Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории (технология игровых форм обучения)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 15:57, курсовая работа
Описание работы
В работе рассмотрена технология игровых форм обучения как одной из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Содержание работы
I. Актуальность темы. II. Основы технологии игровых форм обучения. 1. Общие положения понятия игры. 2. Классификация игр. 3. Познавательная функция игры. 4. Концептуальные положения игры. 5. Цели и задачи игры. 6. Особенности отбора содержания учебного материала. 7. Средства обучения. 8. Способы мотивации. 9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося. 10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников. 11. Организационные формы. III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития. IV. Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]
Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]
1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.
2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.
3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.
4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.
Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
II. Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Общеизвестно, что образное знание истории является живым и полноценным. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений. Для учащихся 3-х – 5-х классов хорошим подспорьем для учителя будет рубрика «Страницы истории нашей Родины», где красочным, доступным для понимания учащимися языком авторы воссоздают словесные картины прошлого. Великолепные иллюстрации этих книжек позволяют детям фиксировать не только словесные, но и зрительные образы прошлого. Этой же цели служат исторические учебные картины и альбомы русских и советских художников, живописующих русскую историю.
В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
a) Работа с учебником.
b) Использование аппарата учебника.
c) Иллюстрации учебного пособия.
d) Исторические карты.
e) Учебные исторические картины.
f) Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
g) Тексты художественных произведений.
h) Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Как эти средства использует учитель, см. в приложении (стр. 3-6)
Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[3]
Виды мотивации:
a) Познавательные:
1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).
2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
b) Социальные:
1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[4] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Младший школьный возраст.
1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
2. Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.
3. Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.
4. Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.
5. Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.
Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.
Средний возраст.
1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
3. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
4. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.
Старший школьный возраст.
1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Перед учителем стоят задачи:
1. Опираться на достижения предыдущего возраста.
2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.
3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения:
a) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
b) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
c) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы:
a) В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
a) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
b) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.