Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28
деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в
различных играх.
Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными
играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких
нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают
ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.
В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного
развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или
нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на
другое.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен
развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность,
стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным
подходом к детям. Это
две стороны единого
Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда
использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо
поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки.
В общей игре можно каждому найти дело.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет
дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о
живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме
предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие,
наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко
выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию
сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с
повышенной возбудимостью.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены
большие возможности для
эффективного индивидуального
воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно
использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Цель эксперимента :
1. Выявить
индивидуально –
2. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Методы исследования :
наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога
(календарные и перспективные планы).
Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Искра» г.Сургута, во
второй младшей группе.
Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы:
Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование среднее.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
1. Алина Г. 4г.
2. Иван К. 3,5
3. Екатерина П. 4г.
4. Аким С. 3г.
В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане:
хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой
запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в
повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети
очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за
природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа
дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и
к окружающим.
В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика
Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).
Диагностика проводилась в две серии :
1. Исследование
типов темперамента
2. Изучение волевых проявлений.
Результаты диагностики первой серии отражены в протоколе оценки
темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось выяснить,
что у Алины Г. преобладают
сангвистические черты
характерно : быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики,
быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой
эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая
работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую
деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в
спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными
паузами речь.
У Акима С. преобладают
меланхолические черты
характерны высокая
и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление,
работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие
ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню
активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций.
Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует
динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в
психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в
воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка
очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию
отрицательных черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети
только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности.
Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать
какого-либо результата. Антропонимы вот самостоятельно ставить цель и
руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К..
Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может
руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого
эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и
непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К , т.к. для
этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои
эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей
характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что
дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К..
Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все
требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них
характерна высокая
конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым
способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети
рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее
выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно
отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений
этих детей соответствует поставленным критериям (см. приложение 2 .). К
среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и
Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к.
систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения
уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод,
что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в
плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за
воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа
проводится со всеми детьми.
Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению
индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится
систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и
способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно
сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно –
воспитательной работы.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем
провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя :
1. Провести исследование
по диагностике Урунтаевой Г.А.
целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка (№17.с.235)
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой
темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
3. В организации
занятий следует учитывать
4. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-
волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).
5. Предлагаю
и рекомендую книги для
с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская
А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.
3.Никитин Б.П. «Ступеньки
творчества или развивающие
Рекомендации для родителей:
1. Необходимо
уделять больше внимание
2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
3. Предлагаю книги для прочтения :
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.
- Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова
М., 1982г.
-
Островская Л.Ф. «
Заключение
Курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В
теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к
детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении
индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в
осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
В практической части был проведен констатирующий эксперимент с целью
выявления индивидуально – психологических особенностей ребенка, по
диагностической методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Эксперимент
проводился в две серии. В первой серии было проведено исследование типов
темперамента детей
проявления дошкольников.
На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов разработаны
методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом
темперамента.
Используемые термины :
1.
Ведущая деятельность –
психического развития на определенном этапе онтогенеза.
2. Внимание – направленность и сосредоточенность психической
деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.
3.
Воля – способность человека
действовать в направлении
поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на
воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения,
мировоззрения, характера и умственных способностей.
5.
Деятельность – активное
выражающейся в воздействие на нее.
6.
Игровая деятельность –
возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в специфической форме
действий и отношений взрослых.
7.
Индивидуальность –
совокупность только присущих особенностей.
8. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с
учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,
способностей и склонностей, мотивов и интересов.)
9.
Личность – человек как
отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
10. Мышление
– процесс обобщенного и
существенных свойств, связей и отношений между объектами.
11. Обучение
– целенаправленное и
обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.
12. Общение
- взаимодействие людей,
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
материального или духовного результата.
13. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении
прошлого опыта.
14. Способности
– это индивидуально –
человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.
Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей