Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие "индивидуализация" обучения
1.2 Определение конкретных учебно-воспитательных задач для отдельных учащихся
1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
2.2 Организация индивидуальной работы учителя с детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик педагогика.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что в индивидуальном подходе  нуждается действительно каждый ребенок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация  – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. [14]

При использовании  понятия "индивидуализация обучения" необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются  лишь известные особенности или  их комплексы и именно такие,  которые важны с точки зрения  учения (например, общие умственные  способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит  учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация  реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]

Для организации  индивидуализации учебной работы, как  в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).

В общеобразовательной  школе в России до сих пор распространено два типа сравнительного гомогенных классов (школ):

  • созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
  • сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:

  • сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки);
  • созданные в 10 классе.

Классы с  углубленным изучением отдельных предметов на низкой степени обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнения, в которых с раннего возраста особенно необходимо. По художественным дисциплинам для части детей в начальных классах начинается профессиональная подготовка. Несколько особая обстановка царит в этих классах в области обучения иностранным языкам. Здесь в основе приема лежат не особые способности ребенка к языкам, и тем более не его интересы, а скорее всего, более высока общая школьная зрелость. Последняя необходимо, чтобы дети были в состоянии заниматься по учебным планам требующим большого умственного напряжения. Прием в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых учеников – они отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

Классы и  школы, созданные на основании дефектов в общем умственном развитии и  состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающими и аномальным развитием. [14]

Л.В. Занков и  его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полного развития ребенка необходимо обучение в таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей. [24]

Таким образом, вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее –  гомогенизация или гетерогенизация  класса, вызывает дискуссии во всем мире.

В доказательство преимуществ гомогенных классов выставляются следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше. У слабых учащихся не возникает отрицательных эмоций.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие  аргументы: осознание учащимися  того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития. [14]

В контексте  индивидуализации обучения понятие "дифференциация" исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Это частный  случай дифференциации, так называемая "внутренняя дифференциация".

 

1.2 Определение  конкретных учебно-воспитательных  задач для отдельных учащихся

 

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной  нагрузки тренировочными заданиями, а  в результате предоставления им возможности  принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика  идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более  быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других. Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, специфическим отношением к учению и неординарными интересами и способностями. Учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизменно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание, тем более, что "те, кто относится к "средним", – отмечает В.А. Крутецкий, – тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления" [30]. У одних детей более сильно развито воображение или логическое мышление, у других – память, у третьих – ум находится на "кончиках пальцев". Вот почему важно положение Л.В. Занкова о том, что в школе нет "главных" и "неглавных" предметов, каждый из них вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь [24].

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение  учеников в развитии, усвоение ими  знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического  творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Дифференциация  в переводе с латинского "differentia" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени [2] .

До сих пор  общепринятого подхода к раскрытию  сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением". При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы [3].

Дифференцированный  подход в обучении:

  • это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
  • это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [2].

В Концепции  дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

  • С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.
  • С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
  • С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе [32].

В настоящее  время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления  профильного обучения (А.В.Баранников, А.А.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.А.Пинский, М.В.Рыжаков и др.), построения "индивидуального образовательного маршрута" (А.Г.Каспаржак, К.Н.Поливанава, Е.Л.Рачевский, А.В.Хуторской, И.Д.Фрумин и др.) [3]

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • уровневую;
  • профильную.

По мнению А.В.Хуторского, уровневая дифференциация - это такая  организация обучения, при которой  школьники имеют возможность  и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности [3]. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению) [3].

В любой системе  обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.

Существует  несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация.[11], уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов [21], культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.[15]

В современной  школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы школ ориентированы:

  • на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;
  • на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
  • на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Внутренняя  дифференциация не однородна. Можно  выделить ее различные модификации:

1. По уровню  возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим  возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее" своих сверстников, а другие наоборот "младше". Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год "младше" своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

2. По степени  обученности, уровню выработанных  навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру  познавательной деятельности школьников:

  • репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);
  • продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

Информация о работе Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса