Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:10, контрольная работа
Описание работы
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Содержание работы
1. Что такое инклюзивное образование? 2. Принцип инклюзивного образования. 3. Мировая практика инклюзивного образования. 4. Ситуация с инклюзивным образованием в России. 5. Инклюзивное образование в Москве. 6. Инклюзивное образование в Татарстане. 7. Преимущества инклюзии для детей-инвалидов. 8. Преимущества инклюзии для обычных учеников. 9. Заключение. 10. Литература.
Принятие в Москве
специального закона об образовании детей
с особыми возможностями – большой шаг
вперед к созданию безбарьерной
среды, лучшее подтверждение
того, что инклюзивное образование в России
больше не является экспериментом. Это
официальная программа, в которой четко
прописаны права и обязанности всех заинтересованных
сторон.
Будем надеяться, что
законодательно оформленный опыт столичных
образовательных учреждений станет отправной
точкой для принятия аналогичных правовых
документов и в других регионах страны.
Россия сделает еще один шаг на пути к
признанию детей с ограниченными возможностями
здоровья равноправными членами общества
и созданию для них новых по качеству условий
для получения образования.
6. Инклюзивное
образование в Татарстане
В Республике Татарстан
в настоящее время отсутствует практика
инклюзивного образования детей-инвалидов
в общеобразовательных школах. Согласно
данным Министерства социальной защиты
РТ, 25 % детей-инвалидов, обучающихся в
коррекционных школах, могут обучаться
в обычных условиях. В настоящее время
вопросы инклюзии в регионе обсуждаются
на уровне общественных диалогов, первый
из них состоялся 4 апреля 2007 года благодаря
поддержке программы «Диалог» Совета
по международным исследованиям и обменам
(АЙРЕКС) в рамках проекта «Право на жизнь
в обществе: механизмы образовательной
интеграции детей-инвалидов».
На уровне нашего региона,
можно заметить, что в основном государство
дает образование инвалидам только лишь
на уровне начального образования. Несмотря
на действующее федеральное законодательство,
гарантирующее льготы для абитуриентов
с инвалидностью, целый ряд факторов делает
поступление в вуз проблематичным.
Ситуация такова, что
в настоящее время в Татарстане обучением
инвалидов занимается только Академия
«ТИСБИ» в городе Казани (рис.1). В ней созданы
специальные для слабослышащих детей
условия для нормального функционирования
человека, для того чтобы обучение было
продуктивным.
Рис.1 «Обучение слабослышащих
студентов в Академии «ТИСБИ» город Казань
Для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата препятствием
является наша архитектурная среда школ,
причем строительство их так и продолжается
до сих пор, несмотря на нормы градостроительного
комплекса, Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
№ 181. Это говорит о том, что законодательные
акты работают неэффективно, или, по-видимому,
есть что-то, что сдерживает их полноценное
действие. Создание для инвалидов доступной
среды жизнедеятельности должно являться
составной частью государственной политики
Республики.
Инвалиды с нарушениями
слуха и зрения также не имеют доступа
к образовательному процессу из-за того,
что в обычных школах практически не используются
современные технологии (сурдоперевод,
таблица Брайля).
Для Республики Татарстана
также наряду с необустроенностью архитектурной
среды и отсутствием специальных программ
стоит вопрос получения детьми-инвалидами
образования по месту жительства, это
усугубляется еще и тем, что, нет ни одного
общественного транспорта, доступного
для инвалидов. Многим детям с ограниченными
возможностями приходится ездить из района
в район, что сложно осуществлять ежедневно,
в связи с чем, дети остаются в учебных
заведениях, месяцами не бывают дома.
6 марта 2013 года в
«Университете управления «ТИСБИ»
г. Казани состоялось совещание-семинар
по теме: «Современные подходы
в профориентации и профобучении
лиц с ограниченными возможностями здоровья
в рамках научно-образовательного кластера
в Республике Татарстан». Было принято
решение о создании Ассоциации педагогов
и преподавателей инклюзивного образования
РТ, целью которой станет развитие инклюзивного
образования, содействие в разработке
учебно-методических рекомендаций, научным
исследованиям в сфере инклюзивного образования,
совершенствования общественно-государственных
форм управления системы инклюзивного
образования, создание условий для творческого
развития в процессе обучения и воспитания
учащихся и студентов с ОВЗ.
В России 72% специализированных
школ являются интернатами и поэтому проблемы
инклюзивного образования необходимо
решать. Однако это не говорит о том, что
необходимо закрыть все учреждения интернатного
типа и коррекционные школы, необходимо
обеспечить инвалидам выбор образовательного
учреждения.
7. Преимущества
инклюзии для детей-инвалидов
Преимущества инклюзии
для детей-инвалидов весьма существенны.
Специальный обзор литературы, посвященный
этой теме [McGregor and Vogelsberg, 1998], выделяет
следующие:
• Дети с особенностями
развития демонстрируют более высокий
уровень социального взаимодействия со
своими здоровыми сверстниками в инклюзивной
среде по сравнению с детьми, находящимися
в специальных школах. Это становится
особенно очевидным, если взрослые в школе
целенаправленно поддерживают социализацию,
и если количество детей с особенностями
находится в естественной пропорции по
отношению к остальным ученикам в целом.
• В инклюзивной среде
улучшается социальная компетенция и
навыки коммуникации детей с инвалидностью.
Это в значительной мере связано с тем,
что у детей-инвалидов появляется больше
возможностей для социального взаимодействия
со своими здоровыми сверстниками, которые
выступают в качестве носителей модели
социальной и коммуникативной компетенции,
свойственной этому возрасту.
• В инклюзивной среде
дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом
этого становится улучшение навыков и
академических достижений. В некоторых
исследованиях делается предположение,
что образовательные программы для детей-инвалидов
в инклюзивных школах имеют в целом более
высокий стандарт, чем в сегрегационных
образовательных учреждениях (специальных
школах), и дети в таких школах тратят больше
времени на решение академических задач,
и, соответственно, имеют более
высокие академические
результаты.
• Социальное принятие
детей с особенностями развития улучшается
за счёт характерного для инклюзивных
классов обучения в малых группах. Дети
«переступают» за черту инвалидности
другого ученика, работая с ним над заданием
в малой группе. Постепенно, обычные дети
начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами
много общего.
• В инклюзивных классах
дружба между детьми с особенностями и
без особенностей становится более обычным
делом. В исследованиях установлено, что
дети в инклюзивных классах имеют более
прочные дружеские связи со своими сверстниками,
нежели дети в специальных школах. Особенно
явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды
посещают школу неподалёку от своего места
жительства, и, следовательно, имеют больше
возможностей встречаться со своими одноклассниками
вне школы. Обнаружено также, что учителя
играют ведущую роль в установлении и
укреплении такой дружбы.
В других источниках
указываются и иные преимущества инклюзии
для детей с особенностями развития.
• Инклюзия способствует
формированию общих знаний у детей с особенностями
развития [Davern and Schnorr, 1991].
• Становясь взрослыми,
те дети, которые имели опыт обучения в
инклюзивных условиях, проводят больше
свободного времени в обществе людей без
инвалидности, и тратят больше времени
в общественном секторе занятости, нежели
выпускники специальных школ.
• Заработная плата
выпускников инклюзивных школ, в среднем,
в три раза выше, чем у выпускников специальных
школ, а их поддержка для местного сообщества
обходится в два раза дешевле.
Таким образом, аргументы
в поддержку инклюзии бесспорны.
Аргументы против инклюзивного
образования, в основном, сводятся к тому,
что дети-инвалиды получают при таком
обучении более низкий уровень знаний,
или при их обучении возникают некоторые
социальные сложности. Этим утверждениям
довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Но инклюзия несёт
преимущества и детям без особенностей
развития.
8. Преимущества
инклюзии для обычных учеников
Дети без особенностей
развития, или обычные ученики, также как
и одарённые дети, получают преимущества
при инклюзивном образовании. Некоторые
авторы, однако, пытаются доказать, что
для этих детей преимущества инклюзии
не всегда очевидны [Kauffman and Hallahan, 1995a]. Очевидно,
что подобные утверждения основываются
на эпизодических фактах, и их необоснованность
может быть легко доказана большим количеством
научных исследований. Так, во многих источниках
выделяются следующие преимущества инклюзии
для обычных учащихся или одарённых детей:
• Для обычных или
одарённых детей нахождение в классе детей
с особенностями развития не является
фактом, несущим угрозу или представляющим
опасность для их успешного обучения.
• Представления о
том, что дети-инвалиды нарушают процесс
обучения в классе в научной литературе
признаются несостоятельными. Более того,
в одном исследовании обнаружено, что
время, которое на уроке уделялось детям
с особенностями, абсолютно сопоставимо
со временем, которое учитель затратил
на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды
вовсе не были «причиной» непродуктивной
траты времени на уроке.
Причинами потери времени
на уроке, как выяснилось, стали административные
вмешательства, переход от одного вида
активности на уроке к другому виду, и
действия детей без инвалидности.
• Обычные ученики
и одарённые дети могут получить преимущества
при инклюзивном подходе к образованию
за счёт улучшения качества обучения и
совершенствования педагогических технологий
работы в классе Некоторым детям с инвалидностью
при обучении необходимы новые технологии
образования; например, использование
информационных технологий очень часто
бывает необходимо при обучении детей
с инвалидностью. Другие дети получают
преимущества от использования этих технологий,
и, кроме того, все остальные ученики могут
пользоваться этими программами и технологиями
в то время, когда они не являются необходимыми
для обучения детей с инвалидностью.
• Преимуществом инклюзии
для обычных учеников и одарённых детей
будет также присутствие в классе дополнительного
педагогического персонала. Очень часто
дополнительное финансирование направляется
непосредственно для обеспечения сопровождения
особых детей, привлечения специальных
педагогов и пара-
помогающих специалистов.
И в том, и в другом случае, присутствие
в классе других взрослых создаёт дополнительные
преимущества для всех учеников класса.
• Обычные или одарённые
ученики, будучи вовлечёнными в обучение
своих сверстников (специальный методический
подход к обучению в инклюзивном классе,
т.н. peer-tutoring), получают преимущества в
том, что эти подходы способствуют повышению
их самооценки и качества овладения академическими
навыками дети начинают проявлять более
чёткое формирование «я-концепции», собственных
принципов, социального знания и более
того, обнаружено, что дети, участвующие
в обучении с использованием этого метода,
показывали лучшее владение академическими
навыками в определённой области, нежели
их сверстники, не участвующие в таком
тьюторстве].
• Дети без особенностей
или одарённые дети, обучающиеся в инклюзивном
классе, имеют возможность научиться языку
Брайля или жестовой речи. Обучение этим
навыкам проходит в ясном и понятном для
них контексте, и обретение этих навыков
более доступно для детей, обучающихся
в инклюзивном классе, нежели для тех,
кто не учился вместе с детьми-инвалидами.
• В инклюзивном классе
дети учатся уважать и ценить своих одноклассников
с инвалидностью, видеть то, что лежит
за чертой инвалидности или одарённости,
различать социальные стигмы.
Заключение
В законопроекте "Об
образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специальном образовании)",
представленном в Госдуму РФ, устанавливается
возможность обучения детей-инвалидов
в массовой школе, а в докладе Государственного
Совета РФ "Образовательная политика
России на современном этапе" (2009 г.)
подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы
со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться
государством медикопсихологическим
сопровождением и специальными условиями
для обучения преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства и только в исключительных
случаях - в специальных школах-интернатах".
Инклюзивное образование сегодня с полным
правом может считаться одним из приоритетов
государственной образовательной политики
России. Переход к нему предопределен
уже тем, что наша страна ратифицировала
Конвенции ООН в области прав детей, прав
инвалидов. Однако, чтобы такой переход
совершился, нужны не только соответствующие
правовые акты, но и необходимые условия,
благоприятное общественное мнение.
Рассмотренные выше
понятия и принципы инклюзивного обучения,
на наш взгляд, могут быть полезны в отечественной
практике образовательной интеграции.
Можно также надеяться, что анализ имеющихся
данных социологических опросов поможет
сориентироваться субъектам системы образования
в работе по преодолению трудностей обучения
детей-инвалидов в общеобразовательной
школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном
образовании пока еще обсуждается недостаточно.
Некоторые учебные заведения действуют
с опережением, предвосхищая централизованные
реформы, которые, возможно, уже не за горами.
Однако до сих пор не разработаны единые
нормативы организации учебного и реабилитационного
процессов, а также механизмы их материально-технического,
социального, психолого-педагогического,
кадрового и реабилитационного сопровождения.