Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:18, курсовая работа
В современной педагогике личность обучаемого, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь стали приоритетными.
В нашей работе мы рассмотрим проблему управления познавательным интересом учащихся в условиях информатизации образования, некоторые возможности информационных и коммуникационных средств в формировании и развитии познавательной активности школьников, критерии отбора информационного содержания занятий, особенности организации урока с использованием ИКТ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….……..4
1.1. Теоретические аспекты процесса информатизации в образовательном процессе……………………………………………………………………………4
1.2. Управление познавательной деятельностью школьников с использованием ИКТ……………………………………………………………10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………20
2.1. Особенности применения информационно-коммуникационных средств обучения для управления познавательной деятельностью школьников…….20
2.2. Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе……………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..32
В настоящее время особое значение придается развитию самостоятельного критического мышления школьников, культуры умственного труда, обучению навыкам самообразования, что связано с умением работать с различными источниками информации. Именно компьютеры и другие средства ИКТ являются оптимальным средством для саморазвития, индивидуального образования и самообразования школьника, и ,соответственно, мощным инструментом для управления познавательной деятельностью обучающихся.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Особенности
применения информационно-
Основной формой организации обучения, характерной для современной школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, ОЭИ (диски), которые можно легко встраивать в структуру урока.
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. [18]
Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
Метод проектов. Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).
Работа над проектами строится в течение триместра или всего года. В начале учебного года мы с учащимися определяем темы проектов, выдвигаем гипотезы, намечаем план работы. Ребятам нравится, что проекты могут быть разными: и связанные с информатикой, и межпредметные, и на дополнительные темы. Работа над созданием проектов проходит во внеурочное время в учебном кабинете или в домашних условиях. Особой популярностью пользуется данный вид деятельности среди учащихся 8-9 классов, уровень владения компьютерными технологиями у которых достаточен для самостоятельной работы. Одновременно с введением уроков информатики со 2 класса возрастает интерес к информационным технологиям у учащихся 5-6 классов, который проявляется через желание оформить свои работы в электронном формате, а также через поиск информации в сети Интернет.
В зависимости от сложности проекта и заявленной темы я определяю вид отчета по проекту. Это может быть выступление на уроке, если мы проходим данную тему. Например, тема «Носители информации», с которой выступили два ученика вызвала бурное обсуждение на уроке, так как они рассказали о самых последних открытиях ученых в этой сфере и о перспективах.
Межпредметные проекты позволяют проводить интегрированные уроки. Особенно ребятам нравятся совместные лабораторные занятия по физике где необходимо что-то рассчитать, а это удобно сделать с помощью таблицы Excel. Предметы «Экономика», «История» и «География» также любимы моими учениками из-за совместной проектной деятельности.
В конце года мы представляем свои лучшие проекты на общешкольной конференции. Ежегодно мои ребята участвуют в дистанционных конкурсах различного уровня и направленности, занимают первые и призовые места.
Даже учащихся, которые учатся плохо, данный метод позволяет вовлечь в исследовательскую деятельность с помощью проблемного вопроса. Например, все слышали о круговороте воды в природе, а может ли бумага совершать такой круговорот. Проект, выполненный моим учеником по данной теме, занял первое место в районном конкурсе исследовательских проектов.
Метод информационного ресурса. Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и электронные издания и ресурсы. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
В своей работе я использую данный метод как эффективное средство для подготовки к ГИА и ЕГЭ, активно вовлекая в этот процесс и родителей. У нас есть своя страничка в электронном дневнике, кроме того, я объясняю детям, что социальную сеть Вконтакте можно использовать не только для развлечений, но и для подготовки к контрольным, зачетам, для консультаций.
Метод модульного подхода в подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ разработан мною с целью подготовки моих учеников к сдаче единого государственного экзамена. Модуль - это законченная единица бразовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Модульная подготовка позволяет в максимальной степени отразить быстро меняющееся содержание курса.
Модульная подготовка к ЕГЭ дает ученику возможность изучить тему в удобной форме, в удобное время, в своем темпе, а учителю возможность обучения большого количества обучающихся как на уроках, так и в неурочное время. Приведу в качестве примера фрагмент игры «Работа экспертов» из презентации. Ребята выступают в роли экспертов. Исходя из сложности заданий размах шкалы для части С – от 2 до 4 баллов. Эксперту необходимо более точно определить, сколько баллов можно присваивать за конкретный вид деятельности по алгоритмизации и программированию. При проверке вариантов решения могут возникнуть ситуации, когда решение, данное экзаменуемым, может:
Задача С1. Вариант 1.
Текст задачи:
Требуется написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x,y – действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Программист торопился и написал программу неправильно.
ПРОГРАММА НА ПАСКАЛЕ |
ПРОГРАММА НА БЕЙСИКЕ |
ПРОГРАММА НА СИ |
var x,y: real; begin readln(x,y); if y<=1 then if x>=0 then if y>=sin(x) then write('принадлежит') else write('не принадлежит') end. |
INPUT x, y IF y<=1 THEN IF x>=0 THEN IF y>=SIN(x) THEN PRINT "принадлежит" ELSE PRINT "не принадлежит" ENDIF ENDIF ENDIF END |
void main(void) { float x,y; scanf("%f%f",&x,&y); if (y<=1) if (x>=0) if (y>=sin(x)) printf("принадлежит"); else printf("не принадлежит"); } |
Последовательно выполните следующее:
1) Приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу.
2) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы.)
Для моих выпускников такая форма оказалась очень полезной и с практической и с психологической стороны.
Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. [19] При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.
В своей работе я использую данный метод чаще при обобщающих уроках или на зачетах. Один из вариантов – игра в команде, при этом у ребят вырабатываются дружеские отношения, сильные ученики на более доступном для сверстников языке объясняют решения тем, кто не знает. Мною разработаны сценарии игр для всех параллелей и почти по всем темам. За основу взяты известные ребятам игры: «Поле чудес», «Счастливый случай». Уже несколько лет пользуется популярностью межпредметный КВН, который организуется моими выпускниками для 9-10 классов и способствует развитию познавательного интереса у учеников к моему предмету.
Для наиболее эффективного управления развитием познавательной деятельности учеников современному учителю необходимо создавать свои собственные мультимедиа продукты. Пусть они не такие профессиональные, как лицензионные, но зато они полностью отвечают уровню знаний класса / группы, задачам урока, целям учителя на данный момент. [20]
Ценность созданных учителем электронных учебных пособий состоит в том, что материал в них даётся компактно, в нужной последовательности; нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение цели и задач конкретного урока. Оптимальным электронным продуктом для обучения и удобным в создании учителем является мультимедийная презентация.
Несмотря на то, что у меня созданы презентации по многим темам, и я использую презентации моих коллег, перед началом любого урока я обязательно корректирую их с учетом класса, так как подготовка классов из года в год разная. В этом огромное преимущество пособий, созданных своими руками.
В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», в ходе проекта "Информатизация системы образования", а также в целях оказания помощи учителям в подготовке и проведении уроков с использованием ИКТ Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации разрабатываются и создаются коллекции цифровых образовательных ресурсов. Коллекции включают в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. [20]
Кроме вышеперечисленных средств управления познавательной деятельностью учащихся достаточно частым является использование на уроках и во внеурочной деятельности ресурсов сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс для более эффективного решения дидактических задач.
Мультимедийные средства приходят на помощь учителю и в разработке таких учебных пособий как элективные курсы.
Система деятельности методической службы по развитию ИКТ-компетентности учителей выстраивалась так же, как при развитии других компетентностей. На основе анализа зоны актуального и ближайшего развития педагогов (о диагностиках уже говорилось выше) был составлен план работы, определены наиболее эффективные формы обучения педагогов.
Обмен опытом среди педагогов по выбору оптимальных форм использования ИКТ для управлению познавательной деятельностью учащихся позволил выделить следующие моменты:
Уроки с использованием мультимедиа дают позитивный результат: дети (и слабые, и сильные) стали очень активны на уроках. Появился познавательный интерес. [22]