Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, проанализировать, обосновать и изучить использование дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании.
Объект исследования: учебный процесс в профессиональном учреждении.
Предмет исследования: дискуссионные методы в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) ознакомиться с терминологическим полем понятия «дискуссия», выявить его сущность и особенности;
2) представить классификацию дискуссионной формы обучения;
3) изучить структуру дискуссионной формы обучения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании

1.1 Сущность и особенности дискуссионной формы обучения

1.2 Классификация учебных дискуссий

1.3 Структура дискуссионной формы обучения

Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

2.1 Цели и задачи организации исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursach_khabilov.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1 Теоретические основы дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании

 

        1.1 Сущность и особенности дискуссионной формы обучения

 

        1.2 Классификация учебных дискуссий

 

  1.3 Структура дискуссионной формы обучения

 

Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

 

2.1     Цели и задачи организации  исследования

 

2.2     Анализ результатов исследования

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

       ПРИЛОЖЕНИЯ

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дискуссия как форма обучения привлекла внимание педагогов и психологов еще в тридцатые годы XX столетия. Сегодня этот метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в различных видах деятельности: образовании, творчестве, управлении, психотерапии и многих других. Необходимо отметить, что дискуссия как форма обучения в профессиональном образовании базируется на организационной коммуникации учащихся в ходе работы над решением учебных или профессиональных задач. В качестве дискуссионных методов могут быть избраны «круглый стол», вертушка, анализ определенной ситуации, дискуссия в группе, дебаты и другие.

Всякая дискуссия предусматривает обсуждение проблемы, вопроса или темы, в процессе работы над которыми возникли разные суждения.  Оно строится на поочередных выступлениях участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы. Дискуссия как форма обучения может быть использована только в том случае, если наукой или практикой еще не выработана единая точка зрения, а над решением проблемы работают несколько школ или существуют разные направления в ее исследовании.  Поэтому дискуссия как форма обучения способствует нестандартности образовательного процесса, она оказывает благоприятное влияние на мышление и поведение обучаемых, способствует развитию у них ответственности и сознательности.

Проблемой дискуссионной формы обучения занимались отечественные  педагоги, психологи, методисты и историки: Ю.К. Бабанский, Д.П. Горский, Т. В. Анисимова, Г. А. Цукерман, В. И. Курбатов, Коджаспировы, М. В. Короткова, М. С. Байматова и др.

 

Актуальность обусловлена противоречиями между потенциалом дискуссии становления личности, с одной стороны, и применением ее в практике профессионального образования, с другой.

Цель исследования: выявить, проанализировать, обосновать и изучить использование дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании.

Объект исследования:  учебный процесс в профессиональном учреждении.

Предмет исследования:  дискуссионные методы в учебном процессе.

Задачи исследования:

1)    ознакомиться  с терминологическим полем понятия  «дискуссия», выявить его сущность  и особенности;

2)     представить  классификацию дискуссионной формы  обучения;

3)     изучить  структуру дискуссионной формы  обучения;

4) исследовать  использование дискуссии на практике  в профессиональном образовании.

Методы исследования:

 

− анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

 

− наблюдение за учебным процессом;

 

− анкетирование студентов профессионального учреждения;

 

− интервью с педагогом профессионального обучения;

 

− статистическая обработка результатов.

Глава 1 Теоретические основы дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании

 

1.1 Сущность и особенность дискуссии

Дискуссия (Анисимова Т.В.) - это свободный публичный спор по какому-либо вопросу, имеющий целью достижение согласия в той или иной форме. Причем тема дискуссии обязательно предполагает наличие противоположных точек зрения на этот вопрос и формулирование тезиса и антитезиса.

Дискуссия (Бабанский Ю.К.) - метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы, вызывающих особый интерес у обучающихся.

Дискуссия (Цукерман Г.А.) - это средство выявления, поляризации отдельных сторон противоречия в точках зрения, мнениях участников дискуссии с целью последующей координации различных точек зрения для совместного согласованного действия.

Дискуссия (Горский Д.П.) - это обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо  проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции.

Особенность дискуссии заключается в диалоге. Основанием для диалога являются проблема и различие в способах ее разрешения. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где также происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д. Дискуссия как форма диалога предполагает управленческое общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса.

Для проведения успешной дискуссии необходимо ознакомиться с принципами и нормами ведения подобного рода обсуждений, чтобы оппоненты в процессе взаимодействия могли прийти к положительному результату.

 

 

1.2 Классификация учебных дискуссий

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Проблемная дискуссия с выдвижением проектов

Эта модель дискуссии была развита в преподавании естественнонаучных дисциплин в духе проблематичного обучения, направленного на развитие у детей видения проблемы, опыта поиска решений, воплощения идей в виде проектов. Такое содержание учебной работы было развернуто в разработках педагогов, которые стремились преодолеть известную пассивность детей при фронтальной, общеклассной организации обучения. Данный подход применим, когда содержание учебного материала связано с проблемами научно-прикладного и социального характера, противоречиями, проблемами, решение которых можно проработать в имитируемых, а возможно, и в реально воплощаемых проектах.

Ход такой дискуссии во многом аналогичен обсуждению в обычной дискуссии, однако здесь преподаватель уделяет относительно меньше внимания процедурам взаимодействия, больше сосредоточиваясь на выдвижении идей, которые будут впоследствии развернуты в конкретные задания-проекты. В данном варианте дискуссия направлена не столько на общую ориентацию в спектре возможных подходов и их аргументации, сколько на проработку самого содержания каждого из подходов, намеченных при обсуждении.

2) Дискуссия в сочетании с игровым моделированием

Широкие возможности дает сочетание дискуссии с элементами игрового имитационного моделирования, — оно позволяет приблизить обсуждение к изучаемым сторонам реальных явлений. Яркий пример такого сочетания — сценарий урока по курсу истории XX столетия для старшеклассников, созданный американскими педагогами Т. Ладенбургом и Дж. Тегнеллом.

Учащиеся приходят в класс, прочитав дома главу из учебного пособия о Ялтинской конференции, позициях трех стран-участниц по основным вопросам, входившим в повестку конференции (раздел Германии, осуществление государственного управления в послевоенной Польше, самоопределение стран Восточной Европы, политика по отношению к Японии и на Дальнем Востоке, деятельность ООН и послевоенная помощь со стороны США). В главе затрагиваются и подходы, присущие лидерам трех держав — Ф. Рузвельту, У. Черчиллю, И. В. Сталину, их отношение к каждому из основных обсуждавшихся вопросов.

Чтобы организовать обсуждение, учитель делит класс на три группы соответственно представляемым странам. Группы располагаются в разных участках класса. Каждая группа выбирает лидера, представляющего позицию "страны" на переговорах. В течение 10 минут ученики обсуждают позицию страны по вопросам повестки, вырабатывают ее аргументацию. Лидеры каждой группы направляют от двух до четырех человек в качестве дипломатов для предварительных переговоров в другие страны. Посланники должны выяснить отношения будущих партнеров по конференции к обсуждаемым вопросам и убедить их изменить свои позиции при помощи как аргументации, так и предлагая взаимные уступки, политические сделки. Учитель переходит от группы к группе, наблюдает за ходом групповой работы, отвечает на вопросы, сообщает недостающие сведения, побуждает учеников к самостоятельным решениям.

Затем группы прекращают обмен "дипломатами" и проводят внутреннее обсуждение, пытаясь определить возможное поведение партнеров на переговорах. Лидеры выходят из класса, взяв с собой помощников, и проводят переговоры в другом помещении. В это время учитель раздает классу экземпляры того раздела учебного пособия, где описаны результаты Ялтинской конференции. Ученики знакомятся с текстом, после чего в класс возвращаются участники разыгрываемой "Ялтинской конференции". Достигнутые ими договоренности сравниваются с реальными.

3) Структурированная дискуссия как учебный спор-диалог

Характерные черты модели лучше всего вырисовываются в сопоставлении с другими видами учебной деятельности, включающими обсуждение. В принципе учебную дискуссию (обсуждение) можно рассматривать как используемое в учебных целях столкновение точек зрения, выводов и умозаключений, которые не совместимы друг с другом, так что придерживающиеся их участники (ученики, учебные подгруппы) стремятся выработать общую точку зрения.

Какая деятельность учащихся входит в структурированный учебный спор-диалог? Прежде всего — это актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений, отстаивание своей точки зрения, обмен знаниями с соучениками-партнерами по дискуссии. Сюда входят также анализ, критическая оценка и отбор информации, построение индуктивных и дедуктивных умозаключений, синтез, интеграция имеющихся сведений, выработка фактических и оценочных заключений и, наконец, выработка итоговой, общей точки зрения, вызывающей согласие всех сторон.

4) Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

5) «Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

- проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

- обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;

- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

- участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, далеко не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.

Информация о работе Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования