По графику видно, что среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.
II. Диагностика результатов обучения показала, что на параллели классов, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:
- Учащиеся составляют кроссворды, и мы их разгадываем на уроках, либо проводим конкурсы любителей кроссвордов по темам.
- Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
- Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
- Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
- Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
- Творчески подходят к решению той или иной проблемы.
III. Диагностика результатов развития учащихся:
a) В процессе игровой деятельности учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
- Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
- Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
- Умение вести диалог.
- Умение слушать оппонента.
- Давать рецензию на ответ.
- Творческие работы учащихся.
b) В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:
- Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
- Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
- Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
- Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории.
«Человек – наивысшая ценность жизни»
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.
Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько[5]
КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОПИ + ТР
КЗ – конкретные знания
ЭКЗ – элементы конкретного знания
ТЗ – таблица знаний
ОПИ – основные правила игры
БУК – блок учебных карт
ИК – игровая конструкция
ПНК – полученный набор карт
ТР – таблица результатов
– обратная связь
Эта схема позволяет любому учителю-предметнику составить учебную игру на любую из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание – составить свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей.[6] Любой учитель может с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
При подведении итогов игры можно использовать таблицу результатов игры, приведенную Беспалько В.П. в своей книге.
Этапы | Подготовительный | | | | Основной | | | Дополнительный | Сумма |
циклы | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | |
Игроки | | | | | | | | | | | | | | | |
Команды | | | | | | | | | | | | | | | |
А | | | | | | | | | | | | | | | |
В | | | | | | | | | | | | | | | |
С | | | | | | | | | | | | | | | |
С ее помощью определяется победитель-ученик, или команда-победитель.
Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их.
Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.
Литература.
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
3. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.
4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.
6. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3
7. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.
8. В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.
9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.
10. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
11. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
12. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.
13. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г.
[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.
[2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.
[3] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9
[4] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 13
[5] В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» М.Педагогика 1989г., стр.169.
[6] Составлены игры: Исторические викторины, Казино времен, Лото истории, Акулы истории и т.д.