Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
Ориентировка в пространстве занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
Глав 1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………………...………………………………5
1.1 Формирование пространственных представлений …...…………………….5
1.2 Методические приемы ля формирования у детей умения ориентироваться на плоскости…………...……………………………………..10
Глава 2. Роль игры в формировании пространственных ориентировок детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1Дидактические игры…...……………………………………………………..15
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей…18
Глава 3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости..….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников.………………………………………….30

Файлы: 1 файл

работа №2.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Игра  «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее  лист с нарисованными геометрическими  фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем  воспитателя) выполняет работу на магнитной  доске, которую затем можно повернуть  ко всем детям.

Игра  «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится  в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают  следующий ориентир.

Игра  «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра  «Укрась ёлку».Вариант 1. У каждого  ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя. Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди  называют ориентиры, - куда наклеить какую  фигуру.

Игра  «Разноцветная рамка».Заранее вместе с ребенком нарисуйте или наклейте разноцветную рамку по краям листа  белой бумаги. Например, пусть верхняя  сторона рамки будет синяя, нижняя - красная, правая сторона - зеленая, а  левая - желтая. При назывании местоположения конкретного края листа предложите ребенку проводить по нему пальчиком. Затем замените пособие на лист белой  бумаги (можно перевернуть пособие  обратной стороной).

Упражнение 1: «Нарисуй на верхней части листа  квадрат, а на нижней - круг».

Упражнение 2: «Нарисуй на левой части листа  треугольник, а на правой - прямоугольник».

Игра  «Найди уголок».Заранее подготовьте  пособие. Для этого раскрасьте у  листа белой бумаги углы в разноцветные цвета. Покажите ребенку, где у листа  верхний левый угол и попросите  назвать его цвет. Затем так  же покажите остальные углы. Пусть  малыш повторит эти названия вслед  за вами и покажет их пальчиком. В  другой раз поверните «вверх ногами»  лист бумаги и попросите показать и назвать поочередно все углы

Заключение

Таким образом, работа по формированию у детей дошкольного  возраста умений ориентировки на плоскости, на листе бумаги проводится в игровой  форме, так как развитие игровой  деятельности способствует как совершенствованию  активного осязания и его использования  в распознавании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направлений и  т.д.), так и образованию более  высоких уровней зрительно-моторной координации в пространственной ориентации.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей  группы. Процесс формирования пространственных представлений у детей проходит последовательно, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине).

В старшей и подготовительной группах работа по формированию пространственных представлений проводится блоками. В подготовительной группе работа ведется  по той же системе, но с усложнением. Например, в старшей группе при  развитии у детей навыков в  ориентировке на плоскости дети знакомятся с простыми видами лабиринтов, в  подготовительной группе дети учатся ориентироваться с помощью условно-схематичных  изображений.

Подводя итог работы, отметим  что при систематической работе с детьми более успешно усваиваются  следующие разделы: собственно пространственные представления и ориентировка на плоскости.

Список использованных источников

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

2. Метлина Л.С. Математика в  детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

3. Программа воспитания и обучения  в детском саду/Под ред. М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

4. Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

5. Шестернина Н.Л., Белая К.Ю. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве/ Учебно-методический наглядный материал, 2010.-32 с.

6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2006

7. Мусейибова Т.А. Ориентировка  в пространстве. Дошкольное воспитание, 1988, № 8

8. Мусейибова Т.А. Формирование  некоторых пространственных ориентировок. Дошкольное воспитание, 1987, № 4

9. Программа воспитания и обучения  в детском саду «От рождения  до школы» /под ред Н.Е. Веракса,  Т.С. Комарова, М.А. Васильева /, Мозаика-Синтез, 2011

 

 


Информация о работе Использование игровых методов при формировании у детей умения ориентироваться на плоскости