Игра
«Геометрический диктант». Перед детьми
лежит лист бумаги и набор геометрических
фигур. Воспитатель даёт инструкции, а
дети должны выполнять в быстром темпе.
Например, красный квадрат положить в
левый верхний угол, жёлтый круг - в центр
листа, и т.д. после выполнения задания
дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант
1: у воспитателя заготовлен заранее
лист с нарисованными геометрическими
фигурами соответственно диктанту;
Вариант
2: кто-то из детей (под контролем
воспитателя) выполняет работу на магнитной
доске, которую затем можно повернуть
ко всем детям.
Игра
«Я еду на машине». Перед каждым
ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант
1. Дети, слушая инструкции воспитателя,
передвигают машинку в нужном
направлении. Например, в правом нижнем
углу листа - гараж, оттуда мы поедем по
нижней стороне листа в школу.
Она находится в левом нижнем
углу, а после школы мы поедем
в зоопарк, который находится
в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант
2. Воспитатель начинает игру, дети по
очереди придумывают и проговаривают
следующий ориентир.
Игра
«Калейдоскоп». Для игры
детям предлагается нарисовать орнамент
или наклеить готовые формы (геометрические
фигуры, вырезанные картинки) и рассказать
о своей работе. Для этого воспитателю
рационально будет дать тему работы. Например:
«Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло»,
«Пасхальное яичко», «Рамка для картины»
и другие.
Игра
«Укрась ёлку».Вариант 1. У каждого
ребёнка на листе нарисована ёлка,
но все шарики на ней белые. Дети
раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
Вариант 2. У детей заготовка ёлочки
из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические
фигуры разных цветов. Дети по очереди
называют ориентиры, - куда наклеить какую
фигуру.
Игра
«Разноцветная рамка».Заранее вместе
с ребенком нарисуйте или наклейте
разноцветную рамку по краям листа
белой бумаги. Например, пусть верхняя
сторона рамки будет синяя, нижняя
- красная, правая сторона - зеленая, а
левая - желтая. При назывании местоположения
конкретного края листа предложите
ребенку проводить по нему пальчиком.
Затем замените пособие на лист белой
бумаги (можно перевернуть пособие
обратной стороной).
Упражнение
1: «Нарисуй на верхней части листа
квадрат, а на нижней - круг».
Упражнение
2: «Нарисуй на левой части листа
треугольник, а на правой - прямоугольник».
Игра
«Найди уголок».Заранее подготовьте
пособие. Для этого раскрасьте у
листа белой бумаги углы в разноцветные
цвета. Покажите ребенку, где у листа
верхний левый угол и попросите
назвать его цвет. Затем так
же покажите остальные углы. Пусть
малыш повторит эти названия вслед
за вами и покажет их пальчиком. В
другой раз поверните «вверх ногами»
лист бумаги и попросите показать
и назвать поочередно все углы
Заключение
Таким образом, работа по
формированию у детей дошкольного
возраста умений ориентировки на плоскости,
на листе бумаги проводится в игровой
форме, так как развитие игровой
деятельности способствует как совершенствованию
активного осязания и его использования
в распознавании пространственных
признаков предметов (особенно формы,
величины, пропорций, направлений и
т.д.), так и образованию более
высоких уровней зрительно-моторной
координации в пространственной
ориентации.
Формирование умений ориентировки
на плоскости начинается со старшей
группы. Процесс формирования пространственных
представлений у детей проходит
последовательно, что включает обучение
ориентироваться на листе бумаги
(справа - слева, вверху - внизу, в середине).
В старшей и подготовительной
группах работа по формированию пространственных
представлений проводится блоками.
В подготовительной группе работа ведется
по той же системе, но с усложнением.
Например, в старшей группе при
развитии у детей навыков в
ориентировке на плоскости дети знакомятся
с простыми видами лабиринтов, в
подготовительной группе дети учатся
ориентироваться с помощью условно-схематичных
изображений.
Подводя итог работы, отметим
что при систематической работе
с детьми более успешно усваиваются
следующие разделы: собственно пространственные
представления и ориентировка на
плоскости.
Список использованных источников
1. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.:
Просвещение, 1974. - 368 с.
2. Метлина Л.С. Математика в
детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение,
1984. - 255 с.
3. Программа воспитания и обучения
в детском саду/Под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
4. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников / Под
ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
- 303 с.
5. Шестернина Н.Л., Белая К.Ю. Дидактический
материал в картинках. Учусь ориентироваться
в пространстве/ Учебно-методический наглядный
материал, 2010.-32 с.
6. Методические рекомендации к «Программе
воспитания и обучения в детском саду»
М., Мозаика-Синтез, 2006
7. Мусейибова Т.А. Ориентировка
в пространстве. Дошкольное воспитание,
1988, № 8
8. Мусейибова Т.А. Формирование
некоторых пространственных ориентировок.
Дошкольное воспитание, 1987, № 4
9. Программа воспитания и обучения
в детском саду «От рождения
до школы» /под ред Н.Е. Веракса,
Т.С. Комарова, М.А. Васильева /,
Мозаика-Синтез, 2011