Игровая технология в начальных классах школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.1 Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Файлы: 1 файл

Игровая технология в начальных классах школ.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

Игровая технология в начальных классах школ

Размещено на /

ВВЕДЕНИЕ

 

Пути повышения эффективности  обучения ищут педагоги всех стран  мира. Одним из важнейших решений  этой задачи является разработка и  внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным  процессом и гарантированный  успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.1 Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:

1. совокупность (сочетание,  соединение) каких-либо компонентов;

2. логика, последовательность  компонентов;

3. методы, приёмы, действия, операции;

4. гарантия результата.2

Впервые в педагогике понятие  «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х  гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических  средств и программированного обучения.

Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода « производственно-технический процесс с гарантированным результатом»3

Так как в моей курсовой работе речь идёт об эффективности  учебного процесса в НАЧАЛЬНЫХ классах, то нельзя обойти некоторые факты. Маленький  ребёнок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.

Когда он попадает в школу  целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход. Не следует  рассматривать их как маленьких  взрослых. Их мир существует, и они  рассказывают о нём в игре.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба. Должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в  других видах деятельности, развиваются  психические процессы, поэтому опора  на игру – это важнейший путь включения младших школьников в  учебную работу.

Игра вводит ребёнка в  жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные  игры способствуют быстрому запоминанию  изученного материала, интенсивности  изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.

Такому вопросу уделяли  внимание следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров («Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат»), Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов ( Л. Андерсон, Дж. Блок, и др.).

АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время  всё больше внимания в научной  литературе уделяется использованию  игры в целях повышения эффективности  учебного процесса, но далеко не все  педагоги умеют правильно использовать её в обучении.

ГИПОТЕЗА: Использование  игровых технологий на уроках музыки в начальной школе способствует успешному усвоению знаний учащихся.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игровая  технология в начальных классах  школ РБ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс  обучения с использованием игровых  технологий в начальных классах  на уроках музыки.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать использование игровых технологий в начальных классах на уроках музыки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- рассмотреть использование  игры в качестве метода обучения  в начальных классах;

- рассмотреть классификацию  игровых технологий;

- проанализировать процесс  использования игровых технологий  в начальных классах средней  школы;

- обосновать возможности  практического применения игровых  технологий в начальных классах  средней школы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

 

1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

 

1.1 Игра как метод обучения

 

Всем хорошо известно, что  для развития у детей чувства  ритма, такта, музыкального слуха и  памяти необходимо с ранних лет тесно  знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением  – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра –  это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что  является развлечением, отдыхом, она  способна перерасти в обучение, в  модель воспитания.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших  поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных  технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр».4

Педагогическая игра в  отличии от обычных игр обладает существенным признаком – чётко  поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые  могут быть обоснованы, выделены в  явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью.

«Игры – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил» - М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обученья.

Игра представляет собой  небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается  несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия  игры в ней обязательно есть элемент  неожиданности. Услышав неожиданный  вопрос, ребёнок начинает думать, как  на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое  общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

В человеческой практике игровая  деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить  удовольствие, воодушевить, пробудить  интерес);

коммуникативную: усвоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

диагностическую: выявление  отклонений от нормального поведения;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру  личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение  в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи  четыре главные черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию  ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

Эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная  природа игры, «эмоциональное напряжение»);

Наличие прямых или косвенных  правил. Отражающих содержание игры.

В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

Роли, взятые на себя играющими;

Игровые действия как средства реализации этих ролей;

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Реальные отношения между  играющими;

Сюжет (содержание – область  действительности, условно воспроизводимая  в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными  возможностями. В том и состоит  её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти  в обучение.

Игра в обучении - яркий  пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной  форме. Анализ литературы по использованию  игры в обучении показывает, что  игра – явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние  на ребёнка. Игра помогает сплотить детский  коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые  и это способствует самоутверждению  каждого в коллективе. В играх  воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

На уроках игровая форма  занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые  выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи; учебная деятельность подчиняется  правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют  одну общую идею. Каждая игра – это  набор задач. Задачи даются ребёнку  в различной форме – в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые  разнообразные: лёгкие – доступные  малышам и трудные – непосильные  для взрослого. Поэтому задачи могут  развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку  идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

В развивающих играх удалось  объединить один из основных принципов  обучения от простого к сложному с  очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных  с развитием творческих способностей:

Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;

Задания всегда опережают  развитие способностей;

Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок  развивается наиболее успешно;

Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу  непринуждённости, радости.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой  ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом  плане. Итоги игры выступают в  двойном плане – как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется  через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение  с реальность. Важнейшая роль принадлежит  обсуждению, в котором учащиеся совместно  анализируют результаты игры, соотношение  игровой модели и реальности.

Результативность дидактических  игр зависит от:

Систематического их использования

Целенаправленности программы  игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет  развивается параллельно основному  содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные  элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной  школы.

Таким образом, многое зависит  от понимания учителем функций и  классификации педагогических игр.

игровой педагогический школьник творческий

Информация о работе Игровая технология в начальных классах школ