Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие "индивидуализация" обучения
1.2 Определение конкретных учебно-воспитательных задач для отдельных учащихся
1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
2.2 Организация индивидуальной работы учителя с детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик педагогика.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5

1.1 Понятие "индивидуализация" обучения

5

1.2 Определение  конкретных учебно-воспитательных  задач для отдельных учащихся

13

1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование

18

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

33

2.1 Методико-психологические  основы индивидуального подхода  в обучении младших школьников

33

2.2 Организация индивидуальной  работы учителя с детьми

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

47


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обновление  всех сфер общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного  обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

За последние  годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Значительный  вклад в разработку указанной  проблемы внесли работы ученых-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Цель исследования: рассмотреть особенности реализации индивидуального подхода

Объект исследования: особенности процесса обучения.

Предмет исследования: применение индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе

Гипотеза исследования: индивидуальный подход стимулирует образовательную деятельность учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы индивидуального подхода в обучении.
  2. Рассмотреть направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
  3. Проанализировать особенности познавательной деятельности младших школьников.
  4. Рассмотреть особенности построения процесса обучения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1 Понятие  "индивидуализация" обучения

 

В настоящее  время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй – основан на широкой культурно – исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.

Оба типа аксиологических  ориентаций неадекватно соотносят  реальные возможности и способности  человека. Для преодоления этих недостатков  стали создаваться образовательные  проекты, решающие задачи подготовки компетентного  человека.

Одной из главных культурно – гуманистических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную деятельность.Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Исходя из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания образования. Следовательно, его можно определить, по В.С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.[29]

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное  приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Поэтому большое значение, по мнению Л.С. Выготского, уделяется современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы "зону ближайшего развития" личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя. [12]

Для умственного  развития, как установлено исследованиями Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской, недостаточно даже сложной и подвижной системы знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.[29]

Н.А. Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерно обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно – образных и словесно – логических компонентов мышления. Она считает, что развитие обучаемости – надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом [33].

Эффективную концепцию  повышения развивающей функции  традиционного обучения предложил  Л.В. Занков [24]. Его дидактическая  система, ориентированная на младших  школьников, оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:

  • Построение обучения на высоком уровне трудности.
  • Быстрый темп изучения материала.
  • Принцип ведущей роли теоретических знаний.
  • Осознания учащимися процесса учения.

Теория учебной  деятельности исходит из учения Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний [12].

В соответствии с теорией учебной деятельности у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся  в единстве с его мыслительными  действиями. Следовательно, допустимо  термином "знание" одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения. [18]

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы  обучения не уменьшилась и в настоящее  время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования  процесса обучения.

Согласно высказыванию Л.В. Занкова, не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Поэтому, чтобы решить эту задачу, необходима тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии. [19]

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая  выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.

Индивидуальный  подход обеспечивает:

  • устранение трудностей в учении отдельных школьников.
  • возможность развития всех сил и способностей учащихся. [32]

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального  подхода в обучении в первую очередь  является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к  ребенку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая  позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения  особенно важны при индивидуальном подходе к ребенку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального  подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

Для того чтобы  пробудить интерес, необходим и  коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. [33]

Реализация  индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий  вместе с развитием и изменением ребенка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный  подход включает в себя следующие  элементы, тесно связанные между  собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

Информация о работе Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса