Информатизация обучения - современное средство управления познавательной деятельностью школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике личность обучаемого, его ценности, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь стали приоритетными.
В нашей работе мы рассмотрим проблему управления познавательным интересом учащихся в условиях информатизации образования, некоторые возможности информационных и коммуникационных средств в формировании и развитии познавательной активности школьников, критерии отбора информационного содержания занятий, особенности организации урока с использованием ИКТ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….……..4
1.1. Теоретические аспекты процесса информатизации в образовательном процессе……………………………………………………………………………4
1.2. Управление познавательной деятельностью школьников с использованием ИКТ……………………………………………………………10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………20
2.1. Особенности применения информационно-коммуникационных средств обучения для управления познавательной деятельностью школьников…….20
2.2. Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе……………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Проблемы использования  ИКТ в образовательном процессе

 

Но проблем с использованием ИКТ на уроке остается еще много. Когда в XIX веке австриец Петер Миттерхофер разработал пишущую машинку, специалисты Венского политехникума ответили: «Чтобы научиться печатать на машинке, требуется затратить много времени и усилий. Даже людям, подготовленным к такой работе, невозможно достичь той же скорости и надежности, что и при обычном письме».

Аналогичная ситуация происходит и сегодня. Чтобы подготовить мультимедийный урок, от учителя требуются значительные временные и трудовые затраты, к которым далеко не все готовы. Поэтому большинство учителей, немного «поиграв», удовлетворив своё любопытство и амбиции, используют интерактивную доску как обычный экран для видеофильмов или готовых презентаций и не более.

Работая с интерактивной доской Smart board, считаю, что к ее недостаткам можно отнести невозможность работы у доски одновременно несколько учеников. Отсутствует система обратной проекции, которая исключает тень.

Очевидно, что затраты на компьютеризацию несопоставимы с затратами на отдельные учебные предметы. Ни на один предмет не выделяется столько средств, сколько на материально-техническое обеспечение информатизации. А это значит, компьютер должен стать помощником учителя и ребенка на любом уроке.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения, наряду с положительными, может привести и к ряду негативных последствий, приведу лишь основные, с которыми сталкиваюсь достаточно часто. [23]

1)  Одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

2) Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

3) Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства.

4) Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям (заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников).

5) Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой.

6) Неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему управления познавательным интересом учащихся в условиях информатизации современного образования, выявили важную роль информационных и коммуникационных средств в формировании и развитии познавательной деятельности школьников, определили критерии отбора информационного содержания занятий, показали особенности организации урока с использованием ИКТ.

Тенденцией в информатизации образования является нацеленность на достижение успеха ценой собственных усилий, собственной активности.

Обязательным условием эффективности использования ИКТ является их соответствие учебной программе изучаемой дисциплины и возрасту школьников.

В ходе исследования мы доказали, что именно компьютеры и другие средства ИКТ являются оптимальным средством для саморазвития, индивидуального образования и самообразования школьника, и, соответственно, мощным инструментом для управления познавательной деятельностью обучающихся, так как в настоящее время особое значение придается развитию самостоятельного критического мышления школьников,  культуры умственного труда, обучению навыкам самообразования, что связано с умением работать с различными источниками информации.

В последнем параграфе мы рассмотрели некоторые негативные факторы, которые осложняют процесс информатизации или снижают его эффективность в управлении познавательной деятельностью учащихся.

Цель работы достигнута.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Селевко, Г.К. Энциклопедия  образовательных технологий: в 2 т. \ Г.К. Селевко.– Т. 2.– М: НИИ школьных  технологий, 2006.– 816 с.

[2] Осин, А.В. Мультимедиа  в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2007. – 320 с.

[3] Формирование информационной  культуры личности/ Н. И. Гендина, Н. И.  Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного  сотрудничества, 2006. – 512 с

[4] Аверьянов Л.Я., Рунов А.В, Интернет как форма дистанционного обучения, Информационные технологии, №4, 2003

[5] Селевко, Г.К. Энциклопедия  образовательных технологий: в 2 т. \ Г.К. Селевко.– Т. 2.– М: НИИ школьных  технологий, 2006.– 816 с.

[6] Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.:Педагогика, 1971. – 134 с.

[7] Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 82 с.

[8] Леонтьев А.Н. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Академия, 1990. – 172с.

[9] Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Знание, 1985. – 340с.

[10] Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. - 288 с.

[11] Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.:Педагогика, 1971. – 134 с.

[12] Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 82 с.

[13] Журин, А.А. Включение  внешкольной информации в контекст  базового образования / А.А. Журин // Перспективы развития общего среднего образования. – М.: ИОСО РАО, 1998. – С. 35 -41.

[14] Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические  проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе  школы) / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.

[14] Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения ИКТ в учреждениях общего среднего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Дацюк Г.И.. – М., 2001. – 180 с.

[15] Даниленко, О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Даниленко Оксана Валерьевна. – М., 2008. – 21 с.

[16] Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Издательский сервис, 2004. – 320 с

[17] Богданов, С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде/ // Материалы международной конференции-выставки «ИКТ в образовании». – М., 2001. – С. 56-60.

[18] Аверьянов Л.Я., Рунов А.В, Интернет как форма дистанционного обучения, Информационные технологии, №4, 2003

[19] Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Денисова Виктория Германовна.– Волгоград, 1996. – 67 с.

[20] Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Дацюк Галина Ивановна. – М., 2001. – 180 с.

 [21]  Новикова, А. А. Медиаобразовательные квесты / А. А. Новикова, А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 71-93

[22] Богданов, С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде / С.А. Богданов // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». – М., 2001. – С. 56-60.

[23] Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы) / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Информатизация обучения - современное средство управления познавательной деятельностью школьников