Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
Глав 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………………...………………………………5
1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5
1.2 Методические приемы ля формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………...……………………………………..10
Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..15
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18
Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников.………………………………………….30

Файлы: 1 файл

работа №2.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Костанайский гуманитарный колледж

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина «»

 

Тема: Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости.

 

 

 

 

  Выполнила:

                                    Проверила: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Костанай, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………...…………………3Глава 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………………...………………………………5

1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5

1.2 Методические приемы  для формирования у детей умения  ориентироваться на плоскости…………...……………………………………..10

Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей  дошкольного возраста…………………………………………………………...15

2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..15

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18

Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованных источников.………………………………………….30

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.  
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста. По мнению А. А. Столяра, пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами)

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения  предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Одним из факторов успешной подготовки к школе является умение ориентироваться в пространстве, в частности, на плоскости. К пяти – шести годам большинство  детей освоили понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо». Для развития умения принимать  и использовать такие понятия, умения ориентироваться в пространстве по схеме, адресу, по инструкции, - используются различные игры.

Пространственное представление  у детей воспитатели развивают  в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной  деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных; во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и  подвижных играх; в повседневной жизни. 

Вопросами формирования у  детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В. В. Данилова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина , В.П. Новикова, Е. В. Сербина, А. А. Столяр, М. Фидлер и  другие.

Задача курсовой работы: изучить роль использования игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости.

Объектом курсовой работы является развитие детей дошкольного возраста.

Предмет курсовой работы: пространственные ориентировки детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Глава 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости.

    1. Формирование пространственных представлений.

 

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия Для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений  и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в  психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

  • Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
  • Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным  здесь является проведение тщательно  подобранных, постепенно усложняющихся  по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр  с предметами и без них.

 Работа по формированию  пространственных представлений  у детей включает ориентировку  в:

- трехмерном (основных пространственных  направлениях);

- двухмерном (на листе  бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог  должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических  особенностей детей на каждом возрастном этапе.

 

1.2 Методические  приемы для формирования у детей умения ориентироваться на плоскости.

 

В качестве основных методических приемов рекомендуются:

    • наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга,
    • словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве,
    • упражнения, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие пространственного  восприятия помогают формированию и  совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе  бумаги большого формата и опирается  на активную деятельность детей с  игрушками и геометрическим материалом.

 

 

Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста.

2.1 Дидактические  игры.

 

Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс  является одним из путей организации  личного взаимодействия взрослого  с ребенком. Особое внимание уделяется  дидактическим играм. Усложнение в  играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх  этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным  пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).

При определении местонахождения  того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от  предмета», в ускорении темпа  игры. В настольно-печатных играх  по ориентировке в пространстве - более  точное определение пространственного  местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических  игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных  представлений с точки отсчета  «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных  представлений с точки отсчета  « от предмета», «от другого  человека»

III этап. Формирование умений  детей определять словом положение  того или иного предмета по  отношению к другому.

IV этап. Формирование умений  ориентироваться в трехмерном  пространстве в движении.

V этап. Формирование умений  ориентироваться на плоскости  (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей  дошкольного возраста умений ориентироваться  на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском  саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает  развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей  группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей  группы, что включает обучение ориентироваться  на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться  свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В  начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо  или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного  расположения геометрических фигур  по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе  группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей  упражняют в расположении предметов  и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний  угол, правый нижний угол, в центре и  т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей  умению находить середину (центр) листа  бумаги или таблицы, верхний и  нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог  демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов  по отношению к листу. Дети описывают  и воспроизводят образец. Позднее  их учат действовать по указанию, а  образец показывают уже после  того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько  каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала  повторить задание, а затем выполнить  его.

Дети также должны употреблять  точные слова для обозначения  положения предметов по отношению  к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления  о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство»  правильно воспринять и точно  воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она  становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

- способом расчлененного  восприятия плоскости листа (поверхности  стола, доски, ограниченного участка  местности), уметь выделить его  элементы: стороны углы, середину;

- элементарным способом  пространственного анализа плоскости  листа (поверхности стола, доски,  ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю  части, правую и левую, верхнеправую  части плоскости и верхнелевую,  нижеправую и нижелевую;

- умением активно действовать  в пределах воспринимаемой плоскости  на листе элементов узора или  располагать их в соответствии  с инструкцией воспитателя; выполнять  различные задания на пространственное  перемещение объектов, пространственно  ориентировать свои действия (вести  счет в направлении справа  налево или слева направо, проводить  линии в разных направлениях);

- пространственной ориентировкой  на листе по признаку взаимного  расположения объектов относительно  друг друга или какой-либо исходной  точки отсчета. Например, приняв  данный объект за исходную  точку. Размещать остальные предметы  рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить,  например, красный кружок на листе  справа, а синий слева от зеленого  или расположить синие кружки  вокруг зеленого и т.д.);

- умение воспринимать  «малое пространство» и действовать  в его границах (размещать рисунок,  элементы узора, графические знаки).

Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная  с младшего дошкольного возраста.

Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью  подготовки к формированию у детей  навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться  свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое  внимание уделяют последовательному  выделению, описанию и воспроизведению  взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить  значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять  точные слова для обозначения  положения предметов по отношению  к листу, полу, площадке.

Информация о работе Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости