Импровизация учителя музыки в процессе проведения урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) - это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Параграф 1. Общее понятие импровизации ……………………………………..……5
Праграф 2. Импровизация на основе фольклорной традиций в вокально-хоровой деятельности…………………………………………………………………..….10
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 15
Список литературы ……………………………………………………………………………….… 18

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Московский педагогический государственный университет

Кафедра методологии и методики преподавания музыки

 

 

 

 

 

Манина Евгения Юрьевна

 

 

 

Импровизация учителя  музыки в процессе проведения урока

(курсовая работа)

 

 

 

Научный руководитель:

Абдулин Э. Б.,

 

 

 

 


Москва, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3

Параграф 1. Общее понятие импровизации ……………………………………..……5

Праграф 2. Импровизация на основе фольклорной традиций  в                                    вокально-хоровой деятельности…………………………………………………………………..….10

Заключение …………………………………………………………………………………………….. 15

Список литературы ……………………………………………………………………………….… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность выбранной темы исследования связана с умением применить музыкально-композиционные навыки учителя музыки во время проведения урока в общеобразовательной школе.

     В данной курсовой работе основное внимание будет сосредоточенно не только на рассмотрении  музыкальной импровизации педагога, но и методы приобщить учащихся к музыкально-композиционной деятельности на уроках музыки.

     Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

     Имеющиеся способности у профессиональных музыкантов, а так же любителей музыки, несколько определяют уровень умений импровизации и сочинения музыки, сами по себе которые не гарантируют успешность педагогического руководства соответствующей деятельности учащихся.

     Существует мнение о необходимости вовлечения в учебный процесс музыкально-композиционной деятельности. Кто-то отрицает эту форму работы, кто-то считает, что заниматься этим следует только в сфере дополнительного образовании.  Лишь небольшой процент учителей задействуют этот элемент в своих уроках. Те, кто отрицательно относится к этой проблеме, приводят такие доводы: недоступность для детей в силу возрастных особенностей, ограниченность времени урока, отсутствие методической подготовки.

     Способностью к импровизации и сочинению музыки обладают дети не только школьного , но  и дошкольного возраста. Чем раньше ребенок начинает заниматься творчеством, тем ярче выявляется эта способность, что доказано научными исследованиями Б. Теплова, М. Старчеус, экспериментально-научной деятельностью Н. Брюсовой, Б. Яворского и многими другими.

     Д. Кабалевский включил импровизацию в качестве одой из форм работы на уроке, в программу по предмету «Музыка».

     Ю. Б. Алиев так же включил в свою программу и считал, что импровизация необходимый элемент в музыкальном образовании, который помогает детям лучше воспринимать эмоциональное содержание музыки и лучше ее запомнить.

     Используя разные виды деятельности, учитель должен видеть в них не только интересные для детей формы работы, но и средства активизации их чувств и мышления.

     Необходимы также знания теории и методики музыкального образования, истории музыки, достаточно большой опыт в качестве исполнителя и слушателя музыки. В соответствии с этим педагог обязан владеть музыкальным инструментом на достаточно высоком уровне.

     Для рассмотрения первого раздела нужно понимать, что собственно представляет собой процесс импровизации

     Для изучения методов вовлечения школьников в музыкально-композиционный момент необходимо представить себя с ними, выявить какими методами можно дать почувствовать себя участником процесса, привнести в музыкальный момент собственное видение музыки, в общем.

     Прежде чем приступать к музыкально-композиционной деятельности на уроках музыки, учитель должен учитывать наличие необходимых теоретических и практических навыков у учащихся: будь ли это владение голосом или же инструментом, а так же необходимо учитывать количество времени, выделенное этому процессу на уроках.

     Следует установить следующие задачи и цели импровизационного процесса, какой конечный результат хочет получить учитель. Необходимо определить критерии конечного результата

     Музыкально-композиционное творчество включает в себя сочетание креативного (создание нового) и репродуктивного компонентов (воспроизведение существующего). Задача учителя музыки – организовать процесс импровизации, сочинение музыки учащимися и осуществлять при этом педагогическое руководство.

 

Общее понятие  импровизации

     Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) - это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические, музыкальные и хореографические импровизации Поэтические импровизации обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством импровизации владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах».

     Музыкальная импровизация в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными, каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы импровизации становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной импровизации полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с импровизацией (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике импровизация имеет существенное значение, особенно в джазовой музыке, которой органически присущи элементы импровизации, и в некоторых модернистских течениях, широко применяющих произвольную импровизацию.

     В специальной литературе музыкально-композиционным творчеством принято назвать импровизацию и сочинение музыки.

     Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения нового музыкального материала.

     Обычно импровизацию противопоставляется сочинению музыки, однако сочинение – предполагает организованный учителем процесс творчества по созданию музыкальной композиции, отвечающей перед детьми поставленной задачей. Таким образом, импровизация и сочинение могут быть определены как две формы музыкальной деятельности.

     Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л.С. Выготского). Ребенок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, в его представлении устанавливается связь между воображением  и реальностью, что важно для личностного развития учащегося.

    В общем  музыкальном образовании важен  не столько сам предметный  результат, сколько творческий процесс: развитие умений художественного восприятия-сопереживания искусства, пробуждение на этой основе способности к импровизации, кпродуктивному сомавыражению.

     Для того что бы организовать процесс овладения учащимися умениями импровизации, будущий учитель должен научиться преднамеренно (строго в соответствии с конкретными заданиями) импровизировать зконченые по форме композиции в рамках определенного жанра и стиля.

    Путем к освоению этих умений является освоение необходимого и достаточного набора композиционных моделей. Педагогически целесообразно применение жанрово-стилевых композиционных моделей, сформирванных на основе народного музыкального творчества и музыкального классицизма.

     Главным должно быть воплощение наиболее характерных черт этих стилей без стремления к полному подобию.

     Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию, так считают ведущие музыкальные педагоги мира (К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

        Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

Н.А. Ветлугина в своих  исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

 Были определены  этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной  ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка  на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).

 

 

 

В процессе импровизации учащимся предлагается освоение различных композиционных моделей (на основе фольклрных традиций, на основе классических жанров и форм). Такие модели представляют собой комплекс правил, согласно которым ученики получают знания о композиционно-творческих закономерностях различных музыкальных стилей и могут применить их в своей практической музыкально-творческий деятельности.

В учебно-творческой деятельности композиционная модель должна представлять единство двух сторон: схемы-описания (на уровне сознания) и образа-установки (на уровне бессознательного).

К моменту поступления  в вуз у будущих учителей музыки имеется некоторое количество неосознанных образов-установок.

В процессе освоения различных жанровых-стилевых   композиционных моделей, должны формироваться умения, соотносящиеся с критериями (по Б. Иофису) ценности музыкального текста:

    • Создавать эмоционально-выразительный интонационно-ематический материал;
    • Создавать тематический матеиал с заданной жанровой основой;
    • Создавать интонационно-тематический материал в соответствии с нормами определенной стилевой системы;
    • Развивать интонационно-тематический материал в соответсвтвии с заложенной в нем логикой;
    • Выстраивать форму в соотетствии с музыкальным образом, как завершенное и упорядоченное целое;
    • Импровизировать строго в соответствии с квазивременной структурой текста с заданными музыкальным образом и формой.

 

     Народное музыкальное творчество как особая область культуры изучается студентами музыкальных вузов  в рамках специального курса.

     Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

 

     Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклора других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

        Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины. Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов, освоение элементов многоголосного пения (в начальной школе это двухголосие с самостоятельным движением голосов, терцовое двухголосие, канон, имитационная подголосочность). Однако не следует забывать, что народная песня — это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.

Информация о работе Импровизация учителя музыки в процессе проведения урока