Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:10, контрольная работа
Описание работы
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Содержание работы
1. Что такое инклюзивное образование? 2. Принцип инклюзивного образования. 3. Мировая практика инклюзивного образования. 4. Ситуация с инклюзивным образованием в России. 5. Инклюзивное образование в Москве. 6. Инклюзивное образование в Татарстане. 7. Преимущества инклюзии для детей-инвалидов. 8. Преимущества инклюзии для обычных учеников. 9. Заключение. 10. Литература.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий
в себя, от лат. include – заключаю,
включаю) или включенное образование –
термин, используемый для описания процесса
обучения детей с особыми потребностями
в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
В основу инклюзивного образования положена
идеология, которая исключает любую дискриминацию
детей, обеспечивает равное отношение
ко всем людям, но создает особые условия
для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Инклюзивное образование –
процесс развития общего образования,
который подразумевает его доступность
для всех в части приспособления к потребностям
каждого ребенка, вне зависимости от состояния
его здоровья.
В «Саламанкской декларации
лиц с особыми потребностями» (Саламанка,
Испания, 7-10 июня 1994 г.) слово «инклюзивное»
постоянно сочетается со словом «образование».
«Инклюзивное образование» – это образование,
доступное всем детям, включая детей с
серьёзными физическими и умственными
недостатками. Такое образование предполагает
необходимость адаптации обучения к потребностям
детей. Интеграция обеспечивает действительное
равенство возможностей, т.е. она является
условием. Эти условия наилучшим образом
реализуются в рамках инклюзивных школ:
интеграция создаёт равные возможности
для всех детей при получении ими образования.
В наше время инклюзивное
образование, становясь реальностью, неуклонно
«приобщает» и «втягивает» в себя все
страны мира. Но, в тоже время, интенсивно
входя в практику, инклюзивное образование
ставит перед образовательной системой
большой ряд сложных вопросов и новых
задач. В отличие от зарубежной системы
образования, в которой инклюзия имеет
богатый опыт и законодательное закрепление,
наша отечественная инклюзия только начинает
складываться и развиваться. В настоящее
время 4,5 % детей, проживающих в России,
относятся к категории лиц с ограниченными
возможностями здоровья и нуждаются в
специальном (коррекционном) образовании,
отвечающим их особым образовательным
потребностям. Но, к сожалению, в настоящее
время в нашей стране рынок образовательных
услуг для детей с ограниченными возможностями
здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах
дети с ограниченными возможностями чаще
всего остаются вне системы образования
по сугубо экономическим причинам. Традиционной
формой обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья остаются специальные
(коррекционные) образовательные учреждения.
Значительная часть затруднений в обучении
и воспитании детей с ограниченными возможностями
связана с острым дефицитом квалифицированных
кадров: педагогов-дефектологов, психологов,
воспитателей и социальных педагогов,
недостаточным уровнем их подготовки.
Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные
аспекты жизни школы: создается моральная,
материальная, педагогическая среда, адаптированная
к образовательным потребностям любого
ребенка, которую возможно обеспечить
только при тесном сотрудничестве с родителями,
в сплоченном командном взаимодействии
всех участников образовательного процесса.
Здесь должны работать люди, готовые изменяться
вместе с ребенком и ради ребенка, причем
не только «особого», но и самого обычного.
Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного
образования означает, что разнообразию
потребностей учащихся с ограниченными
возможностями здоровья должна соответствовать
образовательная среда, которая является
для них наименее ограничивающей и наиболее
включающей. Реализация этого принципа
означает, что:
Все дети должны быть
включены в образовательную и социальную
жизнь школы по месту жительства;
Задача инклюзивной
школы – построить систему, удовлетворяющую
потребности каждого;
В инклюзивных школах
все дети, а не только дети с инвалидностью,
должны обеспечиваться поддержкой, которая
позволяет им быть успешными, ощущать
безопасность и уместность.
Инклюзивное образование
само по себе организовать невозможно,
оно связано с изменениями на ценностном,
нравственном уровне. Проблемы его организации
в современной школе связаны в первую
очередь с тем, что школа как социальный
институт ориентирована на детей, способных
двигаться в темпе, предусмотренном стандартной
программой, на тех, для кого достаточными
являются типовые методы педагогической
работы.
Первичной и важной
ступенью подготовки системы образования
к реализации процесса инклюзии является
этап психологических и ценностных изменений
ее специалистов и уровня их профессиональных
компетентностей. Уже на первых этапах
развития инклюзивного образования остро
встает проблема неготовности учителей
массовой школы (профессиональной, психологической
и методической) к работе с детьми с особыми
образовательными потребностями, обнаруживается
недостаток профессиональных компетенций
учителей к работе в инклюзивной сфере,
наличие психологических барьеров и профессиональных
стереотипов педагогов. Основным психологическим
«барьером» является страх перед неизвестным,
страх вреда инклюзии для остальных участников
процесса, негативные установки и предубеждения,
профессиональная неуверенность учителя,
нежелание изменяться, психологическая
неготовность к работе с «особыми» детьми.
Это ставит серьезные задачи не только
перед психологическим сообществом сферы
образования, но и методическими службами,
а главное – перед руководителя образовательных
учреждений, реализующих инклюзивные
принципы. Педагоги общего образования
нуждаются в специализированной комплексной
помощи со стороны специалистов в области
коррекционной педагогики, специальной
и педагогической психологии, которая
обеспечит понимание и реализацию подходов
к индивидуализации обучения детей с особыми
образовательными потребностями, в первую
очередь – это работать с детьми с разными
возможностями в обучении и учитывать
это многообразие в своем педагогическом
подходе к каждому.
2. Принцип инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать
и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение
и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса
скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны
жизни человека.
Система инклюзивного
образования включает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего
образования. Ее целью является создание безбарьерной
среды в обучении и профессиональной
подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как
техническое оснащение образовательных
учреждений, так и разработку специальных
учебных курсов для педагогов и других
учащихся, направленных на развитие их
взаимодействия с инвалидами. Кроме этого,
необходимы специальные программы, направленные
на облегчение процесса адаптации детей
с ограниченными возможностями в общеобразовательном
учреждении.
3. Мировая
практика инклюзивного образования
За рубежом с 1970-х годов
ведется разработка и внедрение пакета
нормативных актов, способствующих расширению
образовательных возможностей инвалидов.
В современной образовательной политике
США и Европы получили развитие несколько
подходов, в том числе: расширение доступа
к образованию (widening participation), мэйнстриминг
(mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия,
т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает,
что ученики с ограниченными возможностями
общаются со сверстниками на праздниках,
в различных досуговых программах. Интеграция
означает приведение потребностей детей
с психическими и физическими нарушениями
в соответствие с системой образования,
остающейся в целом неизменной, не приспособленной
для них.
Включение, или инклюзия,
подразумевает реформирование школ и
перепланировку учебных помещений так,
чтобы они отвечали нуждам и потребностям
всех детей без исключения. В 1990-х годах
в США и странах Европы вышел ряд публикаций,
способствовавших популяризации идей
инклюзивного образования. Статьи были
посвящены проблеме самоорганизации родителей
детей-инвалидов, общественной активности
взрослых инвалидов и защитников их прав.
Исследования экономической эффективности
инклюзивного образования демонстрируют
преимущества интегрированного образования
в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных
стран сложился определенный консенсус
относительно важности интеграции детей-инвалидов.
Государственные и муниципальные школы
получают целевое финансирование из бюджета
на детей с особыми потребностями, и, соответственно,
они заинтересованы в приеме в учебное
заведение учащихся с ОВЗ.
Положения об инклюзивном
образовании включены в Конвенцию ООН
«О правах инвалидов», одобренную Генеральной
Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
4. Ситуация
с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные
образовательные учреждения появились
в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов.
В Москве в 1991 году по инициативе московского
Центра лечебной педагогики и родительской
общественной организации открылась школа
инклюзивного образования «Ковчег» (№
1321).
С осени 1992 года в России
началась реализация проекта «Интеграция
лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
в результате которой в 11-ти регионах были
созданы экспериментальные площадки по
интегрированному обучению детей-инвалидов.
Также были разработаны учебные планы
курсов «Основы специальной (коррекционной)
педагогики» и «Особенности психологии
детей с ограниченными возможностями
здоровья» для использования их в педагогических
вузах.
По данным Министерства
образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах
модель инклюзивного образования внедряется
в порядке эксперимента в образовательных
учреждениях различных типов в ряде субъектов
Федерации: Архангельской, Владимирской,
Ленинградской, Московской, Нижегородской
Самарскойобластях.
На сегодняшний
день внедрение инклюзивного образования
на территории РФ происходит в соответствии
с Конституцией РФ, федеральным законом
«Об образовании», федеральным законом
«О социальной защите инвалидов в РФ»,
а также регламентируется Конвенцией
о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод.
В 2008 году Россия подписала
Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
статье двадцать четвертой Конвенции
говорится том, что в целях реализации
права граждан на получение образования
государства-участники обязаны содействовать
развитию системы инклюзивного образования.
5. Инклюзивное
образование в Москве
В Москве работают
более 1,5 тысяч общеобразовательных школ,
из них по программе инклюзивного образования
– около пятидести. Кроме этого, в столице
функционирует сеть специализированных
образовательных учреждений для детей
с ограниченными возможностями, которая
обеспечивает создание им индивидуальной
адаптивной среды:
детские сады компенсирующего
или комбинированного вида;
специальные (коррекционные)
школы и школы-интернаты;
начальные школы - детские
сады компенсирующего вида;
средние общеобразовательные
учреждения «Школа надомного обучения»;
средние общеобразовательные
учреждения «Школа здоровья»;
санаторно-лесные школы;
санаторные школы-интернаты;
центры образования;
образовательные учреждения
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.
Первый регионом, узаконившим
право ребенка-инвалида на получение образования
в рамках общеобразовательной школы, стала
Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла
закон «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья в городе Москве»
(Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый
закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными
возможностями здоровья на реализацию
ими конституционного права на образование,
создает необходимые условия для получения
необходимого именно им образования с
учетом индивидуальных потребностей.
Документ устанавливает порядок организации
обучения и воспитания лиц с ограниченными
возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной
школы и специальных образовательных
учреждениях, так и на дому, а также в любом
другом избранном учреждении образования.
Депутаты, члены комиссии по образованию
и молодежной политике надеются, что теперь
появится реальная возможность систематизировать
выполняющиеся в рамках отдельных программ
мероприятия по социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями
здоровья, установить порядок обучения
детей-инвалидов в массовой (инклюзивной)
школе.
Согласно положениям
Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную
школу должен быть организован на основе
заключения медико-психолого-педагогической
комиссии, а число учеников с ограниченными
возможностями здоровья в одной школе
определяется в соответствии с другими
нормативными актами РФ и города Москвы.
Кроме этого, новый закон предусматривает
создание службы ранней помощи и системы
психологической, медицинской и педагогической
коррекции ограничений возможностей здоровья
с момента их обнаружения независимо от
степени их выраженности. Законодательно
определены особенности приема, перевода
и отчисления детей-инвалидов из образовательных
учреждений, порядок финансирования образовательных
учреждений, в которых обучаются лица
с ограниченными возможностями здоровья,
а также меры социальной поддержки педагогов,
работающих с детьми-инвалидами.
Финансирование инклюзивных школ осуществляется,
как и массовых, общеобразовательных,
по количеству учеников. Однако затраты
школы, взявшей на себя миссию по обучению
«особых» детей, не укладываются в этот
норматив. Сегодня существует острая потребность
пересмотра системы финансирования таких
школ, как вариант, по схеме специализированной
коррекционной школы. Эти средства должны
направляться только на затраты, связанные
с образовательным процессом. На них запрещено
покупать компьютерное оборудование,
проводить текущий и капитальный ремонт,
оплачивать коммунальные услуги или школьное
питание, использовать для проведения
общественно значимых мероприятий.
Школа, в которой внедряется система инклюзивного
образования, должна быть соответствующим
образом оснащена. Более подробно требования
прописаны в «Общем перечне рекомендаций
по проектированию окружающей среды, зданий
и сооружений с учетом потребностей инвалидов
и других маломобильных групп населения».