Информатизация обучения - современное средство управления познавательной деятельностью школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике личность обучаемого, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь стали приоритетными.
В нашей работе мы рассмотрим проблему управления познавательным интересом учащихся в условиях информатизации образования, некоторые возможности информационных и коммуникационных средств в формировании и развитии познавательной активности школьников, критерии отбора информационного содержания занятий, особенности организации урока с использованием ИКТ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….……..4
1.1. Теоретические аспекты процесса информатизации в образовательном процессе……………………………………………………………………………4
1.2. Управление познавательной деятельностью школьников с использованием ИКТ……………………………………………………………10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………20
2.1. Особенности применения информационно-коммуникационных средств обучения для управления познавательной деятельностью школьников…….20
2.2. Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе……………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«_______________________________________»

 

Кафедра _______________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика» на тему:

«Информатизация обучения - современное средство управления познавательной деятельностью школьников»

 

 

 

Выполнил: студент

Проверил:

 

 

город

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО  СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….……..4

1.1. Теоретические аспекты процесса информатизации в образовательном процессе……………………………………………………………………………4

1.2. Управление познавательной деятельностью школьников с использованием ИКТ……………………………………………………………10

ГЛАВА 2.  МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………20

2.1. Особенности применения  информационно-коммуникационных средств  обучения для управления познавательной  деятельностью школьников…….20

2.2. Проблемы использования  ИКТ в образовательном процессе……………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогике личность обучаемого, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь стали приоритетными.

В нашей работе мы рассмотрим проблему управления познавательным интересом учащихся в условиях информатизации образования, некоторые возможности информационных и коммуникационных средств в формировании и развитии познавательной активности школьников, критерии отбора информационного содержания занятий, особенности организации урока с использованием ИКТ.

Тенденцией в информатизации образования является нацеленность на достижение успеха ценой собственных усилий, собственной активности. Такой подход к изучению личности помогает рассмотреть в новом аспекте факторы, влияющие на формирование и развитие познавательного интереса ребенка. Суммирование организационно-педагогических условий, воздействующих на развитие творческой личности, способствует гуманизации образования в «обновленной» обучающей среде, обеспечивающей многомерность и многоцельность образовательного процесса. Понятие «обновленная» обучающая среда обозначает использование новых информационных технических средств [1].

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время исследования многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на создание новых эффективных форм и методов развития познавательного интереса у детей. Одним из таких методов  и является внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образование, которое предоставляет принципиально новые возможности для управления познавательной деятельностью учащихся и ее интенсификации. Данный метод позволяет значительно увеличить объем воспринимаемой школьниками информации, так как представляет ее в более обобщенном систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике.

Целью нашей работы выявление степени влияния информатизации образовательного процесса на уровень развития познавательной деятельности школьников.

Объектом исследования определена  информатизация образовательного процесса.

Предмет исследования  - познавательная деятельность школьников.

Базой исследования является школа, учащийся, учитель.  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Теоретические аспекты процесса информатизации в образовательном процессе

 

Тенденции процесса информатизации образования выражены двумя направлениями: информатизация управления образовательным процессом и информатизация самого образовательного процесса (Рисунок 1):

 
Рисунок 1 - Направления развития информатизации в образовательном процессе

 

Первое из направлений отражает формирование и использование автоматизированных информационно-аналитических систем, которые должны обеспечить нужной информацией процесс принятия управленческих решений, т.к. электронный формат информации уменьшает время доступа и время извлечения необходимых материалов, облекает ее в наиболее удобную форму для работы, увеличивая её объём и качество. 
Другая тенденция отражает включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в качестве средства обучения, воспитания и развития школьников, а также средства обеспечения профессиональной деятельности учителя.

Как было сказано выше, основная задача информатизации в школе - повышение качества образования. [2] Согласно первому направлению повышение качества образования предполагает управление процессом информатизации, что является одной из актуальных проблем информатизации образования.

Приведем вариант построения управления процессом информатизации через взаимодействие субъектов педагогического процесса, которые совместно вырабатывают и реализуют управленческие решения с целью достижения оптимального результата. К управлению информатизацией для достижения максимального эффекта возможно привлечь больше взрослых и детей. 
Структура управления в школе может выглядеть следующим образом (Рисунок 2): Как следует из схемы, серьезнейшая работа возлагается на заместителя директора по информатизации. Он отвечает за развитие процессов информатизации; обеспечивает информационный обмен между школой и межшкольным методическим центром (ММЦ); организует обучение педагогического коллектива в области информационных технологий. Одна из прямых обязанностей данного заместителя - оказание консультационной помощи коллегам (учителям и администрации) в области ИТ.

Другим не менее важным звеном в структуре управления процессом информатизации является школьная команда, куда входят специалисты, способные управлять всеми элементами процесса информатизации. Это директор школы (финансовое обеспечение), заместитель по информатизации(общее руководство), учитель информатики (техническое обеспечение школьного сайта, дистанционные олимпиады и конкурсы), заместитель по методической работе (повышение ИКТ-компетентности педагогов), системный администратор (техническое обеспечение). [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Структура управления процессом информатизации.

 

В нашей работе мы рассмотрим более подробно именно второе направление - включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в качестве средства обучения, воспитания и развития школьников, а также средства обеспечения профессиональной деятельности учителя - так как информатизация образовательного процесса способствует формированию ряда ключевых компетенций, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара.[4] Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ).

Образовательным электронным изданием (ОЭИ на дисках) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.  Благодаря специфике своего определения, ОЭИ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее.

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на: обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые, коммуникационные, интегрированные.

В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому в процессе информатизации учебного процесса, означающее: организацию в образовательном электронном издании или ресурсе дружественного интерфейса, обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний, обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы.

Средства информатизации уроков, на которых излагается новый учебный материал, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять учителю средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на уроке текста, графики, звука.

Средства информатизации лабораторных занятий должны содержать средства автоматизации подготовки школьника к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента (в том числе - с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы. должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков школьников.

Средства информатизации практических занятий, должны предоставлять школьнику сведения о теме, цели и порядке проведения занятия, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информацию о правильности ответа, предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач, оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь между учителем, средством ИКТ и школьником.[5] Средства информатизации самостоятельной работы школьников должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие образовательные электронные издания и ресурсы должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

Обязательным условием эффективности использования ИКТ является их соответствие учебной программе изучаемой дисциплины и возрасту школьников.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Управление познавательной деятельностью школьников с использованием ИКТ

 

Изучение школьных предметов, особенно естественного цикла, вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причина заключается в отсутствии мотивации и познавательного интереса к таким сложным предметам, как математика, химия, физика и др. Влияние на формирование познавательного интереса обусловлено следующими условиями:

1) уровнем развития школьника;

2) его характером (наличие  глубокого интереса обеспечивает значительные сдвиги в развитии личности);

3) взаимосвязью познавательного  интереса и других мотивов;

4) своеобразием интереса  в познавательном процессе;

5) связью познавательного  интереса с жизненными перспективами.

В определении познавательного интереса мы придерживаемся позиции Г.И. Щукиной, которая определяет его как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями. Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.[6]

Некоторые исследователи выделяют особый вид интереса – интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету.

Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса, базирующегося на специфической человеческой потребности в новых впечатлениях, новой информации. Выделение интереса к учебному предмету как особого вида познавательного интереса обусловлено спецификой учебной деятельности, прежде всего, в среднем и старшем звеньях школы.

Исследования, проведённые в конце 60-х гг. прошлого столетия психологами и дидактами, показали, что для успешного обучения необходима ориентация учителя не только на сообщение учащимся системы готовых знаний, но и на формирование у них системы познавательных умений и навыков: умения должны формироваться в процессе усвоения научных понятий, законов и теорий.

Информация о работе Информатизация обучения - современное средство управления познавательной деятельностью школьников