Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:04, курсовая работа
Цель: Анализ формирования представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме
Дать характеристику экспериментальной деятельности
Введение 3
Глава I Теоретические основы формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 5
1.1.Понятия изучаемой проблемы 5
1.2 Особенности детского экспериментирования 9
1.3 Значение формирования у детей представлений об объектах и явлениях природы 14
1.4 Отражение метода экспериментирования в порционных программах 16
1.5 Формирования у дошкольников познавательного интереса 20
1.6 Методика формирования природоведческих знаний по средствам элементарного экспериментирования 23
Заключение 28
Список литературы 30
Структура эксперимента
В каждом эксперименте И.А. Иванова выделяет последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов. [16]
Заключение
Вопросы о сущности, структуре, значении практической исследовательской деятельности как метода ознакомления дошкольников с миром природы и в целом как метода обучения были поставлены в истории русской педагогики ещё в конце XIX столетия такими известными классиками русской педагогики, как П.Ф. Каптерев и А.Я. Герд. Также изучением закономерностей развития экспериментирования в дошкольном возрасте, определение эффективных средств и методов данного процесса предпринималось Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.С. Новоселовой, О.В. Афанасьевой Дошкольный возраст является сенситивным для поисково-исследовательской деятельности. А.Н. Поддъяков выявил три причины успешного детского экспериментирования: 1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействий, 2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора, 3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Кроме того через экспериментальную деятельность ребята непосредственно и осознанно контактируют с природой, что вызывает и эмоциональный отклик. А значит и гуманное отношение к природе. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал
Обзор ряда программ экологического образования дошкольников показывает, что формирование представлений о природе через экспериментально – исследовательскую деятельность широко используется в дошкольном образовании.
В дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, целенаправленно формирует представления детей об объектах и явлениях природы. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
1. Толковый словарь Ушакова
2. Словарь синонимов
3. Закон РФ«Об охране окружающей природной среды»
4. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и психология". - №2. – 1979.
5. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в датском саду. – М. «Просвещение», 1992
6. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
9. Кокоревич Р.Н. Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. Гл. 6
11. Никонен Л.Г., Иванова Л.Н. Теория и методика экологического воспитания детей: Учебно-методическое пособие для педагогических колледжей и вузов. М. МГПУ, 2004.
12. Махмутов М.М.Проблемное обучение. - М., 1975
13. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996
14. Куликовская И.Э,
Совгир Н.Н. Детское
15. Зебзеева В.А. Теория
и методика экологического
16. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 35-45.
17. Поддьяков А. Н. : Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - "черным ящиком" 90'5 с.65
18. Поддьяков А. Н. : Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию 91'4 с.29
19. Левашова И.И. Исследовательска
20. Николаева С.Н. Система
экологического
21. Серебрякова Т.Я. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М. – Издательский центр «Академия» 2010. с.124
22. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М., «Педагогика», 1997 с.236
23. Куприенко Н.В., Мокшина Т.П. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками Дошкольное воспитание
24. Костюченко М.
25. Йозова О. Дети экспериментируют, Дошкольное воспитание - 2009 №9, с. 65-71
26. Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой" - М., «Просвещение», 1983.
ОТЗЫВ
На курсовую работу студента Картавцевой Н.Л. на тему:
«Использование элементарных опытов в процессе ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы»
Курсовая работа состоит из пояснительной записки на 28 стр. машинописного текста.
Курсовая работа посвящена изучению процесса формирования представлений об объектах и явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста
Картавцевой Н.Л. проведены исследования психолого-педагогической литературы, и анализ экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Курсовая работа выполнена грамотно, написана четким языком, соответствует всем требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Хотя, в работе мало рассмотрен вопрос по организации проведения дошкольниками опытов в ДОУ, курсовая, выполненная студентом Каратвцевой Н.Л., заслуживает оценки «отлично».
Защита курсовой состоялась 15.06.11 на педагогическом совете в ДОУ №52 «Чебурашка»
Заведующая детским садом
№52 «Чебурашка»