Игровая технология в начальных классах школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.1 Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Файлы: 1 файл

Игровая технология в начальных классах школ.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Цель наблюдения: Использование игровых методов на уроке музыки в начальных классах.

Наблюдение ведётся в  СШ № 30 в 1 «А» классе на уроке музыки.

План наблюдения

1. Какие виды игровых  технологий использовались на  данном уроке.

2. Эмоциональная отзывчивость  детей на применение учителем  игровых методов на уроке музыки.

3. Уровень усвоения знаний  учащимися при использовании  игровых методов на уроке музыки.

4. Активизация творческой  деятельности и развитие творческих  способностей детей при использовании  учителем игровых технологий  на уроке музыки.

Вывод

Наблюдение данного урока  отметило недостатка работы учителя  при малом использовании игровых  технологий на уроке музыки, что  повлекло за собой следующие результаты: были плохо достигнуты цели урока, поставленные учителем, а некоторые из них вообще недостигнуты; дети часто отвлекались  и мало понимали о чём говорит  учитель; уровень усвоения нового материала, проверенный в конце урока, оказался очень низким; не удалось активизировать и творческую деятельность, развить  творческие способности.

 

2.2 Формирующий этап

 

ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Повысить уровень знаний ребёнка, поднят его на ступень выше в развитии.

МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема четверти: «Волшебный мир звуков»

Тема урока: «Каких чудес  припас нам вечер?»

Тип урока:

Образовательная: обобщить представления детей о разнообразии звуков, о способности музыки отражать окружающий мир и настроение человека.

Воспитательная: воспитать  у детей здоровый интерес к  музыке; воспитать в детях высокое  понимание ценностей в музыке.

Развивающая: развить творческую деятельность учеников; развивать слуховое внимание и звуковое воображение  детей; дифференцировать и накапливать  динамические и регистровые слуховые представления; развивать звуко-высотный слух и ритмическое чувство учеников; обобщить инструментальные, речевые, певческие и пластические исполнительские умения; развивать творческую самостоятельность, навык переноса умений на новый художественный материал.

Оборудование: ТСО, учебник  «Музыка 4 класс», музыкальные ложки, фортепиано, оркестровый треугольник, свечи, музыкальные диски.

Ход урока

Ученики входят в класс  под музыку марша из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского (движение под музыку и в её настроении).

Музыкальное приветствие (тихое  и громкое).

Учитель: Как звал нас  на урок звонок: одинаково или по-разному? (Тихо и громко, таинственно и  радостно.) Давайте поприветствуем друг друга африканской песенкой, которая подарит нам радостное  настроение. (Игровая приветственная песня из африканского фольклора  «Хэй, хэй – привет тебе!») Так как скоро конец четверти и нам предстоит ещё готовиться к осеннему празднику «Богач», давайте съездим в осенний лес попрощаться с нашими друзьями. На каких инструментах мы будем исполнять их музыку? (Музыку лошадки – на ложках, музыка листочков – на маракасах, птичек – на фортепиано и т.д.) (Речевая игра-рондо «Едем – едем на лошадке» (один из вариантов). Исполнение в ритме на реальных и «волшебных» (воображаемых) инструментах персонажей игры.). Мы выехали на поляну и встретили кого? (Ёжика.) (игровая песня «Ёжик – ёж». Моделирование движением пальчиков-колючек слуховых представлений.) Вот мы уже в чаще, а там живёт…? (Паучок – паучина.) (Шведская игровая песня «Паучина». Пластическое «рисование» образов.)

Учитель: Ребята, волшебница Музыка снова помогла нам побывать в осеннем лесу, посмотреть, какой  же он красивый в эту пору года. Посмотрите, а ведь в лесу уже темнеет. Осенью вечер наступает рано. Кто «нарисует» на клавишах фортепиано, как темнеет  небо и на землю постепенно опускается ночь? Давайте зажжём на тёмном небе яркие звёзды. (зажигаю свечи по классу.) (звукоподражание на фортепиано и оркестровом треугольнике: вечер  опускается на землю (кластеры на фортепиано из верхнего в нижний регистр), в  небе зажигаются звёзды (на фоне кластера в нижнем регистре фортепиано игра на треугольнике). (Музицирование на пиано!)

Учитель: А теперь послушаем, как «нарисовал» вечер композитор Р. Глиэр (или С.Прокофьев). Поможем  ему «рисовать» движением рук. Как  красиво у нас получилось! (Слушание и пластическое интонирование –  пьесы Р.Глиэра или С.Прокофьева «Вечер» (игра «Зеркало»).

