Индивидуальный подход в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..

Содержание работы

Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

15.      Темперамент  – это совокупность индивидуально  – психологических

свойств, характеризующих  человека со стороны его динамических способностей.

16.      Трудовое  воспитание – воспитание положительного  отношения к труду и

психологических качеств, необходимых  для трудовой деятельности.

17.      Характер  – совокупность наиболее устойчивых  отличительных черт

личности человека, проявляющихся  во всех его поступках, действиях, отношении

к себе, к другим людям, к  труду.

18.      Целеполагание  – способность порождения новых  целей в деятельности

человека.

19.      Цель –  объект, на который направлено  действие.

     Список литературы :

1.      Бескина  Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко  сегодня».-М.:

Знание, 1988 – 80с. (Новое в  жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика  и

психология» ; №10).

2.      Богуславская  З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие  игры для детей младшего

дошкольного возраста: Кн. Для  воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение,

1991.-207с.

3.      Болотина  Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П.  «Дошкольная педагогика :

Учебное пособие для студентов  средних педагогических учебных  заведений. 2-е

изд.». М.: Издательский центр  «Академия», 1997г. – 240с.

4.      Возрастная  и педагогическая психология : Учеб.пособие  для студентов

пед. институтов по специальности  №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/

М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. –

М.: Просвещение, 1984 – 256с.

5.      Воспитателю  о работе с семьей. Под ред.  Н.Ф.Виноградовой. М.:

«Просвещение», 1989г.

6.      Давыдов  В.В. «Российская педагогическая  энциклопедия» т.1.М.:1993 г.

7.      Ермолаева  М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.

«Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт

практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

8.      Ковальчук  Л.И. Индивидуальный подход в  воспитании ребенка : Пособие

для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

9.      Козлова  С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная  педагогика : Учеб.пособие для

студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр  «Академия»,

1998г. – 432с.

10.  Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для  студентов пед.

институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

11.  Макаров С.П.«Технология  индивидуального обучения»// Педаго-гический

вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

12.  Непомнящая Н. Формирование  воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.

13.  Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших  пед. учеб.

заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

14.  Психологический словарь/  под ред. В.В.Давыдова и др. –  М.,1983Г.

15.  Психология : Словарь/Под  ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.  – М..

1990г.

16.  Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология: Учебное пособие для  учащихся

средних педагогических учебных  заведений.- М. : Издательский центр

«Академия», 1996.-336с.

17.  Урунтаева Г.А., Афонькина.  Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

18.  Файнберг С. У  каждого ребенка свой темперамент  и характер// Дошкольное

воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

19.  Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб.  и доп. –

М.: Высш.шк.; 1990-576с.

20.  Чиркова Т. Учет  индивидуально – психологических  особенностей

детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

21.  Юркевич В.С. «Об  индивидуальном подходе в воспитании  волевых привычек».-

М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое  в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика  и

психология» №11) .

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

     Исследование типов темперамента дошкольников.

     Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе

наблюдения за их поведением и деятельностью в течении  дня. Наблюдения

дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные

заносятся в таблицу и  соотносятся с характеристикой  типов темперамента.

     Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики,

быстрый темп речи. Высокая  психическая активность проявляется  в живости ума,

находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на

окружающие события.

Эмоции быстро возникают  и легко сменяются. Легко переходит  от слез к радости

и наоборот, хотя обычно преобладает  хорошее настроение, поскольку ребенок

сравнительно безболезненно  и быстро переживает неудачи, не может  находиться в

унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том

занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и

инициативен, сфера интересов  широка. Высокая общительность сочетается со

стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная  устойчивость и

уверенность в себе.

     Флегматик.  Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи

ровное эмоциональное  состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях,

устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая  чувствительность.

Медленные движения. Ребенку  трудно приступить к занятию, но начав  его, трудно

переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен

т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно  убирает. Консервативен

в пристрастиях, в том  числе к определенной еде, к «своей»  чашке и ложке и пр.

Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В  деятельности

соблюдает порядок и сложившиеся  традиции, нарушение которых вызывает

раздражение, а иногда ярость.

     Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и

устойчивостью эмоций при  слабом их внешнем выражении. Склонен  к мнительности и

обидчивости. Нередко развиваются  повышенная ранимость, замкнутость,

отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает

со стороны. В то же время  всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать,

очень хороший актер. В  его действиях много непонятного, что обусловлено

богатством внутреннего  мира. Обычно ребенок грустит, слишком  рассудителен и

часто ведет себя как маленький  взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку,

чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,

раним и замкнут, обижается  по любому поводу. Круг общения узок, связи не

многочисленны, но глубоки  и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и

осторожным. Долго не может  заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре

одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится

неожиданности.

     Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В

деятельности и общении  возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к

резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает

агрессивен. Движения быстрые  и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая.

Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда  возбужден. Плохо

переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и

энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если

деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения

самостоятельны, но часто  не обдуманны. Рано встает, ест и  спит немного.

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

     Изучение волевых проявлений.

     Проведение исследования :  Проводит наблюдение за ребенком в разных видах

деятельности.

     Обработка данных : Анализ проводят по схеме :

1.         Умеет ли ребенок удерживать  и достигать цели, поставленные

взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться  ею в

деятельности, достигать  результата. Причины того, что цель не достигается.

2.         Умеет ли ребенок сдерживать  свои эмоции(не заплакать если  больно)

и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется  играть; не

выкрикивать на занятии, а  подождать своей очереди. ).

3.         Какие волевые качества у ребенка  сформулированы :

-         дисциплинированность : подчиняется  ли ребенок общественным правилам

поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого  и насколько точно

это делает; каковы причины  невыполнения требований взрослого; как  реагирует

на эти требования ; насколько  осознанно выполнение общественных правил

поведения и деятельности;

-         самостоятельность : умеет ли  ребенок действовать без посторонней

помощи, не умеет;

-         настойчивость : умеет ли ребенок  рационально организовывать свою

деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

-         инициативность : умеет ли ребенок  выполнять деятельность по своей

инициативе; в каких видах  деятельности это проявляется и  каким образом.

-         Делают выводы о том, насколько  развиты волевые проявления.

     Уровни сформированности волевых проявлений :

1.      Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и

руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и

непосредственные желания. У ребенка сформированы такие  волевые качества, как

дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

2.      Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не

руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и

непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые  волевые

качества.

3.      Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель

руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и

непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые

качества.

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

     Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности

     ребенка  (№2с.44-60).

Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств

личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно  отнести

способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для

достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая  другим. Здесь

перечислены в основном подвижные  игры с правилами. Они создают  условия,

требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для  достижения

личного успеха.

1.      «Салочки - догонялочки».

2.      «Лохматый  лес»

3.      «Воробушки  и автомобили».

4.      «Смелые  мышки».

5.      «Пустое  место».

6.      «Лиса  и гуси».

7.      «Ай, гугу».

8.      «Салочки  - выручалочки»

9.      «Кто раньше  дойдет до флажка ?»

10.  «Я принес тебе  подарок»

    


Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей