Интенсификация обучения аудированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является раскрыть основные аспекты обучения на основе изучения всех доступных источников информации.
Задачи исследования:
исследовать процесс аудирования с точки зрения психологии;
изучить теоретические основы обучения аудированию;
рассмотреть новые интенсивные подходы к обучению аудированию;
разработать собственную серию уроков по аудированию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы обучения аудированию.
Аудирование как вид речевой деятельности……………………………..…5
Основные трудности понимания речи на слух……………………………...8
Использование коммуникативного подхода при обучении аудированию…………………………………………………………………10

Глава II. Аудирование в развивающей системе обучения.
2.1 Обучение аудированию на коммуникативной основе на начальном этапе………………………………………………………………………………13
2.2 Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе…………………………………17
2.3 Анализ и работа учителя на уроке (с точки зрения аудитивных навыков)………………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

интенсификация обучения аудированию.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РК

Казахстанско-Российский Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра казахской и  иностранной филологии

 

Курсовая работа

 

Интенсификация  обучения аудированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила: Студентка

3 курса гр. РК ОИЯ  709-01

 

 

Проверил преподаватель:

Ргизбаева Манат  Еркеновна

 

Астана 2009 г.

План.

 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I.  Теоретические основы обучения аудированию.

    1. Аудирование как вид речевой деятельности……………………………..…5
    2. Основные трудности понимания речи на слух……………………………...8
    3. Использование коммуникативного подхода при обучении аудированию…………………………………………………………………10

 

Глава II.  Аудирование в развивающей системе обучения.

2.1 Обучение аудированию  на коммуникативной основе на  начальном этапе………………………………………………………………………………13

2.2 Методика обучения  аудированию на иностранном языке  на старшем этапе в средней  общеобразовательной школе…………………………………17

2.3 Анализ и работа  учителя на уроке (с точки  зрения аудитивных навыков)………………………………………………………………………….19

 

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...28

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема данного исследования, аудирование на начальном этапе  обучения, является одной из самых  актуальных тем в современной  методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. В настоящий момент школы в городах перешли на методику развивающего обучения, и конечная цель – получить гармонично развитую личность. Поскольку образование – то, что остается у человека после того, как он забыл, чему его учили, стало важно научить детей самим добывать нужную информацию, а для этого необходимо владеть механизмами логического мышления. Естественно методика преподавания иностранного языка подчиняется общим требованиям школьного образования, и должна стать частью развивающей системы обучения.

Недооценка аудирования  может крайне отрицательно сказаться  на языковой подготовке школьников. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.  Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества

Также аудирование как  обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании Интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п.

Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. По мнению Ляховицкого М.В основным средством обучения иностранному языку является языковая среда.

Предметом исследования является сам процесс аудирования  на начальном этапе и способы  обучения этому виду речевой деятельности.

Начальный этап является важнейшим, т.к. именно на младшем этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода овладения аудированием.

Аудирование восприятие текста на иностранном языке на слух. В современных условиях, для аудирования применяется специальное аудио-оборудование, что позволяет улучшить этот процесс, увеличить показатели его эффективности, контроля и т.д.

Касательно процесса аудирования то, ряд физиологов утверждает, что в тех случаях, когда применяются технические средства и звук передается в механической записи, а ученик не видит лица говорящего, звук воспринимается лучше. Это утверждение физиологов по-разному оценивается методистами, занимающимися обучением аудированию.

Работа не ставит своей целью анализа данных положений, но мне ближе иная точка зрения, которая утверждает, что при обучении аудированию не целесообразно ставить ученика в условия, которые в обычных ситуациях общения не встречаются или встречаются крайне редко. И в ходе учебного процесса обучающийся  должен попытаться воссоздать наиболее типичные условия, т.е. такие, которые встречаются в жизни в абсолютном большинстве случаев.

Целью этой работы является раскрыть основные аспекты обучения на основе изучения всех доступных источников информации.

Задачи исследования:

  1. исследовать процесс аудирования с точки зрения психологии;
  2. изучить теоретические основы обучения аудированию;
  3. рассмотреть новые интенсивные подходы к обучению аудированию;
  4. разработать собственную серию уроков по аудированию.

В ходе данного исследования мы ставили цель доказать, что аудирование  является не только одним из основных средств овладения языком, но и  средством, способствующим развитию гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы обучения аудированию.

    1. Аудирование как речевой вид деятельности.

 

Термин «аудирование»  был введен в литературу американским психологом Брауном. [5.17] Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Сущность аудирования, как и любого восприятия, заключается в том, что бы, во-первых, выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от других, а во-вторых, в том, что бы узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном.

Аудирование должно занимать важное место уже на начальном  этапе. Овладение аудированием дает возможность  реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и, прежде всего слуховой памяти, в столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной  цели, обеспечивая детям возможность  понимать высказывания, как бы элементарны  они ни были на языке другого народа, в данном случае на английском языке, одном из самых распространенных языков мира. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Ребенок усваивает язык, как известно неосознанно, а речь путем имитирования. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет или тогда, когда дает краткий ответ. Таким образом, осуществляется и обучение пониманию структур разного типа: утвердительных, вопросительных, отрицательных. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.

Таким образом, очевидно, что аудирование как вид речевой  деятельности играет большую роль на начальном этапе в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и случат эффективным средством обучения английскому языку в школе.

В методике прослеживается два пути обучения аудированию. Первый путь предлагает обучение аудированию  в процессе выполнения специальных  упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения, следовательно по этому пути аудированию следует обучать как виду речевой деятельности. Сторонники же второго пути указывают на необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения, и письма. Т.е. аудирование здесь выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. Для этого предполагается неспециальные упражнения. Многие современные методисты объединяют эти два пути. Они предлагают учить аудированию как цели, а затем как средству, и поэтому они считают, что система упражнений для обучения аудированию должна включать в себя как специальные, так и неспециальные речевые упражнения.

Итак, смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнемической  деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного) надо строго различать два понятия: восприятие – процесс выделения информативных различительных признаков (т.е. формирование образов) и узнавание – опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном.

Значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением внутренних помех) она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать.

На начальной ступени  обучения внутренняя речь протекает особенно интенсивно, и ее можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутой ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением речедвигательного слухового и зрительного анализаторов в единую систему. Это, в свою очередь, влияет на восприятие и понимание речи.

Однако и на продвинутой  ступени обучения (экспериментальным путем) легко фиксируется скрытое проговаривание при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания.

Восприятие связной  речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в  особых условиях, определяемых рядом  акустических факторов. Отсюда возникает  необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи. Такие упражнения принято называть речевыми. Специальные речевые упражнения нацелены не только на развитие умения аудирования, а имеют попутные цели (например, закрепление лексики или грамматики).

Специальные речевые упражнения проводятся для того, чтобы учащиеся научились использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции в разнообразном окружении. При выполнении этих упражнений следует избегать перевода. Это могут быть упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых групп.

Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Т.е. цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности.

Как известно речь – основная составляющая мышления. На основе этого  можно сделать вывод, что чтение, а вернее правильное чтение невозможно без овладения аудированием, так  как во время чтения, как вслух, так и «про себя» человек пользуется речью, при чем в последнем случае внутренней речью, она позволяет ему контролировать себя и правильность своих высказываний. Отталкиваясь от этого, мы  можем сделать вывод, что без овладения речью во всех ее видах невозможно научиться правильно читать, а аудирование – прекрасный способ для тренировки проговаривания, как было указано выше. Восприятие речи – является динамическим процессом, протекающим по разному, в зависимости от контекста и воспринятых признаков речевого потока. Выделение единиц восприятия, т.е. различение и узнавание – возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

Речевой слух – является одним из важнейших механизмов аудирования, обеспечивает восприятие устной речи. Но для понимания устной речи хорошего речевого слуха не достаточно. Воспринятую и выделенную из потока речи единицу необходимо удержать в голове, пока идет поиск эталона для сопоставления и узнавания воспринятого, следовательно нужна хорошая натренированная память.

 Аналогично дело  обстоит и с письмом, где,  на ряду с памятью, у человека  работает еще и внутренняя  речь, не отдавая себе отчета  он проговаривает то, что пишет.  Что касается говорения, то, как  уже указывалось выше, оно не  возможно без умения слушать и понимать речь собеседника, а так как основной формой общения на уроке иностранного языка является диалог, то обучение аудированию очень важно для свободной коммуникации учащихся.  (Прежде чем прочесть слово, его надо уметь произнести. А прежде чем что то сказать, учащийся должен услышать как это следует сделать). Поэтому изложение методики обучения видам речевой деятельности и принято начинать с аудирования.

 

 

 

1.2 Основные трудности понимания речи на слух

 

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не зависит. Факторы и условия, в которых протекает устное общение, обусловливают его особенности на всех уровнях языка и соответственно сложности восприятия на слух.

Информация о работе Интенсификация обучения аудированию