Игры, развивающие фонематический слух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:33, творческая работа

Описание работы

Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Файлы: 1 файл

ИГРЫ.docx

— 40.43 Кб (Скачать файл)

- Подберите и  назовите такие слова, в которых  первым был бы звук [к], а последним  - [ш].

- Составьте такое  предложение, в котором все  слова начинались бы со звука  [м].

- Придумайте  собаке такую кличку, чтобы второй  звук в ней был [у], а последний  - [к].

- Найдите в  комнате предметы, в названии  которых второй звук - [у].

- Отгадайте,  название какой ягоды начинается  на звук [м], а заканчивается на [а].

- Назовите слова,  у которых второй слог КА

- Как зовут  кошку, если последний звук  ее клички [а]?

- Чем угощали  гостей, если в названии каждого  блюда есть звук [р]?

- Кто назовет  больше слов, которые заканчиваются  на ОРТ?

- Кто назовет  больше слов, которые начинаются  с первого звука слова «лес»?  И Т.д.

Молчанка

Карточки с  цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Перед началом  игры из числа участников выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем  педагог называет слово, а дети поднимают  карточку с цифрой, соответствующей  количеству звуков в данном слове. (Подбор слов может быть как произвольным, так и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить  то или иное задание.

Найди «вкусное» слово

Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше лакомств. Но, выбирая лакомства, помните, что  их названия должны состоять только из двух или трех слогов».

Дети предлагают двухсложные и трехсложные слова - названия разных сладких блюд. Повторять  то, что названо другими, нельзя.

Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.

Кто в каком домике будет жить?

Игру можно  провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых  будут жить разные животные. В первом домике - те, названия которых состоят  из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Каждое названное  командой животное обозначается условным значком в соответствующем домике. Дважды повторять названия животных нельзя.

Выигрывает та команда, которая придумает правильно  и больше других слов-названий животных.

Цветочный магазин

Игровой материал - открытки с изображением цветов, которые  выставляются на наборном полотне. Это  «цветочный магазин», а цветные фишки  в руках у детей - это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может  купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с продавцом (его роль исполняет сам педагог  или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый цветок столько фишек ¬«монет», сколько  слогов в слове - названии цветка. Покупать цветы нужно по очереди.

Выигрывает тот, кому удастся «купить» наибольшее количество цветов.

Слог - шаг

Ведущий (педагог  или кто-то из детей) дает каждому  игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!». Игрок доложен  подобрать слово, в котором столько  слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его  по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один слог.

Игровой жетон  вручается правильно «прошагавшему» слово.

Продолжай!

Игра проводится во внеклассное время с небольшой  группой детей.

У педагога в  руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из игроков  и говорит: «Продолжай! ». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем  уже он, называя начало слова - первый слог, бросает мяч другому игроку и т.д.

Игрок, замешкавшийся  с ответом или ответивший неправильно, платит фант.

Найди свой круг

На перемене или на прогулке педагог предлагает детям начертить три круга. В  первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых  ударение на втором слоге, в третий - ударение на третьем слоге.

Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда - Людмила, Галя - Галина, Саша - Александр и т.д.).

Победителем называется тот, кто смог предложить большее  число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в  разных кругах.

Кто быстрее?

На доске в  два-три столбика написаны слова (по количеству рядов-команд).

Игроки каждой команды по одному выходят к доске  и в своем столбике напротив каждого  слова отмечают цифрой количество слогов. За каждый правильный ответ команда  получает очко. Дополнительные очки могут  насчитываться за найденные у  соперников ошибки.

Пол словечка за тобой!

Педагог, обращаясь  по порядку к каждому ученику, произносит первый слог двухсложного слова. Ученик должен его закончить, назвав второй слог. Если он не может  подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более словам, начинающихся данным слогом, он может выручить выбывшего  из игры товарища и снова ввести его в игру.

Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Сортировка  слов

У каждого ученика - карточки с трехсложными словами  и схемы указатели ударения.

Детям предлагается разложить карточки с написанными  на них словами на три группы:

- с ударением  на первом слоге;

- с ударением  на втором слоге;

- с ударением  на третьем слоге. Выигрывает  тот, кто первый правильно разложит  все свои карточки.

Составь слово

Дети составляют слова из предложенных педагогом  слогов. Слоги могут быть представлены, например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок  или букет.

Путаница

Создается игровая  ситуация - Буратино неправильно составил из слогов слова, например:

ба-ры

ва-со

за-ко

ба-со-ка

ро-во-на и т.д.

Детям предлагается исправить ошибки и правильно  составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число  правильных вариантов составления  слов.

Сложи имена

У каждого игрока - конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.

Каждый игрок  составляет из слогов, находящихся  в его конверте, имена детей. Детям  следует напомнить, что слог, начинающийся с большой (прописной) буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто  первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

Слоговая  цепочка

Начиная игру, педагог  записывает на доске двухсложное  слово по слогам (например, окно). Далее  игроки по очереди подбирают слова  так, чтобы каждое слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок-но;-но, но-ра, ра-на, на-вес...). Выигравшим считается тот, кто последним  закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Найди картинку к схеме

Ведущий предлагает детям установить соответствие между  словами названиями предметов, изображенных на картинках, и соответствующими схемами  слов. Это игровое задание может  быть предложено детям как фронтально, так и индивидуально. По окончании  игры подводится итог – кто точнее и быстрее всех установил соответствие схем и картинок 
 
 
 
 

Проведенная

  в указанной последовательности  работа с детьми  создает условия 

для успешного усвоения ими грамоты.

В свою очередь,

это будет способствовать

уточнению у них представлений

  о звуковом составе  языка 

и содействовать закреплению  навыков фонематического  анализа и синтеза.

Информация о работе Игры, развивающие фонематический слух