Использование элементарных опытов в процессе ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: Анализ формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме
Дать характеристику экспериментальной деятельности

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические основы формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 5
1.1.Понятия изучаемой проблемы 5
1.2 Особенности детского экспериментирования 9
1.3 Значение формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 14
1.4 Отражение метода экспериментирования в порционных программах 16
1.5 Формирования у дошкольников познавательного интереса 20
1.6 Методика формирования природоведческих знаний по средствам элементарного экспериментирования 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая вся.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Департамент Образования  города Москвы

Государственное Образовательное  Учреждение

Педагогический колледж  №5

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Использование элементарных опытов в процессе ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы»

 

 

 

группа: экстернат 2 «А»

студент: Катавцева Н.Л.

преподаватель: Иванова  Л.Н.

 

 

 

 

Москва, 2011

 

Содержание

 

Введение

Тема актуальна и  может представлять интерес для  воспитателей и методистов. В современных  условиях урбанизации дети не имеют  тесной связи с природой, и очень важно дать возможность получить знания о явлениях и объектах  через прямой т.е. непосредственный контакт с природой.

Первые элементарные представления об окружающем мире,  о явлениях и объектах природы, человек  получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Все  сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.  Кроме того общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного  мира.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т.д.).  . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Кроме того через экспериментальную деятельность ребята непосредственно и осознанно контактируют с природой, что вызывает и эмоциональный отклик.  А значит и гуманное отношение к природе. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.  Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие

Объект исследования: Процесс формирования представлений об объектах и явлениях природы

Предмет исследования: Использование экспериментальной деятельности для изучения объектов и явлений неживой природы

Цель: Анализ формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме
  2. Дать характеристику экспериментальной деятельности

 

Глава I Теоретические основы формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы

1.1.Понятия изучаемой проблемы

Дети по природе своей  исследователи. Исследовательская, поисковая  активность - естественное состояние  ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире. Именно исследовательское поведение является условием для познавательного развития ребенка. В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение», основанное на естественном стремлении ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (Г.Доман, А.И.Савенков). Все темы для исследовательской деятельности детей можно условно объединить в три основные группы: Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже "сконструировано" несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями. Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Например, вместе с детьми собрать из разных источников информацию об определенной породе собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Наиболее интересным и перспективным направлением исследовательской деятельности детей является детское экспериментирование.

Эксперимент - важнейший  из методов исследования, используется он практически во всех науках и  от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, применять выводы к новым данным и делать обобщения.  [19]

Формирование — действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов [1]

Формирование — синоним образование... [2]

Природный объект — это  земля (почва земли), недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, животный мир (фауна), атмосферный воздух. [3]

Интерес - (от латинский interest - имеет значение, важно), 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и тому подобные - участвующих в них индивидов, социальных групп,..2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. [1]

Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес  – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется  в социальных условиях его существования  и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. [4]

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом  сопряжен с формированием многообразных  личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области  науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Г.И.Щукина считает, что  в действительности интерес выступает  перед нами:

- и как избирательная  направленность психических процессов  человека на объекты и явления  окружающего мира;

- и как тенденция,  стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель  активности личности;

- и, наконец, как  особое избирательное отношение  к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией  по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной  стороны этой эмоции, т.е. тем,  что мы называем радостью познавания  и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов. [4]

Деятельность – специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Активность – личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:

  1. познавательной активности (М. И. Лисина),
  2. бескорыстное познание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами ( Н. Н. Поддьяков),

3) интеллектуальная активность (Д. Н. Богоявленская).

В отношении детей  дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».

Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная  активность» используется в тех  случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина).

Экспериментирование –  действие по глаголу экспериментировать (экспериментировать - ставить, производить эксперименты) [15]

 

1.2 Особенности детского экспериментирования

Вопросы о сущности, структуре, значении практической исследовательской  деятельности как метода ознакомления дошкольников с миром природы и в целом как метода обучения были поставлены в истории русской педагогики ещё в конце XIX столетия такими известными классиками русской педагогики, как П.Ф. Каптерев и А.Я. Герд.

За использование экспериментирования  как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.

Изучение закономерностей  развития экспериментирования в  дошкольном возрасте, определение эффективных  средств и методов данного  процесса предпринималось Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.С. Новоселовой, О.В. Афанасьевой в связи с исследованием влияния экспериментирования на совершенствование познавательной деятельности, развитием качеств личности (целенаправленности, познавательной активности и самостоятельности).

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали  экспериментирование детей в  области физических явлений

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется  тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный  субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Информация о работе Использование элементарных опытов в процессе ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы