Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории (технология игровых форм обучения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена технология игровых форм обучения как одной из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Содержание работы

I. Актуальность темы.
II. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.
III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
IV. Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.

Файлы: 1 файл

igra.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

c)      Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

d)     Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

e)      Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.

f)       В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

g)      В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

1)             Назначение на роль непосредственно взрослым.

2)             Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

3)             Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

4)             Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

5)             Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

1.              Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

2.              Принципы развития игровой динамики.

3.              Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).

4.              Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

5.              Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1.              Использование игровых элементов на уроке.

2.              Урок – игра.

I.                    Игровые элементы.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Формы деятельности

Решаемые задачи

1.       Организация экспедиций

-       в пещеру древнего человека

-       на Олимп

-       в страну пирамид

-       в древнегреческий театр

-       в хижину средневекового крестья-нина

-       на пир феодала

-       путешествие на ярмарку в Шампань

2.       Урок-игра (сюжетно-ролевые игры)

-       крестики-нолики

-       пресс-конференция:

a)      с участниками крестовых походов

b)      с участниками великих геогра-фических открытий

c)      с жителями средневекового города

-       заседание городского совета средневекового города

-       конкурс рисованных фильмов

-       урок-игра в форме суда (над историческими деятелями)

1.       Эмоциональный настрой на получение знаний.

2.       Умение строить диалог.

3.       Создание образного представления о посещаемом месте.

4.       Получение конкретных знаний через личное ощущение.

 

 

 

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать  воз-можность выхода  самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорга-низации, самооценки учащихся.

Задачи: 1.Умение работать со словарем.

2.       Умение ориентироваться в истори-ческих знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.

3.       Умение и навык работы в библиотеке:

a)      Составление библиографии конк-ретного вопроса.

b)      Библиографическое описание книги, журнала, статьи.

c)      Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.

d)     Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.

e)      Отбор нужной информации.

4.       Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

5.       Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

6.       Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

7.       Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1.       Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2.       Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3.       Обязательна констатация результата игры.

4.       Компетентное жюри.

5.       Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

I.                    Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках истории и об интересе к этому предмету для большинства учащихся. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы. Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

Информация о работе Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории (технология игровых форм обучения)