Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
Глав 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………………...………………………………5
1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5
1.2 Методические приемы ля формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………...……………………………………..10
Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..15
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18
Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников.………………………………………….30

Файлы: 1 файл

работа №2.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Итак, дошкольный возраст - это  ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и  способов ориентировки детей в окружающем пространстве и на плоскости.

 

2.2. Формирование элементарных математических представлений у детей.

 

Первые представления  и умения дети получают на занятиях по математике.

1. Последовательность формирования ориентировок.

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с  трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

-Что это? (лист бумаги).

-Какой он формы? (формы прямоугольника).

-Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).

-Сколько сторон и углов  у прямоугольника? (по четыре).

-У листа тоже есть  углы и стороны. Покажите их.

-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется  верхняя. Повторите, верхняя сторона.

-Как вы думаете, как  называется эта сторона? (нижняя сторона).

-Почему? (она находится внизу).

-Эта сторона находится  справа (ближе к правой руке), она называется правая.

-Покажите правую сторону.  Как она называется? (правая сторона).

-А как будет называться  эта сторона?(левая сторона).

-Почему? (она находится  слева).

-Углы тоже имеют свои  названия: этот угол находится  наверху слева (между верхней  и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

-Как вы думаете, как  называется этот угол?(нижний правый угол).

-Почему? (он находится  внизу слева).

-Покажите и назовите  все стороны и углы листа.

Когда ребенок научится находить в реальной обстановке и на картинках  основные направления (верх, низ, левое  и правое), предложите ему более  сложное задание, связанное с  ориентацией на плоскости листа. Эти навыки будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. Поэтому  ему необходимо научиться определять на листе бумаги противоположные  края, углы, а затем и части.

Как показывает опыт, для 5- летнего  ребенка это не такая уж простая  задача. Ведь чистый лист бумаги, в отличие  от окружающего мира или рисунка  не имеет дополнительных пространственных ориентиров в виде линии земли, неба или фигуры человека. Кроме того, лежащий горизонтально (на ненаклонном  столе) лист бумаги с точки зрения ребенка не имеет верха и низа.

2. Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек - перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком  углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И  при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

1. Работа с раздаточным  материалом:

2. Положите треугольник  в левый верхний угол.

3. Справа от треугольника  положите круг.

4. Справа от круга положите  квадрат.

5. Где находится круг  относительно квадрата?

6. В каком углу находится  круг?

Здесь могут использоваться следующие дидактические игры:«Найдите такой же узор»,«Найди узор по описанию»,«Составь узор по образцу»:I вариант: рассмотреть  и описать узор, сделать такой  же, сверяя с образцом, рассказать о  своей работе; II вариант: рассмотреть  и описать узор, запомнить (образец  убирается), сделать такой же, сверить  с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), «Составь узор по описанию» - математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой  по образцу.

2.Формирование умения работать на листе бумаги в клетку.

На каждом занятии, с целью  подготовить детей к школе, следует  уделять работе на листе бумаги в  клетку. В группе должна быть доска  с размеченными клеточками. Последовательность обучения:

1. Знакомство  с понятиями: лист, страница, тетрадь:

- Лист состоит из двух  страниц.

- Тетрадь состоит из  листов.

2. Повторение  названий сторон и углов листа  и страницы.

3. Изучение клеточного  и строчечного микропространства:

Воспитатель рассматривает  с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в  клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции:

-Что вы видите на  доске?

-Это клетки. Какой они  формы? (формы квадрата).

-У вас листы бумаги  тоже в клетку.

-Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.

-Обведите клеточки через  одну до конца страницы. Это - строка.

-А теперь обведите  клеточки через одну вниз до  конца страницы. Это столбик.

-Найдите на странице  левый верхний угол. Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте  точку. Отсюда мы будем рисовать  узор.

Следует отметить, что вначале  некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка  нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется  дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4. Рисование точек,  палочек, фигур, узоров на листе  бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых  прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с  более крупной клеткой:

Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур  по точкам.

Здесь можно ввести элементы, геометрии, черчения:

1) Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку.  Соедини их. Получился горизонтальный отрезок (аналогично -вертикальный).

2) Нарисуй горизонтальный  отрезок длинной 4 клеточки. От  его середины отсчитай 3 клетки  и поставь точку. Соедини ее  с концами отрезка. Какая фигура  получилась? (треугольник).

Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).

В этом задании дети проводят линии от руки без линейки. Можно  использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы  в нужной последовательности соединить  точки для сложного рисунка, но тогда  усложняется инструкция.

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми  карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, < ,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь  полезно использовать готовые прописи  и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно  учить детей записывать решение  арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить  за правильной осанкой детей.

Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

- «количество и счет»  (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др.);

- «величина» (рисование отрезков разной длины, рядов и др. );

- «форма» (рисование геометрических фигур и др.).

Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости.

Упражнение: «Кто куда плывет?».

Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?

Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.

Игра  «Составь картинку».Сложить разрезную  картинку.

Дети  выкладывают сюжетную картинку, разрезанную  на различное количество частей (с  усложнением).

Игра  «Волшебный коврик».

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).

Игра  «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.

-Слева  от него нарисуй треугольник,  а справа от круга квадрат.

-Справа  от квадрата на некотором расстоянии  нарисуй круг, но так, чтобы  он был больше уже нарисованного.

-Между  большим кругом и квадратом  нарисуй прямоугольник.

-Слева  от треугольника нарисуй маленький  квадрат. Он должен быть меньше  треугольника.

-Выше  большого квадрата нарисуй овал.

-Под  треугольником нарисуй круг.

-Между  маленьким квадратом и треугольником  нарисуй линию.

-Справа  от большого круга нарисуй  флажок.

-Правее  флажка, на некотором расстоянии  от него нарисуй треугольник,  который меньше уже имеющегося.

-Слева  от маленького треугольника, но  справа от флажка нарисуй снежинку.

Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя  цветные карандаши.

-Раскрась  фигуру, которая находится между  прямоугольником и флажком синим  цветом.

-Раскрась  фигуру, которая находится между  большим треугольником и квадратом  красным цветом.

-Раскрась  последнюю фигуру в ряду зелёным  цветом.

-Фигуру, стоящую слева от снежинки, но  справа от синего круга, раскрась  красным цветом.

-Фигуру  под большим треугольником раскрась  жёлтым цветом.

-Фигуру, находящуюся слева от большого  круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.

-Фигуру  над жёлтым кругом оставь не  закрашенной.

-Фигуру  в начале всего ряда, слева  от линии, раскрась синим цветом.

-Фигуру  под овалом закрась зелёным  цветом.

-Фигуру  между двумя кругами, слева  от прямоугольника, над квадратом,  закрась жёлтым цветом.

-Фигуру  между флажком и маленьким  треугольником оставь незакрашенной.

Вот что  должно в результате получиться.

Игра  «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение  предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под  ним, что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2. Воспитатель просит назвать или  показать предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и  т.п.

Игра  «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Информация о работе Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости