Игровая технология в начальных классах школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.1 Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Файлы: 1 файл

Игровая технология в начальных классах школ.docx

— 72.59 Кб (Скачать файл)

1.2 Виды педагогических  игр

 

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в  высшей школе обращаются к игровым  технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут  сочетаться с различными психолого-педагогическими  тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Игры следует разделить  по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Классификация  педагогических игр приведена на рисунке № 1.

По характеру педагогического  процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых  устанавливаются по ходу игровых  действий; игры, которые сочетают свободную  игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие  по её ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации.

 

 

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые  и т.д.

«Вольные» игры различают  по той сфере жизни, которые они  отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, и этнографические.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и  с ТСО, а также с разными  средствами передвижения.

Форма – способ существования  и выражение содержания. По форме  выделяют самостоятельные типовые  группы, в которых следующие игры: игры – празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые  действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Педагогические игры обладают существенным признаком – четко  поставленной целью обучения и соответствующим  ей педагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая  форма занятий, которая создаётся  при помощи игровых приёмов и  ситуаций.

Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется  правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых  технологиях принадлежит заключительному  ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно  анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Развитию психологических  качеств личности, эмоциональности  и гибкости ума способствую игровые  уроки. Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. В игровой  увлекательной форме учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо  и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, что  учатся – легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной  ситуации.

Рассмотрим некоторые  особенности методических типов  игр, принимаемых в образовательном  процессе.

Деловые игры – хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.

Возможные варианты структуры  деловой игры на уроке.

Знакомство с реальной ситуацией;

Построение её имитационной модели;

Написание сценария;

Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую  обстановку;

Уточнение целей проведения игры, составление руководства для  ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических  материалов;

Разработка способов оценки результатов игры в целом и  её участников в отдельности.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные  цели, определяется объём необходимых  знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам.

Попробуем рассмотреть более  подробно технологию деловой игры. Деловая игра используется для решения  комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных  умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном  процессе применяются различные  модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама.5 Схематично технологию деловой игры можно представить следующим образом.

 

Рисунок №2 .Технология деловой  игры.

Этап подготовки

Разработка игры

Разработка сценария;

План деловой игры;

Общее описание игры;

Содержание инструктажа;

Подготовка материального  обеспечения.

 

Ввод в игру

Постановка проблемы, целей;

Условия, инструктаж;

Регламент, правила;

Распределение ролей;

Формирование групп;

Консультации.

Этап проведения

Групповая работа над заданием

Работа с источником;

Тренинг;

Мозговой штурм;

Работа с игротехником.

 

Межгрупповая дискуссия

Выступление групп;

защита результатов;

правила дискуссии;

работа экспертов.

Этап анализа и обобщения

Вывод из игры;

Анализ, рефлексия;

Оценка и самооценка работы;

Выводы и обобщения;

Рекомендации.


 

Этап подготовки начинается с разработки сценария – условного  отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная  цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры  игры, содержание ситуации и характеристик  действующих лиц.

После идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная  цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики  обращаются к ведущему и экспертам  за консультацией. Допускаются предварительные  контакты между участниками деловой  игры. Негласные правила запрещают  от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент  и этику поведения.

Этап проведения – содержание; процесс игры. С началом игры никто  не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель  только может корректировать действия участников, если они уходят от главной  цели игры. Различают три способа  развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые  игры в зависимости от модификации  могут быть введены различные  типы ролевых позиций участников:

По отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;

По организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;

По отношению к новизне  – инициатор, осторожный критик, консерватор;

По методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;

По социально-психологическим  позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения  результатов игры подразумевает  выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые  результаты, отмечает ошибки, делает вывод  занятия. Внимание обращается на сопоставление  используемой имитации с соответствующей  областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального  действия;

Ситуационные, связанные  с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.

Выделяют в структуре  ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

1. Роли. Роли, которые выполняют  учащиеся на уроке, могут быть  социальными и межличностными. Социальные  роли обусловлены местом в  индивида в системе объективных  социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные  роли определяются местом индивида  в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.

2. Исходная ситуация. Выступает  как способ её организации.  При всём разнообразии определения  понятия ситуации необходимо  учитывать и обстоятельства реальной  действительности, и взаимоотношение  коммуникантов.

3. Ролевые действия, которые  выполняют учащиеся, играя определённую  роль. Ролевые действия как разновидность  игровых действий органически  связаны с ролью – главных  компонентом ролевых игр –  и составляют основную, далее  неразложимую единицу развитой  формы игры, которые включают  вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

По сути, ролевая игра является художественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни. Это одно из важнейших средств  первичной социализации ребёнка, позволяющее  расширить ролевой репертуар, отработать навыки ролевого поведения, овладеть ролевым  этикетом и осознать его условность. Детские ролевые игры – своеобразная антология сценарных вариантов  жизни и моментов, определяющих ход  сценарного действия.

Таким образом называя  ролевую игру игрой, иметь ввиду, что это «игра в жизнь», т.е. искусство, способ расширения реального  жизненного опыта человека новым, иллюзорным, но переживаемым и поэтому подобным опыту подлинному.

Ролевая игра внесла вклад  в развитие творческого и эстетического  потенциала ребёнка, об изменении характера  репродукции в игре и выработке  навыков дедуктивного мышления, но нас интересует в данном случае прежде всего технология, т.е. принципы, приёмы и средства изображения в ролевой  игре.

Можно сделать вывод, что  путь воплощения основных принципов  педагогической технологии игровой  деятельности на уроке – это

Организация проживания урока  как художественного образа;

организация творческих импровизаций, открывающих возможности самореализации всех участников;

осмысление и подведение итогов совместной деятельности.

 

1.3 Развитие творческой  активности младших школьников  в процессе реализации игровой  педагогической технологии

 

Главной задачей системы  образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов  и психологов (Р. М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.

Н.В. Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.

Необходимо отметить, что  существует противоречие между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования  этих возможностей как средств активизации  и эффективности развития потенциала младших школьников.

Несмотря на разработку отдельных  аспектов данной проблемы ещё недостаточно изучен педагогический аспект творческой активности учеников начальной школы, связанный с технологическим  подходом в организации учебно-воспитательного  процесса.

В образовании эта область  остаётся мало разработанной и находится  в стадии становления. Поэтому педагогические технологии образования как область  теории и практики нуждаются в  значительной разработке, и сам термин – в уточнении дефиниции. Разрешение проблемы активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных  мероприятий, а создание дидактических  и психологических условий осмысленности  учения, включение в него учащегося  на уровне творческой активности.

Информация о работе Игровая технология в начальных классах школ