Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:04, курсовая работа
Цель: Анализ формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме
Дать характеристику экспериментальной деятельности
Введение 3
Глава I Теоретические основы формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 5
1.1.Понятия изучаемой проблемы 5
1.2 Особенности детского экспериментирования 9
1.3 Значение формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 14
1.4 Отражение метода экспериментирования в порционных программах 16
1.5 Формирования у дошкольников познавательного интереса 20
1.6 Методика формирования природоведческих знаний по средствам элементарного экспериментирования 23
Заключение 28
Список литературы 30
Департамент Образования города Москвы
Государственное Образовательное Учреждение
Педагогический колледж №5
Курсовая работа
Тема: «Использование элементарных опытов в процессе ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы»
группа: экстернат 2 «А»
студент: Катавцева Н.Л.
преподаватель: Иванова Л.Н.
Москва, 2011
Тема актуальна и может представлять интерес для воспитателей и методистов. В современных условиях урбанизации дети не имеют тесной связи с природой, и очень важно дать возможность получить знания о явлениях и объектах через прямой т.е. непосредственный контакт с природой.
Первые элементарные представления об окружающем мире, о явлениях и объектах природы, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры. Кроме того общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям
и объектам природы и должны стать для
взрослого той отправной точкой, с которой
будет осуществляться все дальнейшее
воспитание и образование ребенка: развитие
чувства любви и бережного отношения ко
всему живому и неживому, обогащение представлений
детей о мире природы и развитие умения
выделять основные закономерности (сезонные
изменения в неживой природе, зависимость
жизни растений и животных от времени
года, их приспособляемость к среде обитания
и т.д.). . Детское экспериментирование
имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее
успешным путем ознакомления детей с миром
окружающей их живой и неживой природы.
В системе разнообразных знаний об окружающем
особое место занимают знания о явлениях
неживой природы. В повседневной жизни
ребенок неизбежно сталкивается с новыми,
незнакомыми ему предметами и явлениями
неживой природы и у него возникает желание
узнать это новое, понять непонятное. Кроме
того через экспериментальную деятельность
ребята непосредственно и осознанно контактируют
с природой, что вызывает и эмоциональный
отклик. А значит и гуманное отношение
к природе. Детское экспериментирование
имеет огромный развивающий потенциал.
Потребность ребенка в новых впечатлениях
лежит в основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочно-
Объект исследования: Процесс формирования представлений об объектах и явлениях природы
Предмет исследования: Использование экспериментальной деятельности для изучения объектов и явлений неживой природы
Цель: Анализ формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи:
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире. Именно исследовательское поведение является условием для познавательного развития ребенка. В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение», основанное на естественном стремлении ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (Г.Доман, А.И.Савенков). Все темы для исследовательской деятельности детей можно условно объединить в три основные группы: Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже "сконструировано" несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями. Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Например, вместе с детьми собрать из разных источников информацию об определенной породе собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Наиболее интересным и перспективным направлением исследовательской деятельности детей является детское экспериментирование.
Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным и делать обобщения. [19]
Формирование — действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов [1]
Формирование — синоним образование... [2]
Природный объект — это земля (почва земли), недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, животный мир (фауна), атмосферный воздух. [3]
Интерес - (от латинский interest - имеет значение, важно), 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и тому подобные - участвующих в них индивидов, социальных групп,..2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. [1]
Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес
– важнейшее образование
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- и как избирательная
направленность психических
- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- и как мощный побудитель активности личности;
- и, наконец, как
особое избирательное
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной
стороны этой эмоции, т.е. тем,
что мы называем радостью
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов. [4]
Деятельность – специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Активность – личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:
3) интеллектуальная активность (Д. Н. Богоявленская).
В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина).
Экспериментирование – действие по глаголу экспериментировать (экспериментировать - ставить, производить эксперименты) [15]
Вопросы о сущности, структуре, значении практической исследовательской деятельности как метода ознакомления дошкольников с миром природы и в целом как метода обучения были поставлены в истории русской педагогики ещё в конце XIX столетия такими известными классиками русской педагогики, как П.Ф. Каптерев и А.Я. Герд.
За использование
Изучение закономерностей развития экспериментирования в дошкольном возрасте, определение эффективных средств и методов данного процесса предпринималось Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.С. Новоселовой, О.В. Афанасьевой в связи с исследованием влияния экспериментирования на совершенствование познавательной деятельности, развитием качеств личности (целенаправленности, познавательной активности и самостоятельности).
Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений
Н.Н. Поддъяков выделяет
два основных вида ориентировочно-исследовательск
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.