………………………………….20
§ 3. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений ……………………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………………….. 26
Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия…
Подбор игр и упражнений для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного занятия является закрепление знаний по составу числа, то и математическая игра или упражнение, включенные в занятие, должна этому способствовать.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в математической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.
Планируя систему занятий по математике по той или иной теме, нужно заранее подобрать игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели занятия, было посильно всем детям и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой детям игре. Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами. Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание детей на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном и увлекательном для детей игровом материале.
При выборе математических игр и упражнений следует учитывать не только их обучающую задачу, но и ее воспитывающую роль. Наиболее ценными математическими играми являются те, которые требуют от детей проявления наибольшей самостоятельности, преодолению неуверенности в своих знаниях для отдельных воспитанников, которые нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.
Методика проведения математических игр требует большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой игрой должно быть тщательно продумано. Чтобы математическая игра или упражнение заинтересовала детей и решила ту учебную задачу, которую она призвана решать, воспитанники к этой игре должны быть заранее тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры.
Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, таблицы, геометрические фигуры, цифры, монеты и т.д.), детей с ним нужно заранее познакомить.
Нередко случается, что материал к игре готовится самим педагогом. Лучше всего привлекать к изготовлению игр (например, «картонное лото», «геометрическое домино» и другие игры) детей. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры. Необходимо при этом воспитывать у детей эстетические чувства, аккуратность. Это очень важно потому, что нередко ребенок самостоятельно не может отличить красивое от некрасивого, подлинно художественное исполнение игрушек, окружающих его предметов от безвкусицы, внешней красивости. Нередко дошкольников отличает поспешное, неаккуратное выполнение работы (лишь бы сделать), его, как правило, редко интересует качество выполненного задания. Совместное с воспитателем изготовление игр или материалов для игр позволит воспитывать столь важные для детей чувства красоты, аккуратности.
Затем происходит знакомство детей с правилами игры, ее содержанием. Обязательно на первых порах воспитатель бывает участником игры, показывает, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победителем или побежденным. После тщательного объяснения и показа содержания игры можно организовать ее с коллективом группой или группой детей (если игра проводится в свободное время).
Так как педагог должен сам жить интересами воспитанников, он должен показывать живой интерес к игре и этим увлекать детей. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых же играх нужно создать ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от тона, каким проводится игра. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре быстро угасает.
Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может привести к тому, что, вместо того, чтобы решать, считать, дети будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес детей к ней.
Игра должна быть преподнесена четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям. При этом следует следить за выполнением правил игры детьми, поправлять, если они ошибаются, одобрять тех, которые безошибочно выполняют правила игры. Однако во время игры не следует делать длинных нравоучений, так как это нарушает игровое действие и интерес к игре ослабевает.
Игровой фон занятию создают «участвующие» в нем любимые детьми герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, как правило, нуждающихся в математической помощи или просто зрителей.
Но нужно стремиться, чтобы каждый игровой элемент занятия был нужен для решения его общей задачи или задач, чтобы игра не становилась самоцелью.
§ 2. Развитие математических способностей у дошкольников
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные перемены в познавательной деятельности малыша, которые происходят в итоге образования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
В начальной школе курс математики, как показывает практика, дается школьникам сложно. Часто дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Вероятно, одной из главных причин таких проблем является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из самых важных задач воспитателя и родителей – развить у малыша внимание к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в занимательной и игровой форме поможет ребенку в последующем быстрее и проще усваивать школьную программу.
В связи с проблемой
образования и роста
Говоря о математических способностях, как особенностях умственной деятельности, нужно указать на ряд распространенных заблуждений. В первую очередь, многие думают, что математические способности заключаются в способности к быстрому и точному вычислению. В действительности же вычислительные способности отнюдь не связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие считают, что способные к математике дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, количества. Хотя, как указывает академик А.Н. Колмогоров, удача в математике меньше всего основана на способности с высокой скоростью и надежно запоминать большое число фактов, цифр, формул. Наконец, думают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. На самом деле быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может трудиться медленно и неторопливо, однако в то же время скрупулезно, творчески, успешно продвигаться в усвоении математики.
В.А.Крутецкий в книге “Психология математических способностей школьников” различает 9 способностей (компонентов математических способностей):
- умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей.
- умение обобщать математический материал, вычленять важно, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном.
- умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
- умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
- умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
- умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
- гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
- математическая память. Возможно предположить, что её типичные черты к тому же вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.
- логическое мышление. Логическое развитие детей предполагает тоже создание умения осознавать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе логической связи.
Таким образом, можно сформулировать следующее:
- развитием математических способностей у дошкольников нужно заниматься;
- математические способности создаются и развиваются в ходе обучения;
- математические способности – это не просто умение считать в пределах 10, а целый комплекс способностей.
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Занимательный материал на занятиях математики
Одна из основных задач
дошкольного образования –
В своей работе для развития внимания и сообразительности я использую задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребенка от поспешных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то, или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания. Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными. Назначение задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.
Занимательные вопросы могут быть, например, следующими:
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)
- Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое)
- Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
В своей работе я использовала и загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказали неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Информация о работе Игра в развитии математических способностей детей дошкольного возраста