Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:33, творческая работа
Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.
ИГРЫ,
РАЗВИВАЮЩИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛУХ
Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.
Чем играем?
Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым из звуков, издаваемых ими, детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
Слухачи
Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем - на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, со стороны дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.
Где будильник?
Все дети, кроме водящего, выходят из комнаты. Водящий прячет большой, громко тикающий будильник Дети возвращаются и ищут будильник, если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.
Шумящие коробочки
10-12 коробочек
от «киндер-сюрпризов», наполненные
разными сыпучими, гремящими, стучащими
и шуршащими материалами (
Быстро - медленно
Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.
Тихо - громко
Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по комнате (классу), когда раздаются громкие хлопки - стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку, платит фант.
Шаг - бег - стоп!
Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, - и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую - бодро шагать, под плясовую - бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.
Сосчитай удары
Ведущий предлагает
детям закрыть глаза и
Молоточки
Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек
Ритмические рисунки
Перед на чалом
игры ведущий объясняет детям, как
можно с помощью знаков записывать
тот или иной ритмический рисунок
Например, длинными и короткими вертикальными
палочками можно обозначать громкость
и количество звуковых сигналов (хлопков,
ударов в бубен и др.), а горизонтальными
палочками – паузы между
Игровое задание - прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.
Обратное задание - воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.
Кто сказал комплимент?
В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т.п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга - не искажать звучание своего голоса.
Во втором круге игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
Угадай, кто?
Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков отгадать, кто так говорит:
- Московское время 1О часов 5 минут.
- Налить Вам еще чаю?
- Открой рот и скажи «а-а-а»!
- 1, 2, 3 - тебе водить!
- Мороженое - сливочное, клубничное, шоколадное!
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области - туман.
- Осторожно, двери закрываются!
Следующая станция - «Таганская».
- Внимание! Прибытие поезда «Москва - Санкт-Петербург» ожидается в 18 часов - и т.д.
Так бывает или нет?
В игре принимает
участие вся группа детей. Их задача
– внимательно слушать
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
И. Семенова
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
К. Чуковскuй
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
З. Александрова
Правильно - неправильно
Игровое задание - заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут придумывать свои предложения.
- По утрам я сначала надеваю куртку, а потом - рубашку.
- Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
- Ночью я часто хожу гулять в лес.
- Вечером я плотно завтракаю и иду гулять и т.д.
Снежно-звуковой ком
Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить» ком из звуков и назвать его снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш ком. Затем первый игрок называет какой либо звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой - третий по счету и т.д.
Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, т.е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.
Слоговые цепочки
Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например MA~ Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук (МА - М?). Очередной участник повторяет два предыдущих слога и добавляет свой (МА - МО - МИ) и т.д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.
Можно предложить детям придумывать цепочки как с прямыми, так и с обратными слогами или со стечением согласных звуков. Повторять их можно, сохраняя не только согласные, но и гласные звуки (ПА - МА - НА - Р А...; ОК - ОТ - ОР - от...).
Друг за другом повторяй!
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй его повторяет и добавляет к нему какое-либо свое. Третий игрок повторяет два первых слова и добавляет к нему свое и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Придумываем предложение
Так же, как и в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, но с одним условием – слова должны быть связаны между собой по смыслу, например:
- Синий...
- Синий автобус...
- Синий автобус едет...
- Синий автобус едет по...
- Синий автобус едет по улице...
- Синий автобус едет по улице, которая... и т.д.
Продолжи стихи
Педагог предлагает детям закончить стихотворные строчки, подобрав слова с опорой на их смысл и звучание, например:
«Му» и «Му»
одно лишь слово говорит всегда... корова.
День погас, и солнцу: - Прочь! Приказала быстро... ночь.
То правое, то левое Она понежит ушко.
Всегда такая мягкая Белая... подушка.
Будет щедрый урожай, Вкусный будет... каравай.
Он сродни Речному раку,
Он готов Идти в атаку,
Повторяя: «Я не слаб». Как зовут задиру?... Краб.
Много платьев, Много хруста.
Как зовут ее?.. Капуста.
Всегда летит под облака ¬ Он легкий и отважный.
Известно всем наверняка, Что это... змей бумажный.
У папаши и сынишки Фраки, белые манишки.
Два серьезных господина Антарктических... пингвина.
Подует ветер с юга ¬ Стихает сразу... вьюга.
Отгадай-ка, кто проворно Ищет крошки, ищет зерна?
Говори же, не робей, Это - храбрый... воробей.
Для желторотых крошек Весь день носил он мошек,
Заботливый отец! Зовут его... скворец.
С последним сугробом Простилась зима,
И первой траве Улыбнулась... весна.
Земля лучами так согрета, Что босиком гуляет... лето.
Желтый цвет Для елок и для сосен
Не подходит! ¬ Жалуется... осень.
Белые шапки Надели дома,
Холодно им ¬ Наступила... зима.
Рифмы
Задача участников этой игры - придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те, кто придумает самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдет самые редкие, оригинальные рифмы.