Учитель: Пора уезжать из леса, пока совсем не стемнело. А поедем мы с вами не домой, а к бабушке  в деревню. Там за печкою живёт  сверчок – маленький жучок, который  тоже поёт волшебные песни. (Речевое  и пластическое « Едем – едем на лошадке» (окончание игры).

Учитель исполняет ритмодекламацию, затем разучивает её с учениками. (Ритмодекламация под музыку « Золотой сверчок» (муз. К. Нефе, сл. Т.Кубяка)

Учитель: Правда, красивая песня  у золотого сверчка? А какие замечательные  песни поют нам вечером бабушки  и мамы! Кто знает, как они называются? (Колыбельные.) (Слушание в исполнении учителя белорусской народной колыбельной « А ты, коцiк, не хадзi».) С такими песнями детям сладко спится. Но ведь рано или поздно ночь заканчивается. И даже сверчок перестаёт петь с первыми лучами солнца. Давайте послушаем, как поёт осень за окном, и поможем солнышку подняться. ( Звукоподражание – (игры «Эхо» и «Зеркало»). Звуки осени: ветер, шуршание опавших листьев, дождь, хлопанье крыльев летающих птиц. Кластерное хоровое исполнение: «Солнышко просыпается, всходит, ярко светит и заходит, все личики сливаются в один лучик» (унисон).

Учитель: Вот какие вы волшебники, молодцы! А сейчас вспомним нашу игру – песенку на лошадках и исполним её весело и задорно. Будьте внимательны, потому что слова у  нас будут новые. (Игровая песня  «слово на лошадках») ( Ритмическое  исполнение с хлопками новых слов: вечер – вечерок; звёзды – звёздочка; мама – мамочка, сказка – сказочка, наш сверчок, колыбельная, просыпайся и т.д.)

Учитель: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Вы уже  успели заметить, какая Музыка волшебница. Она при помощи волшебных звуков может «нарисовать» всё вокруг нас, даже картины осени, вечера. А может  передать нам своё настроение.

Музыкальное прощание. Выразительность  «эха» (Игра «эхо»: учитель – дети.)

Ученики выходят из класса по музыку марша из балета П.И.Чайковского  «Щелкунчик».

АНАЛИЗ УРОКА:

Данный урок является одним  из немногих, использовавший игровые  технологии на уроке музыки в начальных  классах; на нем активизировалась творческая деятельность учащихся. Материал, изученный  на этом уроке дал качественный показатель усвоения материала; цели были реализованы  – этому способствовало достаточное  количество используемых игровых технологий и правильная их организация.

 

2.3 Контрольный этап

 

ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА: проверить уровень усвоения учащимися  материала на уроке музыки в начальных  классах по сравнению с первым (констатирующим) этапом.

МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема четверти: «Волшебный мир звуков»

Тема урока: «Музыкальное путешествие в осенний лес»

Тип урока: урок углубления темы.

Цель урока:

Образовательная: накопить у детей звуковые образы, открыть  мир музыкальных и шумовых  звуков.

Воспитательная: сформировать у детей хороший вкус музыки в  индивидуальном характере.

Развивающая: развивать звуковое воображение, мобилизовать слуховое внимание, накопить звучащие жесты, развивать  умение ансамблевого исполнения, развивать  музыкально-ритмическое чувство, развивать  интонационную выразительность, развивать  слуховые представления и чистоту  певческого интонирования, развивать  певческий голос и певческие  умения, накапливать слуховые представления  повтора, контраста и музыкальной  формы.

Оборудование: учебник, фортепиано, ТСО, музыкальные диски, осенние  листики, школьная доска, наглядные  изображения длительностей.

Ход урока

Ученики входят под музыку марша С.С. Прокофьева. (Движение под  музыку и в её характере).

Музыкальное приветствие. Выразительность  «Эха» и «зеркала». (Игровая приветственная песенка «Хэй, хэй – привет тебе!». Игры «Эхо» и «Зеркало».)

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в сказочный  осенний лес, где тоже живёт наша волшебница Музыка, но отправимся мы туда не пешком, а поедем на лошадке. Сожмём кулачки и постучим. Это будут  копытца нашей лошадки. Что же мы услышим и увидим в путешествии? С кем встретимся? (Речевое рондо-игра «Едем-едем на лошадке». Игры «Зеркало»  и «Эхо». Речевая игра в форме  рондо с различными ритмическими заданиями, регистровой, динамической и тембровой нюансировкой в эпизодах.

Учитель: Вот, ребята, мы с  вами уже забрались в чащу. А  кого мы там можем встретить? (Ёжика.) Давайте с ним познакомимся. Сомкните лошадки в замочек, и вот у  каждого уже есть свой ёжик. А  теперь споём про него песенку, а  пальчиками будем «рисовать» его  колючки. Мы будем ёжику задавать вопросы, а он нам будет отвечать. (Игровая детская песня «Ёжик-ёж» (русский вариант текста Т.Боровик). Разучивание методами «Зеркало»  и «Эхо»: работа над чистотой звуковысотного интонирования, координация слуха, движения и голоса. Диалогическое пение: учитель – класс со сменой ролей.)

Учитель: Молодцы, ребята! Хороший  у вас получился разговор с  ёжиком. Ну, а сейчас нужно выехать  из лесной чащи. (Продолжение рондо-игры «Едем-едем на лошадке» - речевое и  пластическое интонирование. Игры «Эхо»  и «Зеркало». Знакомство с новыми эпизодами–персонажами.)

Учитель: И приехали мы в  класс. Давайте вспомним, кого же мы встретили сегодня в осеннем  лесу. А поможет нам это сделать  игра-песенка «Слово на лошадках»:

 

Ё-жик ТА-ТА

Ё-жи-ки ти-ти-ТА

Ли-стья ТА-ТА

Лис-ти-ки ти-ти-ТА

Зай-чик ТА-ТА

За-инь-ка ти-ти-ТА и т.д.

 

Далее песня исполняется  с аккомпанементом. ( Игровая песня  «Слово на лошадках». Работа над выразительностью, динамическими нюансами, ритмической  точностью и ансамблем исполнения.)

Учитель: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Волшебница Музыка помогла нам с вами побывать в осеннем лесу, услышать как шуршат листья, поют птицы, стучит дятел, прыгает  заяц, помогла познакомиться с  ёжиком.

Музыкальное прощание.

Ученики выходят из класса под музыку марша С.Прокофьева. (Движение в характере музыки.)

АНАЛИЗ УРОКА:

Данный урок показал большую  разницу усвоения учащимися материала  по отношению с первым (констатирующим) этапом. Дети активно участвовали  на уроке, были заинтересованы, проявляли  творческие способности. Таким образом  можно сказать, что использование  игровых технологий на уроке музыки в начальных классах с целью  эффективного усвоения учащимися нового материала – одно и важнейших  требований к современному учителю  музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и  сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и  мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет  расширить границы собственной  жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей  природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого  в активную работу, эта форма урока  противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать  в учебных целях энергию, которую  школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые  могут быть обоснованы, выделены в  явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью.

Анализ эмоционального состояния  детей в результате проведённого урока музыки с применением игровой  технологии показывает, что урок вызвал у детей эмоциональный подъём, что положительно сказывается на усвоение материала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3

Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы м тесты. -М.2002, С.59-64

Образцова Т.Н. Музыкальные  игры для детей. 2005,С.5-6,26-27,

Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной  работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29

Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60

Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (в 2-х частях).М.: 1992.

Герман Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий» «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления». «Учительская газета» №40 (10069)/ 2005-10-04

Кларин М.В. Образовательные  возможности игры // современная  педагогика. – 1985, №3

Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: 1999 С.8

Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.,1994

Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория.

Левин В.А. Воспитание творчества.- Томск: Пеленг, 1993.С.63

Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 1999. С.184

Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994, С.465.

Размещено на

1 Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО,2002-С.149

2 Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов.- Мн.:2000-5с

3 Кларин М.В. Педагогическая  технология – М.,1989,С7

4 Герман Селевко «энциклопедия образовательных технологий» «Педагогическая технология на основе активизации, интенсификации и эффективного управления», Учительская газета №40,2005

5 Занков Л.В.Избранные педагогические труды. – М.,1999.-424С.

6 Пономарев Я.А.Психология  творчества. – М.: Наука, 1976.-303с.

7 Короткова М.В.Методика  проведения игр и дискуссий  на уроках. М., 2001.С.3.

8 Петровский А.В.Введение  в психологию.-М.: Академия,1995.494с.

9 Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии.2000.№4.С.183.


Информация о работе Игровая технология в начальных классах школ