Игры, развивающие фонематический слух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:33, творческая работа

Описание работы

Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Файлы: 1 файл

ИГРЫ.docx

— 40.43 Кб (Скачать файл)

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ 

Один из игроков  заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или  молоточком, трет один предмет о  другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов  он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы  и на виду у всех производит тот  же звук, а отгадавший становится ведущим.

Чем играем?

Для игры потребуется  набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические  ложки и др.

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор  самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым из звуков, издаваемых ими, детей следует  предварительно познакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу  ведущего подходят к нему поближе  и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может  перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Слухачи

Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые  «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем - на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, со стороны дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает  все услышанные звуки с детьми.

Где будильник?

Все дети, кроме  водящего, выходят из комнаты. Водящий  прячет большой, громко тикающий будильник  Дети возвращаются и ищут будильник, если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

Шумящие коробочки

10-12 коробочек  от «киндер-сюрпризов», наполненные  разными сыпучими, гремящими, стучащими  и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным  песком, фасолью, мелкими камешками  и др.), помогут организовать увлекательную  игру, в которой ее участники  должны найти среди всех коробочек  две одинаково звучащие. Главный  принцип заполнения коробочек  - материал в парных коробочках  должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по  весу и количеству, только тогда  они будут звучать одинаково.

Быстро - медленно

Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне  стопы; под тихие, частые удары - бегут  на цыпочках, словно мышки.

Тихо - громко

Пока ведущий  тихо хлопает в ладоши, дети спокойным  шагом ходят по комнате (классу), когда раздаются громкие хлопки - стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший  ошибку, платит фант.

Шаг - бег - стоп!

Перед началом  игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, - и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять  под музыку: под маршевую - бодро  шагать, под плясовую - бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки  движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.

Сосчитай  удары

Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя), сколько ударов в бубен  они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей  цифрой (или выложить на столе столько  фишек, сколько ударов было слышно). 
 

Молоточки

Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический  рисунок  За каждый правильно повторенный  ритм игрок может получить поощрительную  фишку. Выигрывает тот, кто справится  с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек

Ритмические рисунки

Перед на чалом  игры ведущий объясняет детям, как  можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок  Например, длинными и короткими вертикальными  палочками можно обозначать громкость  и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными  палочками – паузы между сериями  сигналов.

Игровое задание - прослушать предлагаемые взрослым ритмические  рисунки и зарисовать их.

Обратное задание - воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

Кто сказал комплимент?

В этой игре принимают  участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к  игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый  аккуратный», «У тебя красивые волосы»  и т.п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие  этого круга - не искажать звучание своего голоса.

Во втором круге  игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно  усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

Угадай, кто?

Ведущий произносит соответствующим тоном ту или  иную фразу и просит игроков отгадать, кто так говорит:

- Московское  время 1О часов 5 минут. 

- Налить Вам  еще чаю?

- Открой рот  и скажи «а-а-а»!

- 1, 2, 3 - тебе водить!

- Мороженое - сливочное, клубничное, шоколадное!

- Днем ожидается  облачная погода, без осадков,  по области - туман.

- Осторожно,  двери закрываются!

Следующая станция - «Таганская».

- Внимание! Прибытие  поезда «Москва - Санкт-Петербург»  ожидается в 18 часов - и т.д.

Так бывает или нет?

В игре принимает  участие вся группа детей. Их задача – внимательно слушать стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, чего на самом  деле не бывает), они должны хлопнуть в ладоши.

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу  мёл крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами  в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал  поэт наш, чудак?

И. Семенова

Теплая весна  сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый  на лугу

Летом прыгает  в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке  посидеть.

А зимой среди  ветвей

«Га-га-га» - пел  соловей.

Быстро дайте  мне ответ 

Это правда или  нет?

К. Чуковскuй

Собака садится  играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка  в куклы играют,

А рыбы читают веселые  книжки,

Отняв потихонечку  их у мальчишки...

З. Александрова

Правильно - неправильно

Игровое задание - заметить смысловые неточности в  звучащих предложениях и, услышав их, подать знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут придумывать свои предложения.

- По утрам  я сначала надеваю куртку, а  потом - рубашку.

- Утром я сначала  чищу зубы, а потом сажусь завтракать.

- Ночью я часто  хожу гулять в лес.

- Вечером я  плотно завтракаю и иду гулять  и т.д.

Снежно-звуковой ком

Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить»  ком из звуков и назвать его  снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш  ком. Затем первый игрок называет какой либо звук. Второй игрок повторяет  его и добавляет свой звук Третий игрок повторяет два первых звука  и называет свой - третий по счету  и т.д.

Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый  большой ком, т.е. правильно воспроизвести  наиболее длинную цепочку звуков.

Слоговые  цепочки

Ведущий, начиная  игру, произносит первый слог, например MA~ Следующий игрок повторяет  этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук (МА - М?). Очередной участник повторяет два  предыдущих слога и добавляет  свой (МА - МО - МИ) и т.д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую  длинную слоговую цепочку.

Можно предложить детям придумывать цепочки как  с прямыми, так и с обратными  слогами или со стечением согласных  звуков. Повторять их можно, сохраняя не только согласные, но и гласные  звуки (ПА - МА - НА - Р А...; ОК - ОТ - ОР - от...).

Друг  за другом повторяй!

В эту игру можно  играть как с одним ребенком, так  и с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй его повторяет и добавляет  к нему какое-либо свое. Третий игрок  повторяет два первых слова и  добавляет к нему свое и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Придумываем предложение

Так же, как и  в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного  повторения слов, но с одним условием – слова должны быть связаны между  собой по смыслу, например:

- Синий...

- Синий автобус...

- Синий автобус  едет...

- Синий автобус  едет по...

- Синий автобус  едет по улице...

- Синий автобус  едет по улице, которая... и т.д.

Продолжи  стихи

Педагог предлагает детям закончить стихотворные строчки, подобрав слова с опорой на их смысл  и звучание, например:

«Му» и «Му»

одно лишь слово  говорит всегда... корова.

День погас, и  солнцу: - Прочь! Приказала быстро... ночь.

То правое, то левое Она понежит ушко.

Всегда такая  мягкая Белая... подушка.

Будет щедрый урожай, Вкусный будет... каравай.

Он сродни Речному  раку,

Он готов Идти в атаку,

Повторяя: «Я не слаб». Как зовут задиру?... Краб.

Много платьев, Много хруста.

Как зовут ее?.. Капуста.

Всегда летит  под облака ¬ Он легкий и отважный.

Известно всем наверняка, Что это... змей бумажный.

У папаши и сынишки  Фраки, белые манишки.

Два серьезных  господина Антарктических... пингвина.

Подует ветер  с юга ¬ Стихает сразу... вьюга.

Отгадай-ка, кто  проворно Ищет крошки, ищет зерна?

Говори же, не робей, Это - храбрый... воробей.

Для желторотых крошек Весь день носил он мошек,

Заботливый отец! Зовут его... скворец.

С последним  сугробом Простилась зима,

И первой траве  Улыбнулась... весна.

Земля лучами так  согрета, Что босиком гуляет... лето.

Желтый цвет Для елок и для сосен 

Не подходит! ¬ Жалуется... осень.

Белые шапки  Надели дома,

Холодно им ¬  Наступила... зима.

Рифмы

Задача участников этой игры - придумать как можно  больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те, кто придумает  самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдет самые редкие, оригинальные рифмы.

Информация о работе Игры, развивающие фонематический слух