Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 06:39, курсовая работа
Цель исследования: показать, что только сочетание традиционных и инновационных технологий позволит преподавателю добиться запланированного результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Задачи исследования: 1) дать понятие педагогической технологии; 2) рассмотреть наиболее значимые традиционные педтехнологии; 3) рассмотреть современные технологии в обучении иностранным языкам; 4) показать, как можно сочетать все эти технологии.
Введение
В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педагогических методов и приёмов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обучающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях даже универсальных форм обучения. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.
В традиционной системе профессиональной подготовки в центре внимания находился учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект - преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жёстко задающие рамки отношений. Объект - ученик должен быть наполнен определённым объёмом знаний, его роль - пассивное усвоение информации. Конечно, при таком обучении страдает в первую очередь потребитель знаний - ученик, так как творческое содержание обучения отсутствует, а с ним и заинтересованность в личностном участии. Такой будущий специалист, лишённый возможности самовыражения малопродуктивен в будущем. Поскольку его просто не научили принимать самостоятельные решения. Вместе с тем абсолютная свобода - мать анархии и сестра хаоса. Поэтому инновации должны разумно стимулировать обучающегося. При этом преподаватель - старший наставник, а не просто сторонний наблюдатель. Каким же образом совместить две противоречивые и, на первый взгляд, совершенно разные системы? Например, путём формирования активной жизненной позиции личности обучающегося используя подходы к данной проблематике разных лет. Чёткого обозначения понятия активная жизненная позиция на настоящий момент не существует, так как у отечественных авторов советского и постсоветского периода и у западных авторов он варьируется. С одной стороны, это сформированное мировоззрение личности в отношении общественному долгу. С другой - потребность личности в самореализации, в достижении успеха. В основе взглядов многих зарубежных психологов, принадлежащих к школам разных направлений, на движущие силы развития личности лежит гомеостатический адаптивный подход - это стремление к равновесию путём удовлетворения потребностей разного рода. Активность как движущая сила развития личности действует лишь в пределах заранее установленной цели.
Главное, что мы должны помнить, - это то, что из молодых людей сформируется костяк нашего общества завтра. Повышенные требования к профессиональной подготовке современной молодёжи.
Как известно, формирование активной жизненной позиции молодого специалиста происходит в соответствии с потенциалом активности, уже существующим в обществе. Активная жизненная позиция выступает как побудитель к деятельности, как позиция личности, характеризующая многообразные отношения её носителя с окружающими людьми. Показателем уровня активной жизненной позиции является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении. Процесс формирования активной жизненной позиции личности сложен и противоречив. Нельзя, механически воздействуя на человека, сделать его активным. Для успешного формирования активной жизненной позиции ученик должен пройти несколько стадий от обучаемого к учащемуся. При этом деятельность преподавателей также меняется - как организатора совместной деятельности со студентом, проектирующим его будущую профессиональную занятость. В связи с этой актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения и воспитания для формирования активной жизненной позиции.
Перемены, происходящие в мире, современное экономическое и социально - культурное развитие нашей страны вызвало необходимость срочной реформы системы образования. Несмотря на всю свою противоречивость, именно инновации в образовании являются залогом успешного развития общества. Однако в погоне за новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения.
Объектом нашего исследования являются педагогические технологии в образовании.
Предметом исследования является сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий в образовании подрастающего поколения.
Цель исследования: показать, что только сочетание традиционных и инновационных технологий позволит преподавателю добиться запланированного результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Задачи исследования: 1) дать понятие педагогической технологии; 2) рассмотреть наиболее значимые традиционные педтехнологии; 3) рассмотреть современные технологии в обучении иностранным языкам; 4) показать, как можно сочетать все эти технологии.
2. Интеграция инновационных и традиционных технологий в образовании
2.1. Педагогическая технология обучения
Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.
Термин получил широкое хождение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением : технических средств.
В 70-е гг. термин получил более широкое употребление: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованного обучения в целом. Таким образом, в понятие «технологии обучения» стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации.
В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержание термина: технологии обучения (Technology in Teaching) и технологии в обучении (Technology in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго — использование в учебном процессе технических средств обучения.
Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие: а)результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся), б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом), в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления), г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.
Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности.
2.3. Инновационные технологии в образовании.
В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии.
Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий обучения.
1. Обучение в сотрудничестве
Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик—учитель—группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.
Концепция обучения получила практическую реализацию в ряде вариантов технологии такого обучения, предложенных американскими педагогами Э. Арносоном (1978), Р. Славиным (1986). Д. Джонсоном (1987) [Полат, 2000] и ориентирована на создание условий активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, предлагаемых учителем языка. Если объединить учащихся в небольшие группы (3—4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают более слабим в успешности ее выполнения. Оценка за выполненное задание ставится одна на группу.
2. Компьютерное обучение
Это обучение иностранному языку с использованием учебных программ, составленных для работы с компьютером.
Оно возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей шкоды, созданием компьютерных программ для разных учебных дисциплин, в том числе и для изучающих иностранные языки, использованием возможностей Интернета как на занятиях, так и в самостоятельной работе учащихся.
Одной из наиболее эффективных технологий повышения качества образования является создание электронных курсов. Информация, предназначенная для интерактивной работы, должна быть скомпонована в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и, в определенных пределах, последовательность изучения материала, а с другой стороны - процесс обучения оставался управляемым. Одним из ключевых принципов, лежащих в основе технологии создания электронных курсов, является принцип гипертекста. Электронный курс разбивается на отдельные модули (параграфы) и предусматривает их последовательное изучение.
Важной частью проекта является пользовательский интерфейс. Он должен быть понятным пользователю и обеспечивать поддержку пользователя (т. е. содержать функцию справки). Другим важным моментом при разработке является обратная связь - это информация, которая предоставляется учащемуся после того, как он осуществил ввод некоторой информации в систему, например, ответил на вопрос. Она помогает учащемуся оценить, насколько хорошо он усваивает материал.
Перечислим основные, на наш взгляд, технологии креативного обучения иностранным языкам:
1. Структурированные теоретические части, разрабатываемые преподавателем в электронном виде.
2. Тесты, контрольные задания и работы, комплексные задания для текущего и итогового контроля, также разрабатываемые в электронном виде.
3. Консультации с преподавателем и другими учащимися в синхронном и асинхронном режимах:
- чат-занятия;
- веб-занятия;
- телеконференции.
Некоторые предпочитают изучать язык самостоятельно. Для такой категории обучающихся, на наш взгляд, самый продуктивный способ изучения иностранного разговорного языка - это «электронное репетиторство» - изучение иностранного языка онлайн (busuu.com, MultiGlot, Linguaonline, Englishon и т.д.).
3. Центрированное на ученике обучение
Такой тип обучения получило широкое распространение в зарубежной средней и высшей школе (student –centred approach) как один из вариантов современных технологий обучения. Суть такого обучения заключается в максимальной передаче инициативы в процессе занятий самому учащемуся. С дидактической точки зрения эта технология обучения предполагает наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащегося в результате особой организации занятий, создание партнерских отношений между педагогом и учащимися. Этот подход отличен от традиционной технологии обучения, когда учитель является главным действующим лицом в учебной деятельности обучающегося, обеспечивающим усвоение программного материала: учитель передает учащемуся знания, формирует навыки и умения и контролирует их усвоение путем опроса. При такой технологии обучения, которую можно рассматривать как дальнейшее развитие идеи коммуникативного обучения, общение на иностранном языке становится более эффективным благодаря установлению партнерских отношений между педагогом и учащимися и создания условий для раскрытия личностных особенностей учеников. Р.П. Мильруд, один из отечественных разработчиков названной технологии обучения, приводит результаты анкетирования 550 учителей и анализ около 100 уроков иностранного языка, на которых использовалась технология центрированного обучения [Мильруд, 1997, № 6]. Так как целью преподавания в рамках названной технологии является автономность учащихся в обучении, то сам учащийся должен знать, как ему лучше учиться. С этой целью он выбирает стратегии овладения языком и пытается их использовать в процессе обучения. Вот перечень некоторых таких стратегий: 1) прояви индивидуальность; 2) организуй свое обучение; 3) прояви творческие способности; 4) научись справляться с неуверенностью; 5) учись на своих ошибках; 6) используй контекст.
4. Дистанционное обучение
Эта форма организации учебного процесса предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Учащиеся самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо при личной встрече с обучаемыми, что напоминает заочное обучение, либо контролирует работу учащихся с помощью электронной почты. Главной особенностью дистанционного обучения является опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель—ученик. Курсы дистанционного обучения рассчитаны на тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, доставку необходимых учебных материалов, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность между обучаемым и преподавателем. Такое обучение позволяет широко использовать мировые культурные и образовательные ценности, накопленные в глобальных сетях Интернет, учиться под руководством опытных педагогов, повышать квалификацию и углублять свои профессиональные знания. В связи с планируемой сплошной компьютеризацией учебных заведений страны дистанционное обучение можно рассматривать как одну из наиболее перспективных форм обучения в системе современных технологий.
Информация о работе Интеграция инновационных и традиционных технологий обучения иностранному языку