Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:46, курсовая работа
Цель исследования: выявить, проанализировать, обосновать и изучить использование дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании.
Объект исследования: учебный процесс в профессиональном учреждении.
Предмет исследования: дискуссионные методы в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) ознакомиться с терминологическим полем понятия «дискуссия», выявить его сущность и особенности;
2) представить классификацию дискуссионной формы обучения;
3) изучить структуру дискуссионной формы обучения;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы дискуссии как формы обучения в профессиональном образовании
1.1 Сущность и особенности дискуссионной формы обучения
1.2 Классификация учебных дискуссий
1.3 Структура дискуссионной формы обучения
Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования
2.1 Цели и задачи организации исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:
- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;
- количество участников не должно быть очень большим;
- следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
- время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
- ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.
- вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию.
Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.
Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.
6) Дискуссия "Вертушка"
Специфика данной дискуссии заключается в том, что студенты обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-м выступающим, 2-м выступающим и т.д.
Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.
Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым студентом, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.
Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале преподавателя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для студентов не только новыми открытиями в изучаемой дисциплине, в профессии и жизни, но и открытием нового в себе и в других.
1.3 Структура дискуссионной формы обучения
Спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.
Точка зрения - любое из различающихся мнений по какому-либо одному вопросу.
Аргументы – это мысли, суждения в защиту точки зрения. Они подкрепляются фактами, ссылками на авторитеты, на заведомо истинные суждения.
Аргументы должны быть:
-достаточными для доказательства данного тезиса;
-истинными;
-чётко сформулированными.
Дискуссии могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма — опосредованное общение. Устные дискуссии, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная.
В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный.
Дискуссия позволяет обучающимся рассмотреть и обсудить противоположные позиции и, тем самым, подготовиться к восприятию новой информации. Во-первых, имеют значения аргументы. Когда люди слушают аргументы, даже не содержащие никаких поучений, их позиции уже изменяются, хотя для изменения собственной установки участнику дискуссии этого обычно недостаточно. Во-вторых, человеку свойственно оценивать собственные суждения, способности и умения, сравнивая их с суждениями, способностями и умениями других людей. Дискуссионная форма обучения в основном применяется на практических занятиях. Такая форма проведения занятия призвана выявить существующее многообразие точек зрения обучающихся на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого студента на ту или иную проблему.
Глава 2 Использование дискуссии как формы обучения в практике профессионального образования
2.1 Цели, задачи и организация исследования
В предыдущей главе были рассмотрены теоретические основы дискуссионной формы обучения в профессиональном образовании, которые позволили нам приступить к экспериментальной части исследования.
Целью экспериментального исследования является установление особенностей применения дискуссии как формы обучения на практике в профессиональном образовании.
Задачи:
1. Определить особенности применения дискуссии как формы обучения на практике в профессиональном образовании.
2. Проанализировать данные в протоколе.
Данное исследование проводится на базе Челябинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы − " Московский государственный гуманитарно-экономический институт". В нем приняли участие студенты группа БУ-134, в количестве 15 человек и педагог математики Грибанова Нелли Борисовна.
Для определения особенностей применения дискуссии как формы обучения использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью.
Остановимся на каждом методе исследования детально.
Для анализа совместной деятельности педагога и студентов, применяется эмпирический метод педагогического исследования − наблюдение.
Педагогическое наблюдение − это непосредственное восприятие явлений, познание педагогического процесса в естественных условиях, также анализ и установление взаимосвязей между данными наблюдения.
Цель наблюдения: выявление использования дискуссии на практическом занятии в учебном заведения МГГЭИ.
Задачи наблюдения:
Для анализа исследования был разработан протокол, показывающий уровень взаимодействия педагога со студентами и качество усвоения знаний (Приложение А).
Дискуссия как форма обучения принадлежит к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в различных видах деятельности: образовании, творчестве, управлении, психотерапии и многих других. Но наблюдения как правило не хватает, чтобы понять мнение студентов о их дискуссионной работе на занятии. Именно поэтому студентам было предложено анкетирование.
Цель анкетирования: определить уровень знаний по дискуссионной форме обучения, стремление быть выслушанным и умение выслушать оппонентов.
Задачи анкетирования:
Работа с анкетированием заключается в том, что студенту необходимо выделить одно из двух предложенных суждений правой или левой колонки, которые более всего подходят, с точки зрения каждого, ко всей группе (Приложение Б).
Затем собрав результаты, мы непосредственно переходим к их обработке. Для этого подсчитываем количество ответов в правой (пассивная позиция) и левой (активная позиция) колонке, если количество ответов в левой колонке больше чем в правой, то можно говорить о том, что студенты данной группы активно дискутируют в учебном процессе с преподавателем и со всеми учащимися в группе.
Очень важное место в системе образования отводится педагогу. Именно для того, чтобы определить какими качествами должен обладать педагог и какие методы лучше использовать для активной дискуссии студентов в учебном процессе, мы провели интервью с педагогом высшего профессионально учреждения (Приложение В).
Цель интервью: выявить использование педагогических методов в профессиональном образовании.
Задачи интервью:
Анализ исследования представлен в следующей главе.
2.2 Анализ результатов исследования
В результате проведения исследований мы получили следующие данные:
ПРОТОКОЛ
педагогического наблюдения (целенаправленного, непрерывного, широкого, не включенного, открытого) за учебной группой высшего профессионально образования с целью выявить использование дискуссии как формы обучения на занятии.
Учебное заведение: "Московский государственный гуманитарно-экономический институт"
Учебная группа БУ-134
Педагог математики Грибанова Нелли Борисовна
Таблица − результатов наблюдения
Требования к деятельности педагога |
Оценка |
Требования к деятельности обучающихся |
Оценка |
1. Мотивация |
Педагог начал с постановки широкого вопроса и попросил обсудить его ответ. |
1.Активность |
Студенты сразу же были заинтересованы. |
2. Использование инновационных |
На занятии педагог использовал презентацию, где указаны мнения других ученых, педагогов, психологов. |
2.Заинтересованность |
Студенты внимательно изучали изложенную информацию. |
3. Эмоциональная окраска материала |
Педагог обсуждая поставленный вопрос студентам эмоционально, приводил примеры и привлекал внимание студентов речью, мимикой, пантомимикой. |
3. Отношение к занятию |
Заинтересованность привела к дискуссии и выявлению новых мнений по поставленному вопросу. Студенты внимательно и спокойно слушали мнение группы. |
4. Уровень изложения учебного материала: |
При изложении учебного материала педагог учитывал достоверность научного материала, доступность и последовательность. |
4. Овладение знаниями, умениями навыками |
Студенты получили умение слушать и высказывать мнение. Анализ проведенной работы. |
« 14 » « апреля » 2014г.
Из данной таблицы видно, что педагог благодаря коммуникативным, личностным качествам способствовал проведению дискуссионной работы на практическом занятии.
При анализе проведенного анкетирования у студентов профессионального образования, можем сделать следующий вывод:
АНКЕТА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ К ДИСКУССИИ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Учебное заведение: "Челябинский филиал московский государственный гуманитарно-экономический институт"
Количество респондентов: 15 человек
Диаграмма – результатов
Из данной диаграммы видно, что из 15 респондентов (100%), большее количество (73% = 11/15), выбирали суждения активной позиции - это означает, что студенты были за проведение учебно-дискуссионных работ и активно принимали участие в проведении такого рода занятия. Каждый из таких студентов может изложить свою точку зрения и отстаивать ее. Они считают, что дискуссия помогает развивает их как личность, выдвигая свое мнение о данной проблеме. Обучающиеся, которые выбирали суждения пассивной позиции (27% = 4/15) считают, что их точка зрения не важна для окружающих, и они были против дискуссии на практическом занятии. Такие студенты обычно молчат и слушают преподавателя или активистов дискуссионной работы.
При проведении интервью мы получили следующие ответы на вопросы:
ИНТЕРВЬЮ
С педагогом математики
Фамилия, имя, отчество интервьюируемого: Грибанова Нелли Борисовна
По теме: «Методы и условия дискуссионной работы на практическом занятии»
Город Челябинск
Учебное заведение: " Челябинский филиал московский государственный гуманитарно-экономический институт "
Вопросы |
Ответы |
1) Как давно Вы работаете преподавателем? |
Это была моя мечта с детства, так как мама была учителем и в школе окружали очень хорошие педагоги. |
2) Важно ли взаимодействие педагога со студентом? |
Да, я занимаюсь любимым делом. |
3) В какой обстановке по Вашему мнению лучше проводить занятия, в тихой и спокойной или бурной и заведенной? |
Да, важно, но не только взаимодействие, также понимание и сотрудничество влияет на успех в усвоении знаний. |
4) Какие методы обучения Вы чаще применяете на занятиях? |
Я педагог русского языка и литературы, поэтому считаю основной своей задачей научить студентов правильно излагать свои мысли и следить за речью, так как мы живем в социуме, а речь человека - это показатель внутренней культуры. |
5) На каком занятии лучше проводить дискуссионную форму обучения? |
По моему мнению, самыми эффективными методами для активизации могут стать - групповое сотрудничество, дискуссионные вопросы, а так же подготовка и проведение урока - концерта. Используя эти методы, можно очень интересно рассказать материал и этим заинтересовать обучающихся. |
6) Считаете ли важным мнение студентов в дискуссионной работе? |
В зависимости от темы занятия, если я считаю тему сложной для восприятия, то расскажу, объясню, а затем мы вместе обсуждаем. |
7) Считаете ли Вы дискуссионную форму обучения шагом становления личности? |
Мой предмет требует нестандартного подхода к проведению занятий. Очень часто студенты ставят сценки по пьесам, рассказывают стихи и проводят концерты в честь Великих писателей. |
8) Какие проблемы могут возникнуть при проведении дискуссии? |
Самой главной проблемой для меня является плохая оснащенность рабочего места техникой. |