Использование коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема коллектива приобретает все большее значение.
Основными задачами воспитательной работы учителя начальных классов считают сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей.

Содержание работы

Введение
Формирования дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе на примере использования коллективного творческого дела.
Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего
школьного возраста друг с другом.
Коллективное творческое дело как средство развития
коллективистских отношений учащихся.
Сущность КТД.
Методика организации и проведения КТД.

КТД (МКД) «Дружбой дорожить умейте», способствующее развитию дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе.


Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

теория и методика обучения и воспитания.docx

— 71.15 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Вятский государственный  гуманитарный университет»

Факультет педагогический

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и методика обучения и воспитания

в области начального образования»

название дисциплины

 

Тема " Использование  коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе»

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Группа – ПОНД  31

факультета педагогики

направления подготовки

педагогическое образование

Русских Ирина Васильевна

Проверил преподаватель:

Габдулинова  К.Г._____(подпись)

Отметка______(_________)

Дата « 20 »  мая  2014г.

 

КИРОВ

2014

 

Содержание

 

Введение

    1. Формирования дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе на примере использования коллективного творческого дела.
      1. Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего

   школьного возраста друг с другом.

      1. Коллективное творческое дело как средство развития   

    коллективистских отношений учащихся.

      1. Сущность КТД.
      2. Методика организации и проведения КТД.

 

    1. КТД (МКД)  «Дружбой дорожить умейте», способствующее развитию дружеских  отношений мальчиков и девочек в третьем классе.


 

Заключение.

Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время проблема коллектива приобретает все большее значение.

Основными задачами воспитательной работы учителя начальных классов считают сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей. Особое внимание уделяют созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.

Развитию дружеской обстановки в классе, уважительному отношению друг друга способствует проведение различных игр и мероприятий. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.   Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

 Все эти качества могут формироваться только при создании благоприятного климата в классе.

Благоприятный  климат для формирования коллектива создают:  
- активность (небольшое количество обучающихся, позволяет задействовать всех воспитанников класса);  
- взаимопомощь друг другу (учить детей помогать друг другу)

- инициатива (учитывать желание  ребенка)

- организованность членов  коллектива (приучать к правилам  поведения на уроке, во внеурочное  время)

- доброжелательность в  отношениях друг к другу (как  учителя к каждому ребенку, так  и воспитанников друг к другу).

Теоретическое наследие Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.П.Иванова, В.А.Сухомлинского, А.В.Луначарского и других современных педагогов показывает, что вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне - развитых людей.

Формирование коллектива через развитие дружеских отношений возможно через разнообразные формы и виды совместной (коллективной) деятельности.

 Таким образом, все выше сказанное определяет выбор темы курсовой работы «Использование  коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса через развитие дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе на примере использования коллективного творческого дела.

 

      1. Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего

   школьного  возраста друг с другом.

Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма  основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей,  направленная на достижение общих целей.

Девочки и мальчики обучаются в школе вместе. Они сидят в одном классе, выполняют одни и те же задания, однако эта видимая совместность обучения носит порой чисто формальный характер, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях мальчиков и девочек.

К  третьему  классу  в  процессе  деятельности  очень  часто  наблюдается деление коллектива на две группы: мальчиков и девочек.  Между  ними  примерно  поровну  распределяются  обязанности. В каждой группе, между тем, выявляются свои лидеры, свое распределение  обязанностей.  Но  отношения  между  этими  группами,  в  основном,  доброжелательные,  они  нормально  сотрудничают, особенно на заключительных этапах работы.

Это связано с формированием у младших школьников представлений о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Естественно, что представления девочек о мальчиках и о себе не совпадают с представлениями мальчиков о девочках и о себе. В связи с этим накапливаются взаимные претензии и негативные чувства по отношению друг к другу (разочарования, обиды, злость, зависть и др.), появляется опыт конкуренции и соперничества. Поэтому даже при наличии взаимных симпатий они стесняются их открыто проявлять.

В школе развивающего обучения, где большое внимание в учебном процессе уделяется коллективно-распределенной деятельности, отношения между мальчиками и девочками более ровные и дружественные.

Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

Формирование гуманных взаимоотношений — длительный, целенаправленный, комплексный процесс. Педагогические средства, формы и методы, которые способствуют формированию гуманных взаимоотношений учащихся разного пола, весьма различны.

Важно не только поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Учёные считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. 

В детском возрасте дружеская связь между ровесниками не столь очевидна. Мальчишки и девчонки подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по- дружески соперничают, могут завоёвывать или утрачивать доверие, но никакой глубокой привязанности и эмоциональных контактов между ними практически нет. Ребёнок гораздо больше привязан к родителям. Именно от них он ждёт похвалы, любви и нежности. И лишь в этом случае, если его лишают всего этого, он восполняет свои потребности с помощью товарищей или других взрослых.

 

 

 

      1. Коллективное творческое дело  как средство развития  коллективистских отношений учащихся через развитие     дружеских отношений мальчиков и девочек.

КТД – хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

 Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В целом методика КТД вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования – все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!

Одной из задач классного руководителя является развитие дружеских отношений между обучающимися (мальчиками и девочками) во время учебно-воспитательного процесса. Основная доля данного вида деятельности реализуется в рамках внеклассной работы. Особенность внеклассной работы состоит в том, что она представляет собой организацию педагогом различных видов деятельности во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная работа содержит в себе богатые возможности для развития межличностных отношений учащихся. Это обусловлено преобладанием эмоционального аспекта над информативным, обращенностью к чувствам ребенка, его переживаниям, что усиливает воспитательный эффект; отсутствием жесткой регламентированности, характерной для урока. Среди многообразия форм внеклассной работы особая роль принадлежит КТД.

 

 В общении друг с другом дети приобретают научные и житейские знания, осваивают навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учатся понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывают критерии оценки жизненных явлений, формируют у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. Во время процесса подготовки КТД и его проведения стираются грани между мальчиками и девочками.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность КТД.
    1. Определение КТД

КТД – коллективное творческое дело.

КТД – главное воспитательное средство, способ организации яркой, наполненной игрой, творчеством, дружбой жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Методика КТД  –  деятельный, творческий и организационный механизм педагогику, которую назвали «педагогикой общей заботы». Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что  способны,  их  дела  –  это  искренняя  забота  об  окружающем  мире  и  развитии  всех  и  каждого,  это социальная активность и дух свободы.

КТД – это дела не только для детей, и не только во имя их воспитания, это дела самих детей, вернее коллектива, членом которого становится и взрослый

   2. Суть КТД, назначение.

Суть каждого КТД – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

Оно дело, но не простое дело, а жизненно-важное, общественно необходимое.

Оно  коллективное,  потому  что  планируется,  готовится,  совершается  и  обсуждается  совместно  с детьми и взрослыми, с ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Оно  творческое,  потому  что  планируется,  готовится,  совершается  и  обсуждается  каждый  раз  в новом  варианте.  Оно  творческое  еще  и  потому,  что  не  может  превратиться  в  догму,  делаться  по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности.

Сила КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ребенку толчок и открывает для него широкий простор.  Поэтому  в  каждом  из  таких  дел  –  гибкая  форма  и  богатое,  разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

3. Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество. 

КТД - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

КТД  - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

Информация о работе Использование коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе