Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………...…………………3
Глав 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………………...………………………………5
1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5
1.2 Методические приемы ля формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………...……………………………………..10
Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..15
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18
Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников.………………………………………….30
Костанайский гуманитарный колледж
Курсовая работа
Дисциплина «»
Тема: Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости.
Выполнила:
г.Костанай, 2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………….
1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5
1.2 Методические приемы
для формирования у детей
Глава 2. Роль игры в формировании
пространственных ориентировок детей
дошкольного возраста…………………………
2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18
Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников.………………………………………….30
Введение
Дошкольный возраст является
предметом пристального внимания ученых
и практиков как важный и ответственный
период в жизни человека, как момент рождения
личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств
личности, маленький человек активно осваивает
широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентировка в пространстве занимает
значительное место в подготовке детей
дошкольного возраста. По мнению А. А. Столяра,
пространственная ориентировка осуществляется
на основе непосредственного восприятия
пространства и словесного обозначения
пространственных категорий (местоположения,
удаленности, пространственных отношений
между предметами)
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
Одним из факторов успешной
подготовки к школе является умение
ориентироваться в
Пространственное
Вопросами формирования у
детей представлений о
Задача курсовой работы: изучить роль использования игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости.
Объектом курсовой работы является развитие детей дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: пространственные ориентировки детей дошкольного возраста.
Глава 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия Для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.
Значение своевременного развития
у детей пространственных представлений
и умения ориентироваться в предметно-
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
Работа по формированию
пространственных
- трехмерном (основных пространственных направлениях);
- двухмерном (на листе бумаги) пространстве.
Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.
1.2 Методические приемы для формирования у детей умения ориентироваться на плоскости.
В качестве основных методических приемов рекомендуются:
Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.
Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста.
2.1 Дидактические игры.
Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).
При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.
Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений
детей определять словом
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений
ориентироваться на плоскости
(ориентировка на листе бумаги,
т.е. в двухмерном
Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.
Формирование умений ориентировки
на плоскости начинается со старшей
группы, что включает обучение ориентироваться
на листе бумаги (справа - слева, вверху
- внизу, в середине), дети должны научиться
свободно ориентироваться на плоскости,
т. е. в двумерном пространстве. В
начале учебного года на занятиях по математике
детей учат располагать предметы
в указанном направлении: сверху
вниз или снизу вверх, слева направо
или справа налево. Большое внимание
уделяют последовательному
В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:
- способом расчлененного
восприятия плоскости листа (
- элементарным способом
пространственного анализа
- умением активно действовать
в пределах воспринимаемой
- пространственной
- умение воспринимать
«малое пространство» и
Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.
Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.