Индивидуальный подход в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального
воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи :
1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении
индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..

Содержание работы

Введение ........................ с.3
I. Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям............................с.6
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.........с.10
3. Учет индивидуальных особенностей...............с.16
4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...........................с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода......с.19
- в процессе трудового воспитания;
- в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования.........с.22
2. Рекомендации.............................с.24
III. Заключение........................с.25
IV. Список литературы.......................с.27
V. Приложения..........................с.28

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и  характер участия в

различных играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными

играми с правилами. Подвижные  игры способствуют формированию таких

нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать  вместе, дают

ребенку возможность почувствовать  себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного

развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность  или

нерешительность, быстрая  или медленная переключаемость  с одного действия на

другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель  должен

развивать в них такие  нравственные качества как  доброжелательность,

стремление  принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой  всегда должно сочетаться с индивидуальным

подходом к детям. Это  две стороны единого воспитательного  процесса.

Зная индивидуальные особенности  детей ,их способности и умения, нужно  всегда

использовать это в  игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо

поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки.

В общей игре можно каждому  найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет

дидактические игры. Они  способствуют расширению представления  в окружающем, о

живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме

предметов и т.д.  В дидактических  играх развивается зрительное восприятие,

наблюдательность, способность  к обобщению. В процессе их проведения ярко

выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию

сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно  для детей с

повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой  деятельности, в правильной организации  ее заложены

большие возможности для  эффективного индивидуального педагогического

воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно

использовать их для всестороннего  развития каждого ребенка.

     Цель эксперимента :

1.      Выявить  индивидуально – психологические  особенности ребенка.

2.      Предложить  методические рекомендации по  формированию волевых

проявлений с учетом темперамента..

     Методы исследования :

наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога

(календарные и перспективные  планы).

Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Искра»  г.Сургута, во

второй младшей группе.

Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель  группы:

Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование  среднее.

Исследование  проводилось  с подгруппой детей.

1.      Алина  Г.               4г.

2.      Иван К.                 3,5

3.      Екатерина  П.        4г.

4.      Аким С.                3г.

В целом дети развиты как  в психическом, так и физическом плане:

хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у  детей большой

запас слов, развито мышление, движения  скоординированы на занятиях и в

повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети

очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать  за

природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа

дисциплинированна, внимательна  и доброжелательна по отношению  друг к другу и

к окружающим.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая  методика

Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).

Диагностика проводилась  в две серии :

1.      Исследование  типов темперамента дошкольников.

2.      Изучение  волевых проявлений.

Результаты диагностики  первой серии отражены в протоколе  оценки

темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось  выяснить,

что у Алины Г. преобладают  сангвистические черты темперамента, т.к. для нее

характерно : быстрота и живость  движений, разнообразие и богатство  мимики,

быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.

Екатерина П. и Иван К.        - флегматики. Они отличаются низкой

эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая

работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую

деятельность малыши выполняют  медленно. Они предпочитают играть одни в

спокойные игры.   Для  них характерна медленная, негромкая, с длительными

паузами речь.

У Акима С. преобладают  меланхолические черты темперамента для которого

характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение

и мимика вялые. Нервная система  быстро истощается, наступает переутомление,

работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Таким образом, можно сделать  выводы о том, что индивидуальное своеобразие

ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню

активности, преобладанию положительных  и отрицательных эмоций.

Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который  характеризует

динамическую сторону  протекания деятельности человека и  сказывается в

психической активности и  эмоциональности. Поэтому, важность учета  в

воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка

очевидна. Игнорирование  свойств темперамента приводит к  развитию

отрицательных черт у дошкольников.

Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие  выводы, что дети

только начинают осваивать  целеполагание -  умение ставить  цель деятельности.

Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и  достигать

какого-либо результата. Антропонимы  вот самостоятельно ставить цель и

руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К..

Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может

руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого

эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и

непосредственные желания  могут сдерживать только Катя П., Иван К , т.к. для

этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина  Г. и Аким С. свои

эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для  этих детей

характерны быстрота и  живость движений, высокая чувствительность эмоций.

Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что

дисциплинированность и  настойчивость сформированы Алина  Г., Катя П., Иван К..

Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все

требования предъявляемые  взрослым дети выполняют сразу и  охотно. Для них

характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до

конца, препятствия возникающее  в деятельности стараются преодолеть любым

способом.

Такое волевое качество как  организованность сформировано у всех детей. Дети

рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее

выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно

отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых  проявлений

этих детей соответствует  поставленным  критериям (см. приложение 2 .). К

среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести  Алину Г. и

Акима С. С низким уровнем  сформированности волевых проявлений детей нет, т.к.

систематически проводится индивидуальная работа с детьми с  целью повышения

уровня сформированности волевых проявлений.

Изучив документацию : перспективные  и календарные планы, можно сделать  вывод,

что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в

плане указывается с кем  именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за

воспитателем во время  его работы выяснилось, что индивидуальная работа

проводится со всеми детьми.

Исходя их проделанной  работы можно сделать вывод, что  работа по осуществлению

индивидуального подхода  к детям в процессе воспитания и обучения проводится

систематически. Учитываются  индивидуальные особенности каждого  ребенка.

Учитываются все особенности  ребенка:  и темперамент, и склонности, и

способности, и умственные, и физические особенности. Таким  образом можно

сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно –

воспитательной работы.

На основе проделанной  работы, исходя их полученных результатов  рекомендуем

провести следующую работу :

Рекомендации для воспитателя :

1. Провести исследование  по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с

целью изучения индивидуально-психологических  особенностей ребенка (№17.с.235)

2. Организовать консультации  по темам : «Знать ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого  ребенка свой

темперамент», «Развитие  волевого поведения у дошкольников».

3.      В организации  занятий следует учитывать склонности  детей.

4.      Рекомендую  развивающие игры, направленные  на развитие нравственно-

волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).

5.      Предлагаю  и рекомендую книги для прочтения  : 1. Воспитателю о работе

с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская

А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.

3.Никитин Б.П. «Ступеньки  творчества или развивающие игры».  М., 1990г.

Рекомендации для родителей:

1.      Необходимо  уделять больше внимание самообразованию.

2.      Выполнять  все требования предъявляемые  педагогом.

3.      Предлагаю  книги для прочтения :

-         Богуславская З.М., Смирнова Е.О.  «Развивающие игры для детей

младшего дошкольного  возраста». М., 1991 г.

-         Диалоги о воспитании : Книга для  родителей / Под ред. В.Н.Столетова

М., 1982г.

-         Островская Л.Ф. «Педагогические  знания - родителям». М., 1983г.

     Заключение

Курсовая работа состоит  из двух частей : теоретической и  практической. В

теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к

детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в  осуществлении

индивидуального подхода, а  также доказана необходимость и  значение единства в

осуществлении индивидуального  подхода в детском саду и семье.

В практической части был  проведен констатирующий эксперимент  с целью

выявления индивидуально  – психологических особенностей ребенка, по

диагностической методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Эксперимент

проводился в две серии. В первой серии было проведено  исследование типов

темперамента детей дошкольного  возраста, во второй серии были изучены  волевые

проявления дошкольников.

На основе проделанной  работы, исходя из полученных результатов  разработаны

методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом

темперамента.

     Используемые термины :

1.          Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер

психического развития на определенном этапе онтогенеза.

2.          Внимание – направленность и  сосредоточенность психической

деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

3.          Воля – способность человека  действовать в направлении сознательно

поставленной цели, преодолевая  при этом внутренние и внешние  препятствия.

4.          Воспитание – целенаправленное  и систематическое воздействие  на

воспитываемого с целью  формирования у него определенный форм поведения,

мировоззрения, характера  и умственных способностей.

5.          Деятельность – активное отношение  к окружающей деятельности,

выражающейся в воздействие  на нее.

6.          Игровая деятельность – ведущий  вид деятельности детей дошкольного

возраста, характеризующийся  в основном воспроизведением в специфической  форме

действий и отношений  взрослых.

7.          Индивидуальность – неповторимое  своеобразие отдельного человека,

совокупность только присущих особенностей.

8.          Индивидуальный подход -  осуществление  педагогического процесса с

учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,

способностей и склонностей, мотивов и интересов.)

9.          Личность – человек как продукт  общественно-исторических

отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

10.      Мышление  – процесс обобщенного и опосредованного  отражения

существенных свойств, связей и отношений между объектами.

11.      Обучение  – целенаправленное и систематическое  воздействие на

обучаемого с целью  передачи ему определенных знаний, умений и навыков.

12.      Общение  - взаимодействие людей, направленное  на согласование и

объединение их усилий с  целью налаживания отношений  и достижения общего

материального или духовного  результата.

13.      Память  – психический познавательный  процесс, состоящий в отражении

прошлого опыта.

14.      Способности  – это индивидуально – психологические  особенности

человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.

Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей