Индивидуальный подход в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..

Содержание работы

Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется

индивидуальный подход к  детям в обучении : более сильные  нуждаются в

дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались  их

интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать  индивидуальную

помощь в учении, развивать  их память, сообразительность, познавательную

активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы

детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной

раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет  поддерживать

благожелательных контактов  с товарищами. Не менее существенным является

знание характера каждого  ребенка с тем, чтобы учитывать  его при организации

коллективной деятельности, распределение общественных поручений  и преодолении

отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с  условиями домашней

жизни и воспитания, их внешкольные  увлечения и контакты, которые  оказывают

значительные влияния  на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место  занимает знание педагогами, таких  важных

вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в

себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также  динамику

формирования тех или  иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития

каждого ребенка создает  условие для успешного учета  этих особенностей в

процессе обучения и воспитания.

     Единство осуществления индивидуального подхода в детском

     саду  и семье.

За тысячелетнюю историю  человечества сложились две ветви  воспитания

подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей

представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими

специфическими возможностями  в формировании личности ребенка.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает

свой отпечаток на его  характер и поведение. В семье  он получает первые уроки

в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности,

культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и

целый ряд других качеств  личности.

Влияние семьи нередко  бывает столь сильным, что создается  впечатление, будто

характер родителей полностью  передается детям по наследству. Бесспорно,

окружающая среда, в особенности  условия домашнего быта, оказывают  огромное

влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во

всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и  в семье

ребенок должен получать правильное воспитание.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые  определяют

силу и стойкость семейного  воспитания:

1.      Воспитание  в семье отличается глубоким  эмоциональным, интимным

характером. «Проводником»семейного воспитания являются родительская любовь к

детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей  к

родителям.

2.      Воспитание  в семье отличается постоянством  и длительностью

воспитательных воздействий  матери, отца, других членов семьи в  самых

разнообразных жизненных  ситуациях, их повторяемостью изо дня  в день.

3.      Семья  обладает объективными возможностями  для включения ребенка с

первых лет жизни в  разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую,

хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи  и его самого).

Выражение «дети – это  зеркало семьи» точно передает смысл  ориентации ребенка

на те духовные и моральные  ценности, которые исповедует его  семья. В каждой

семье свои представления  о добре и зле, свои приоритеты и нравственные

ценности : в одной во главу  угла ставят доброту, милосердие, в  других,

напротив, царит культ  жестокости.

Подражая близким, любимым  людям, следуя их «урокам жизненной  философии»,

ребенок овладевает формами  поведения, способами общения и  взаимодействия с

окружающими людьми.

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании

ребенка, проявляющийся в  многообразии форм воздействия, в диапазоне

ценностей, которые осваивает  подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи  в полной мере реализуют весь комплекс возможностей

воздействия на ребенка. Причины  разные : одни семьи не хотят воспитывать

ребенка, другие -–не умеют  это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.

Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с  семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это

неотъемлемый фактор индивидуального  подхода к детям, индивидуальной помощи,

своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

В воспитании маленького ребенка  многое строится на формировании положительных

привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это

возможно, если все воспитывающие  ребенка взрослые будут договариваться о

требованиях к нему, о  методах воздействия, способах обучения. Необходимо

также учитывать, в решении  каких задач воспитания может  быть сильнее одна

сторона (детский сад или  семья), и в решении каких основную тяжесть следует

принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом

воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности  детского сада .

Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих

способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского

сада необходимо прежде всего  для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского

сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе

стороны осознают необходимость  целенаправленного воздействия  на ребенка и

доверяют друг другу.

Положительные результаты в  воспитании детей достигается при  умелом сочетании

разных форм сотрудничества, при активном включении в эту  работу всех членов

коллектива дошкольного  учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, - это посещения  семьи и ребенка, день

открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские

конффенции. Но приоритет  остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1.      Работу  как со всем коллективом родителей,  так и индивидуально с

отдельными семьями можно  успешно проводить только на основе знания

особенностей быта и воспитания детей в семье.

2.      Фактический  материал по изучению воспитания  детей в семье дает

возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины

формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь  между условиями

воспитания, формированием  особенностей поведения и спецификой их проявления.

3.      Положительные  результаты в работе с семьей  могут быть достигнуты

только в том случае, если между родителями и воспитателями  достигнуто

единство требований в  отношении к детям и вся  работа проводится по плану и

систематично.

4.      Необходимо  давать родителям конкретные  сведения по вопросу о

возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях

хорошее, и плохое анализировать  их поступки.

5.      Наряду  с общей и индивидуальной формами  работы с семьей можно

проводить и работу с несколькими  семьями, имеющими сходные условия  воспитания

детей.

6.      Изучение  особенностей семейного воспитания, так же как и изучение

особенностей физического  развития ребенка, является необходимым  условием

начала  планомерной работы по осуществлению индивидуального  подхода к детям в

воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

     Специфика организации индивидуального подхода.

1.     В процессе  трудового воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с  дошкольной ступени

- одна из важнейших  задач.

В «Программе воспитания в  детском саду» подчеркивается огромная роль

трудового воспитания для  всестороннего развития личности. Определенно

содержание трудового  воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью

взрослых, что имеет большое  значение для формирования представления  о роли

труда  в жизни общества.

В решении задач трудового  воспитания  принцип индивидуального  подхода

приобретает особо важное  значение, потому что пробелы в  трудовом воспитании

ребенка неблагоприятно сказываются  на его нравственном облике, волевых

качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства

служит надежной основой  для его дальнейшего развития. В организации трудового

воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе  методов и наиболее

эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И

начинать его нужно  с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы,

в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно  знать эти

особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что  дети устают ,

теряют уверенность в  свои силах и в связи с перегрузкой  возникает негативное

отношение к любому трудовому  процессу.

Необходимо согласовывать  требования  к ребенку со стороны  детского сада и

семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия  во многом

обеспечивает успех в  правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе трудового

воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки

каждого ребенка, но и его  нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой  деятельности

показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в  отношении

интереса к различным  видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с

другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но

и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность

лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению

индивидуального подхода  к старшим дошкольникам во многом помогает

определенная организация  их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального  подхода к детям в процессе трудового

воспитания имеет контакт  к семьей, единство требований к  ребенку в детском

саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности  - очень  характерные

качества, которые показывают не только отношение ребенка к  труду, его умения

и навыки, но и уровень  нравственной воспитанности, его «общественное» лицо  -

готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает  положительное влияние на формирование

личности каждого ребенка  при условии, если он осуществляется в определенной

последовательности и  системе, как непрерывный, четко  организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются  специфическими, они

общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего

арсенала средств те, которые  наиболее действенны в конкретной ситуации,

отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской

деятельности педагог  постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные

связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая  укрепляет в

ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения  с коллективом

такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности

за общее дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения

педагогической и общей  культуры. Чтобы правильно воспитывать  детей, надо

четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый  к воспитанию

подрастающего поколения.

На всех ступенях системы  народного образования необходимо оказывать семье

помощь в осуществлении  воспитания детей. В работе с родителями педагог должен

помочь им научиться познавать  своих детей с научной позиций, а не через

призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2.     В процессе  игровой деятельности.

В игре проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни

ребенка. Через те роли, которые  ребенок выполняется в игре, обогащается  и его

личность. Именно в игре воспитываются  такие нравственные качества, как

скромность, гуманность .

Индивидуальность ребенка  в играх проявляется в самостоятельном  развитии его

замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения

поставленной цели. Для  индивидуального подхода к детям  в процессе игровой

Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей