Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, проанализировать, обосновать и изучить использование дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании.
Объект исследования: учебный процесс в профессиональном учреждении.
Предмет исследования: дискуссионные методы в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) ознакомиться с терминологическим полем понятия «дискуссия», выявить его сущность и особенности;
2) представить классификацию дискуссионной формы обучения;
3) изучить структуру дискуссионной формы обучения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании

1.1 Сущность и особенности дискуссионной формы обучения

1.2 Классификация учебных дискуссий

1.3 Структура дискуссионной формы обучения

Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

2.1 Цели и задачи организации исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursach_khabilov.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:

- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

- количество участников не должно быть очень большим;

- следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

- время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

- ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.

- вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию.

Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.

Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.

 

6) Дискуссия "Вертушка"

Специфика данной дискуссии заключается в том, что студенты обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-м выступающим, 2-м выступающим и т.д.

Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.

Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым студентом, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.

Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале преподавателя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для студентов не только новыми открытиями в изучаемой дисциплине, в профессии и жизни, но и открытием нового в себе и в других.

 

1.3 Структура дискуссионной формы обучения

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.

Точка зрения - любое из различающихся мнений по какому-либо одному вопросу.

Аргументы – это мысли, суждения в защиту точки зрения. Они подкрепляются  фактами, ссылками на авторитеты, на заведомо истинные суждения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы должны быть:

 -достаточными для доказательства данного тезиса;

 -истинными;

 -чётко сформулированными.

Дискуссии могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма — опосредованное общение. Устные дискуссии, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная.

В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный.

Дискуссия позволяет обучающимся рассмотреть и обсудить противоположные позиции и, тем самым, подготовиться к восприятию новой информации. Во-первых, имеют значения аргументы. Когда люди слушают аргументы, даже не содержащие никаких поучений, их позиции уже изменяются, хотя для изменения собственной установки участнику дискуссии этого обычно недостаточно. Во-вторых, человеку свойственно оценивать собственные суждения, способности и умения, сравнивая их с суждениями, способностями и умениями других людей. Дискуссионная форма обучения в основном применяется на практических занятиях. Такая форма проведения занятия призвана выявить существующее многообразие точек зрения обучающихся на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого студента на ту или иную проблему.

 

Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования

 

2.1 Цели, задачи и организация исследования

 

В предыдущей главе были рассмотрены теоретические основы дискуссионной формы обучения в профессиональном образовании, которые позволили нам приступить к экспериментальной части исследования.

Целью экспериментального исследования является установление особенностей применения дискуссии как формы обучения на практике в профессиональном образовании.

Задачи:

1. Определить особенности применения дискуссии как формы обучения на практике в профессиональном образовании.

2. Проанализировать данные в протоколе.

 

Данное исследование проводится на базе Челябинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы  − " Московский государственный гуманитарно-экономический институт". В нем приняли участие студенты группа БУ-134, в количестве 15 человек и педагог математики Грибанова Нелли Борисовна.

Для определения особенностей применения дискуссии как формы обучения использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью.

Остановимся на каждом методе исследования детально.

Для анализа совместной деятельности педагога и студентов, применяется  эмпирический метод педагогического исследования − наблюдение.

 Педагогическое наблюдение  − это непосредственное восприятие явлений, познание педагогического процесса в естественных условиях, также анализ и установление взаимосвязей между данными наблюдения.

Цель наблюдения: выявление использования дискуссии на практическом занятии в учебном заведения МГГЭИ.

Задачи наблюдения:

  1. Проанализировать взаимодействие педагога со студентами;
  2. Определить влияние дискуссии между педагогом и студентами профессионального учреждения, на самих студентов.

Для анализа исследования был разработан протокол, показывающий уровень взаимодействия педагога со студентами и качество усвоения знаний (Приложение А).

Дискуссия как форма обучения принадлежит к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в различных видах деятельности: образовании, творчестве, управлении, психотерапии и многих других. Но наблюдения как правило не хватает, чтобы понять мнение студентов о их дискуссионной работе на занятии. Именно поэтому студентам было предложено анкетирование.

Цель анкетирования: определить уровень знаний по дискуссионной форме обучения, стремление быть выслушанным и умение выслушать оппонентов.

Задачи анкетирования:

  1. Установить уровень активности к дискуссии;
  2. Выявить от чего зависит дискуссионная активность студентов.

Работа с анкетированием заключается в том, что студенту необходимо выделить одно из двух предложенных суждений правой или левой колонки, которые более всего подходят, с точки зрения каждого, ко всей группе (Приложение Б).

Затем собрав результаты, мы непосредственно переходим к их обработке. Для этого подсчитываем  количество ответов в правой (пассивная позиция) и левой (активная позиция) колонке, если количество ответов в левой колонке больше чем в правой, то можно говорить о том, что студенты данной группы активно дискутируют в учебном процессе с преподавателем и со всеми учащимися в группе.

Очень важное место в системе образования отводится педагогу. Именно для того, чтобы определить какими качествами должен обладать педагог и какие методы лучше использовать для активной дискуссии студентов в  учебном процессе, мы провели интервью с педагогом высшего профессионально учреждения (Приложение В).

Цель интервью: выявить использование педагогических методов  в профессиональном образовании.

Задачи интервью:

  1. Выяснить какие педагогические методы чаще всего использует педагог при дискуссии на занятии;
  2. Проанализировать взаимодействие педагога со студентами в педагогическом процессе профессионального образования.

Анализ исследования представлен в следующей главе.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

В результате проведения исследований мы получили следующие данные:

ПРОТОКОЛ

педагогического наблюдения (целенаправленного, непрерывного, широкого, не включенного, открытого) за учебной группой высшего профессионально образования с целью выявить использование дискуссии как формы обучения на занятии.

Учебное заведение: "Московский государственный гуманитарно-экономический институт"

Учебная группа БУ-134

Педагог математики Грибанова Нелли Борисовна

Таблица − результатов наблюдения

Требования к деятельности педагога

Оценка

Требования к деятельности обучающихся

Оценка

1. Мотивация

Педагог начал с постановки широкого вопроса и попросил обсудить его ответ.

1.Активность

Студенты сразу же были заинтересованы.

2. Использование инновационных технологий

На занятии педагог использовал презентацию, где указаны мнения других ученых, педагогов, психологов. 

2.Заинтересованность

Студенты внимательно изучали изложенную информацию.

3.  Эмоциональная окраска материала

Педагог обсуждая поставленный вопрос студентам эмоционально, приводил примеры и привлекал внимание студентов речью, мимикой, пантомимикой.

3. Отношение к занятию

Заинтересованность привела к дискуссии и выявлению новых мнений по поставленному вопросу. Студенты внимательно и спокойно слушали мнение группы. 

4. Уровень изложения учебного  материала:

При изложении учебного материала педагог учитывал достоверность научного материала, доступность и последовательность.

4. Овладение знаниями, умениями навыками

Студенты получили умение слушать и высказывать мнение. Анализ проведенной работы.


 

«  14  » «     апреля     » 2014г.

 

Из данной таблицы видно, что педагог благодаря коммуникативным, личностным качествам способствовал проведению дискуссионной работы на практическом занятии.

 

При анализе проведенного анкетирования у студентов профессионального образования, можем сделать следующий вывод:

АНКЕТА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ К ДИСКУССИИ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Учебное заведение: "Челябинский филиал московский государственный гуманитарно-экономический институт"

Количество респондентов: 15 человек

Диаграмма – результатов

 

 

Из данной диаграммы видно, что из 15 респондентов (100%), большее количество (73% = 11/15), выбирали суждения активной позиции - это означает, что студенты были за проведение учебно-дискуссионных работ и активно принимали участие в проведении такого рода занятия. Каждый из таких студентов может изложить свою точку зрения и отстаивать ее. Они считают, что дискуссия помогает развивает их как личность, выдвигая свое мнение о данной проблеме. Обучающиеся, которые выбирали суждения пассивной позиции (27% = 4/15) считают, что  их точка зрения не важна для окружающих, и они были против дискуссии на практическом занятии. Такие студенты обычно молчат и слушают преподавателя или активистов дискуссионной работы.

 

 

При проведении интервью мы получили следующие ответы на вопросы:

ИНТЕРВЬЮ

С педагогом математики

Фамилия, имя, отчество интервьюируемого: Грибанова Нелли Борисовна

По теме: «Методы и условия дискуссионной работы на практическом занятии»

Город Челябинск

Учебное заведение: " Челябинский филиал московский государственный гуманитарно-экономический институт "

Вопросы

Ответы

1) Как давно Вы работаете преподавателем?

Это была моя мечта с детства, так как мама была учителем и в школе окружали очень хорошие педагоги.

2) Важно ли взаимодействие педагога со студентом?

Да, я занимаюсь любимым делом.

3) В какой обстановке по Вашему мнению лучше проводить занятия, в тихой и спокойной или бурной и заведенной?

Да, важно, но не только взаимодействие, также понимание и сотрудничество влияет на успех в усвоении знаний.

4) Какие методы обучения Вы чаще применяете на занятиях?

Я педагог русского языка и литературы, поэтому считаю основной своей задачей научить студентов правильно излагать свои мысли и следить за речью, так как мы живем в социуме, а речь человека - это показатель внутренней культуры.

5) На каком занятии лучше проводить дискуссионную форму обучения?

По моему мнению, самыми эффективными  методами для активизации могут стать - групповое сотрудничество, дискуссионные вопросы, а так же подготовка и проведение урока - концерта. Используя эти методы, можно очень интересно рассказать материал и этим заинтересовать обучающихся.

6) Считаете ли важным мнение студентов в дискуссионной работе?

В зависимости от темы занятия, если я считаю тему сложной для восприятия, то расскажу, объясню, а затем мы вместе обсуждаем.

7) Считаете ли Вы дискуссионную форму обучения шагом становления личности?

Мой предмет требует нестандартного подхода к проведению занятий. Очень часто студенты ставят сценки по пьесам, рассказывают стихи и проводят концерты в честь Великих писателей.

8) Какие проблемы могут возникнуть при проведении дискуссии?

Самой главной проблемой для меня является плохая оснащенность рабочего места техникой.

Информация о работе Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования