Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28
изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется
индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в
дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их
интеллектуальные способности;
слабейшим детям нужно
помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы
детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной
раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является
знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации
коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении
отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней
жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают
значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных
вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в
себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития
каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в
процессе обучения и воспитания.
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей
представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает
свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки
в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности,
культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и
целый ряд других качеств личности.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто
характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно,
окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное
влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во
всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье
ребенок должен получать правильное воспитание.
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют
силу и стойкость семейного воспитания:
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным
характером. «Проводником»семейного воспитания являются родительская любовь к
детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к
родителям.
2. Воспитание
в семье отличается
воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых
разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
3. Семья
обладает объективными
первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую,
хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка
на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой
семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные
ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других,
напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии»,
ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с
окружающими людьми.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании
ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне
ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей
воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.
Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это
неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи,
своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.
В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных
привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это
возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о
требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо
также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна
сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует
принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом
воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада .
Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих
способностей и др.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского
сада необходимо прежде всего для детей.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского
сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе
стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и
доверяют друг другу.
Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании
разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов
коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день
открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские
конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Работу
как со всем коллективом
отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания
особенностей быта и воспитания детей в семье.
2. Фактический
материал по изучению
возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины
формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями
воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты
только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто
единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и
систематично.
4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о
возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях
хорошее, и плохое анализировать их поступки.
5. Наряду
с общей и индивидуальной
проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания
детей.
6. Изучение
особенностей семейного
особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием
начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в
воспитании и обучении
их, в различных видах
Специфика организации индивидуального подхода.
1. В процессе трудового воспитания.
Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени
- одна из важнейших задач.
В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль
трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно
содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью
взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли
труда в жизни общества.
В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода
приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании
ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых
качествах, интерес к занятиям.
Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства
служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового
воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее
эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И
начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы,
в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти
особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают ,
теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное
отношение к любому трудовому процессу.
Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и
семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом
обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового
воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки
каждого ребенка, но и его нравственные качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности
показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении
интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с
другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но
и много общего.
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность
лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению
индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает
определенная организация их в процессе коллективного труда.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового
воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском
саду и дома.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные
качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения
и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо -
готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование
личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной
последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они
общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего
арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации,
отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской
деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные
связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в
ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом
такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности
за общее дело.
Работа педагога высококвалифицированная,
она требует постоянного
педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо
четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию
подрастающего поколения.
На всех ступенях системы
народного образования
помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен
помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через
призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.
2. В процессе игровой деятельности.
В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни
ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его
личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как
скромность, гуманность .
Индивидуальность ребенка
в играх проявляется в
замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения
поставленной цели. Для
индивидуального подхода к
Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей