Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:35, контрольная работа
Как показывают результаты логопедических обследований за последние года, нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно ( нарушение произношения у детей), так и качественно.
Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Введение. 3
Игра, как способ логопедической коррекции. 5
Лексические упражнения. 5
1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов. 5
2. Упражнения, развивающие понимание отношения "целое и его часть (деталь)": 6
3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением: 7
4. Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии. 7
5. Упражнения для усвоения антонимов. (Для детей от шести лет). 8
Игры и упражнениядля развития речи дошкольников. 9
Заключение 16
МГГУ им. М.А. Шолохова
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Контрольная работа по логопедии
на тему:
«Игры и упражнения в логопедической коррекции».
Москва - 2013
Содержание:
Как показывают результаты логопедических обследований за последние года, нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно ( нарушение произношения у детей), так и качественно.
Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Недостаточно
ясная речь детей с произносительными
проблемами, а тем более с наслоением фонематической
и лексико-грамматической недостаточности
ограничивает речевое общение, может отрицательно
влиять на полноценность всестороннего
развития ребенка, вызывать психические
наслоения, специфические особенности
эмоционально-волевой сферы, способствовать
развитию отрицательных качеств характера
(застенчивости, нерешительности, чувства
неполноценности). Если вовремя не уделить
должного внимания устранению нарушений
речи, то они превратятся в стойкий дефект
и могут сказаться в дальнейшем на обучении
в школе, на выборе профессии.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической
деятельности на логопеда. Основная цель
при этом - сочетание работы по формированию
произносительной стороны речи и работы
по совершенствованию фонематических
процессов, лексико-грамматических средств
языка.
Однако достижение этой цели связано с
определенными трудностями, являющимися
следствием усложнения произносительного
дефекта, наслоения фонематических и лексико-грамматических
несовершенств, неоднородности проявлений
речевой недостаточности, а также низкого
уровня активности детей при монотонности
процесса автоматизации. Кроме того, усложняет
задачу ограниченность во времени, отведенном
на занятия, и недостаточность участия
и контроля со стороны воспитывающих взрослых.
В связи с этим на первый план выступают
задачи: поиск наиболее эффективных путей
коррекции нарушений произношения; поиск
возможностей сочетания решения в коррекционном
процессе произносительных и других речевых
задач.
В значительной мере повышения эффективности
коррекционной и пропедевтической работы
можно добиться посредством активизации
дошкольников на логопедических занятиях.
Принцип активности ребенка в процессе
обучения был и остается одним из основных
в дидактике.
Такого рода активность сама по себе возникает
нечасто, она является следствием целенаправленных
управленческих педагогических воздействий
и организации педагогической среды, т.е.
применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами,
активизирующими и интенсифицирующими
деятельность детей, в некоторых же технологиях
эти средства составляют главную идею
и основу эффективности результатов. К
таким технологиям можно отнести игровые
технологии.
Необходимость проведения коррекционных
замыслов логопеда в его работе с дошкольниками
через игру очевидна. Работа логопеда
нуждается в использовании игровых приемов
в еще большей степени, нежели в обычных
воспитательных мероприятиях. Именно
благодаря тому, что педагог общается
в этот момент с ребенком «на равных»,
преодолевается часто встречающаяся скованность
и застенчивость детей на первом этапе
работы. Создание на каждом из этапов логопедического
воздействия целенаправленных игровых
ситуаций, формирует у детей навыки правильной,
самостоятельной речи, побуждает к познавательной
активности.
Реализации поставленных задач максимально
способствует применение дидактической
игры как формы обучения и коррекции. Одним
из составных элементов дидактической
игры являются правила игры.
В дидактической игре правила являются
заданными. Используя правила, логопед
может управлять игрой, процессами познавательной
и коррекционной деятельности, поведением
детей.
Применение игровой технологии в логопедической
практике необходимо основывать на учете:
ведущего вида деятельности дошкольников,
этиологии, механизме и структуре нарушения
звукопроизношения, состоянии фонематических
процессов, лексико-грамматических средств
языка, связной речи, поэтапного использования
наглядных средств обучения.
Включение игр в логопедическое занятие
должно соответствовать принципу целесообразности,
способствовать решению произносительных
и других речевых и психологических задач,
необходимых для развития конкретного
ребенка.
Игры могут быть частью занятия, занятие
полностью может состоять из игр, объединенных
одним сюжетом или одним персонажем.
Игры должны проводиться в неторопливом
темпе, чтобы ребенок имел возможность
понять задание, осознанно исправить ошибку.
В игре необходимо добиваться активного
речевого участия всех детей, при этом
по возможности использовать двигательную
активность.
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.
Прежде чем говорить о развивающих дидактических играх, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав свое внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух.
Как показывают многочисленные исследования в этой области, дети дошкольного возраста лучше усваивают любой материал в коллективе. Поэтому доброй традицией могут стать детские праздники, игры, соревнования. Причем воспитательный процесс в таких условиях протекает не только в русле развития различных умственных и творческих способностей детей, но и в русле детской и взрослой дружбы.
В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения.
Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды:
Цель упражнения : научить детей называть словами действия и состояния, которые производят или в которых находятся наблюдаемые ими предметы.
Логопед сидит за низким широким столиком, на котором размещен "птичий двор" (варианты: "колхозное пастбище", "пчельник"). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все "на птичьем дворе".
Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит?
Ку-ка-ре-ку! - охотно показывает кто-то из детей.
Верно! - Но петух не только кричит: он ищет зерна и, когда найдет их, подзывает кур, чтобы отдать им найденное зернышко. Вот посмотрите (и логопед разыгрывает сценку как в кукольном театре): идет, идет петух, ногами разгребает, разгребает траву. Видит: зерна лежат. "Нашел! Нашел!" - радуется он. Но сам зерен этих не клюет, бережет их для своих друзей, для кур. И вот он зовет их: "Тут-тут-тут-тут". Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют. А петух вокруг них похаживает, говорит: "Вот-вот-вот! Кушайте на здоровье!" Какой хороший друг наш петушок!
Так что же умеет делать наш петушок?
Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке логопеда.
Петушок сделает все, что умеет, а ребенок будет говорить, что он делает.
Вот он важно...
... идет, - говорит ребенок.
Вот он вошел в траву и...
. разгребает ее. - Что это?
... нашел зернышко! Радуется!
Логопед добавляет; "Сам не клюет, бережет для друзей, зовет, куры слышат, бросаются к нему, бегут, клюют; а петух похаживает, приговаривает". «Какой он?».
Дидактическая игра «Найди похожие предметы (игрушки)».
На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены игрушки (например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики) по четыре экземпляра каждого вида, все разных размеров и цветов. Дети должны по очереди подойти к столу и показать названную воспитателем игрушку, а затем и другие похожие на неё, показывают их всем товарищам. Воспитатель комментирует их действия: «Вот маленький серый слон», « Вот маленький жёлтый слон», « Вот побольше слон серый», « Вот большой серый слон».
а) "Назови целое". Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).
б) "Назови сложное действие". Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий.
в) "Назови части". Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше - "Назови целое", при выполнении его можно использовать и дидактический материал, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.
Дидактическая игра «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник).
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных частей (деталей).
Варианты дидактического материала:
Ножки, крышка – стол; Ножки, сиденье, спинка – стул; Мотор, кабина, руль, кузов, колёса, фары – автомобиль;. Циферблат, стрелки, корпус, механизм – часы.
Кисть, локоть, предплечье, плечо – рука; Пальцы, ногти, ладонь – кисть руки.
В беседах логопед опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.
а) "Уточни слово". Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.
б) "Дай общее название". Задача, как и в предыдущем упражнении, - усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное.
в) "Дай три названия и больше". Образцы дидактического материала:
1) клевер - трава - растение;
2) стол - мебель - вещь;
3) каша - блюдо - пища - питание.
Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы.
Дидактическая игра « уточни слово». От ребёнка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовое понятия к данным видам. Упражнение « дай общее название». Задача – усвоение обобщающих слов, но работа идёт в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие – то общие родовые понятия, дети называют слова, их конкретизирующие: фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт, животные, игрушки.
Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.
В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.
Детям дошкольного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного смысла морфем: они сами способны на словотворчество. Опыт показывает, что если специальными упражнениями помочь малышам осмыслить (чуть-чуть) морфологическую структуру слова - не всякого, а только такого, структура которого совершенно ясна, - то развитие их значительно убыстряется, укрепляются их способности к абстрагированию.
Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава и другие подобные слова.
Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого и не надо делать преждевременно. Логопед должен довольствоваться тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности они улавливают безошибочно. Понимают дети и значение слов с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами, но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания.
Волчишка, - сказала девочка, - это бедненький волчик.
Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым суффиксам: - Онок-, - ёнок: медведь - медвежонок, утка - утёнок; - иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.
В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.
Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.
Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов - понятия отвлеченные), запоминать эти слова, т.е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т.е. без опоры на реальные предметы. Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.
а) Усвоение антонимов большой - маленький.
Дети должны охарактеризовать величину (большой - маленький) пар предметов: зверей на картинках; объемных геометрических тел - кубов, шаров, пирамид, колец и т.д.; плоскостных изображений геометрических фигур.
б) Усвоение антонимов низкий - высокий, узкий - широкий, мелкий - глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т.д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т.д.
Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть:
1) наборы строительных материалов для дома, двора, сада;
2) наборы картинок, геометрических тел;
3) посуда.
в) Усвоение антонимов вниз (внизу) - вверх (вверху), вперед (впереди) - назад (сзади), далеко (вдали) - близко (вблизи) также надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом ("далеко - близко идет автомобиль, трамвай, автобус"; "кто бежит впереди, а кто сзади", "мяч летает вверх и вниз" и т.д.).
Дополнительным дидактическим материалом может быть:
1) фланелеграф с набором любых картинок;
2) мультфильм,
3) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.
г) Усвоение антонимов - однокоренных глаголов: входить - выходить, вбегать - выбегать, въезжать - выезжать...; завязывать - развязывать, загибать - разгибать, загораживать - разгораживать...; подбегать - отбегать, подводить - отводить, подносить - относить, подплывать - отплывать, подъезжать - отъезжать...; прибегать - убегать, привозить - увозить, прилетать - улетать, приходить - уходить; разбегаться - сбегаться, разливать - сливать, развязывать - связывать, развинчивать - свинчивать и т.д.
Работа над подобными антонимами является одновременно и работой по развитию языкового чутья в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок е - и вы-, раз - и с-, при-и у - и т.д.
Информация о работе Игры и упражнения в логопедической коррекции