Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28
15. Темперамент
– это совокупность
свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
16. Трудовое
воспитание – воспитание
психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.
17. Характер
– совокупность наиболее
личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении
к себе, к другим людям, к труду.
18. Целеполагание
– способность порождения
человека.
19. Цель – объект, на который направлено действие.
Список литературы :
1. Бескина
Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.
Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и
психология» ; №10).
2. Богуславская
З.М.,Смирнова Е.О.
дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение,
1991.-207с.
3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика :
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е
изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.
4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов
пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/
М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. –
М.: Просвещение, 1984 – 256с.
5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.:
«Просвещение», 1989г.
6. Давыдов
В.В. «Российская
7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.
«Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие
для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для
студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия»,
1998г. – 432с.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед.
институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.
11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический
вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
12. Непомнящая Н. Формирование
воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№
13. Подласый И.П. Педагогика
: Учеб.пособие для студентов
заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
14. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
15. Психология : Словарь/Под
ред. А.В.Петровского, М.Г.
1990г.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся
средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр
«Академия», 1996.-336с.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина.
Практикум по детской
18. Файнберг С. У
каждого ребенка свой
воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.
19. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Высш.шк.; 1990-576с.
20. Чиркова Т. Учет
индивидуально –
детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
21. Юркевич В.С. «Об
индивидуальном подходе в
М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и
психология» №11) .
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Исследование типов темперамента дошкольников.
Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе
наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения
дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.
Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики,
быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума,
находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на
окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости
и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок
сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том
занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и
инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность
стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и
уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи
ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях,
устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность.
Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен
т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен
в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр.
Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает
раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и
устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и
обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает
со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать,
очень хороший актер. В
его действиях много
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и
часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку,
чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не
многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре
одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится
неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В
деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к
резким сменам настроений,
подвержен эмоциональным
агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая.
Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и
энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если
деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения
самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.
Обработка данных : Анализ проводят по схеме :
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные
взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в
деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно)
и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не
выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
3.
Какие волевые качества у
-
дисциплинированность : подчиняется
ли ребенок общественным
поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно
это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует
на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил
поведения и деятельности;
-
самостоятельность : умеет ли
ребенок действовать без
помощи, не умеет;
-
настойчивость : умеет ли ребенок
рационально организовывать
деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
-
инициативность : умеет ли ребенок
выполнять деятельность по
инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
-
Делают выводы о том,
Уровни сформированности волевых проявлений :
1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и
руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как
дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не
руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые
качества.
3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель
руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые
качества.
Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности
ребенка (№2с.44-60).
Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств
личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести
способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для
достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь
перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия,
требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для достижения
личного успеха.
1. «Салочки - догонялочки».
2. «Лохматый лес»
3. «Воробушки и автомобили».
4. «Смелые мышки».
5. «Пустое место».
6. «Лиса и гуси».
7. «Ай, гугу».
8. «Салочки - выручалочки»
9. «Кто раньше дойдет до флажка ?»
10. «Я принес тебе подарок»
Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей