Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный
гуманитарный университет»
Факультет педагогический
Курсовая работа
по дисциплине «Теория
и методика обучения и воспитания
в
области начального образования»
название дисциплины
Тема " Использование
коллективного творческого дела в процессе
развития дружеских отношений мальчиков
и девочек в третьем классе»
Выполнила студентка 3 курса
Группа – ПОНД 31
факультета педагогики
направления подготовки
педагогическое образование
Русских Ирина Васильевна
Проверил преподаватель:
Габдулинова К.Г._____(подпись)
Отметка______(_________)
Дата « 20 » мая 2014г.
КИРОВ
2014
Содержание
Введение
- Формирования дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе на примере использования коллективного
творческого дела.
- Возрастные особенности взаимодействия
учащихся младшего
школьного возраста
друг с другом.
- Коллективное творческое дело как средство развития
коллективистских
отношений учащихся.
- Сущность КТД.
- Методика организации и проведения
КТД.
КТД (МКД) «Дружбой дорожить умейте», способствующее развитию дружеских отношений
мальчиков и девочек в третьем классе.
Заключение.
Использованная литература.
Введение.
В настоящее время проблема коллектива
приобретает все большее значение.
Основными задачами воспитательной
работы учителя начальных классов считают
сплочение детского коллектива; организацию
деятельности ребят, обеспечивающую активную
позицию всех ее участников; развитие
индивидуальных особенностей каждого;
привлечение родителей к участию в школьной
жизни детей. Особое внимание уделяют
созданию общей атмосферы дружбы,
приветливости, вежливости и радости за
успехи товарищей.
Развитию дружеской обстановки
в классе, уважительному отношению друг
друга способствует проведение различных
игр и мероприятий. Важный период становления
личности ребенка приходится на его школьные
годы. В школьном коллективе, с его многогранными
отношениями, благодаря общей деятельности
обеспечивается всестороннее развитие
личности, а также создаются благоприятные
условия для подготовки детей к активному
участию в общественной жизни. Надо отметить,
что наиболее важным периодом в плане
формирования школьного коллектива является
младшая школа. Именно в младшей школе
ребенок впервые знакомится со своими
будущими товарищами по учебе, первой
учительницей, оценкой со стороны педагога,
учащихся, именно в начальной школе определяется
его новый социальный статус как на основе
собственных достижений в учебе, так и
на основе личностных качеств. Будучи
достаточно внушаемым и зависимым еще
от взрослого, младший школьник в большей
степени поддается воспитательным влияниям,
формированию таких качеств как уважительность,
доброта, стремление прийти на помощь,
коллективизм.
Все эти качества могут формироваться
только при создании благоприятного климата
в классе.
Благоприятный
климат для формирования коллектива создают:
- активность (небольшое количество
обучающихся, позволяет задействовать
всех воспитанников класса);
- взаимопомощь друг другу (учить детей
помогать друг другу)
- инициатива (учитывать желание
ребенка)
- организованность членов
коллектива (приучать к правилам
поведения на уроке, во внеурочное
время)
- доброжелательность в
отношениях друг к другу (как
учителя к каждому ребенку, так
и воспитанников друг к другу).
Теоретическое наследие Н.К.Крупской,
А.С.Макаренко, И.П.Иванова, В.А.Сухомлинского,
А.В.Луначарского и других современных
педагогов показывает, что вне коллектива
не может формироваться поколение всесторонне
- развитых людей.
Формирование коллектива через
развитие дружеских отношений возможно
через разнообразные формы и виды совместной
(коллективной) деятельности.
Таким образом, все выше сказанное определяет
выбор темы курсовой работы «Использование
коллективного творческого дела в процессе
развития дружеских отношений мальчиков
и девочек в третьем классе».
- Формирования коллективистских
отношений учащихся 3 класса через развитие
дружеских отношений мальчиков и девочек
в третьем классе на примере использования
коллективного творческого дела.
- Возрастные особенности
взаимодействия учащихся младшего
школьного
возраста друг с другом.
Педагог в содружестве с семьей
формирует в процессе целенаправленного
педагогического воздействия те навыки
и привычки поведения ребенка, начала
тех личностных качеств, которые определяют
характер взаимоотношений ребенка с другими
людьми, и тем самым создает предпосылки
развития коллективизма основой создания,
укрепления и развития коллектива является
совместная деятельность детей, направленная
на достижение общих целей.
Девочки и мальчики обучаются
в школе вместе. Они сидят в одном классе,
выполняют одни и те же задания, однако
эта видимая совместность обучения носит
порой чисто формальный характер, что
отрицательно сказывается на взаимоотношениях
мальчиков и девочек.
К третьему классу
в процессе деятельности очень
часто наблюдается деление коллектива
на две группы: мальчиков и девочек.
Между ними примерно поровну
распределяются обязанности. В каждой
группе, между тем, выявляются свои лидеры,
свое распределение обязанностей.
Но отношения между этими
группами, в основном, доброжелательные,
они нормально сотрудничают, особенно
на заключительных этапах работы.
Это связано с формированием
у младших школьников представлений о
том, каким должен быть мальчик и какой
должна быть девочка. Естественно, что
представления девочек о мальчиках и о
себе не совпадают с представлениями мальчиков
о девочках и о себе. В связи с этим накапливаются
взаимные претензии и негативные чувства
по отношению друг к другу (разочарования,
обиды, злость, зависть и др.), появляется
опыт конкуренции и соперничества. Поэтому
даже при наличии взаимных симпатий они
стесняются их открыто проявлять.
В школе развивающего обучения,
где большое внимание в учебном процессе
уделяется коллективно-распределенной
деятельности, отношения между мальчиками
и девочками более ровные и дружественные.
Детский коллектив не может
развиваться также без отношений дружбы
и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.
Только при таких отношениях
каждый ребенок может найти свое место
в коллективе, испытывать эмоциональный
комфорт.
Формирование гуманных взаимоотношений
— длительный, целенаправленный, комплексный
процесс. Педагогические средства, формы
и методы, которые способствуют формированию
гуманных взаимоотношений учащихся разного
пола, весьма различны.
Важно не только поощрять объединения
девочек и мальчиков в играх, на занятиях
и в повседневной жизни, но и учить детей
взаимодействовать с представителями
противоположного пола. Учёные считают,
что в дошкольном детстве девочки и мальчики
обязательно должны научиться ладить
друг с другом и в процессе совместной
деятельности понять и принять те характерные
особенности, которыми обладают маленькие
представители женского и мужского пола.
В детском возрасте дружеская
связь между ровесниками не столь очевидна.
Мальчишки и девчонки подыскивают себе
товарищей по играм, с которыми легко находят
общие интересы и увлечения. Они по- дружески
соперничают, могут завоёвывать или утрачивать
доверие, но никакой глубокой привязанности
и эмоциональных контактов между ними
практически нет. Ребёнок гораздо больше
привязан к родителям. Именно от них он
ждёт похвалы, любви и нежности. И лишь
в этом случае, если его лишают всего этого,
он восполняет свои потребности с помощью
товарищей или других взрослых.
- Коллективное
творческое дело как средство развития коллективистских
отношений учащихся через развитие дружеских отношений мальчиков и девочек.
КТД – хорошее средство поднятия
тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков
и девочек, старших и младших, ребят и взрослых.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации
жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий
совместную деятельность, направленную
на улучшение совместной жизни. Коллективное
творческое дело (КТД) является
важнейшим структурным компонентом
методики коллективно-творческого воспитания.
Данная методика предполагает
широкое участие каждого в выборе, разработке,
проведении и анализе коллективных дел.
Каждому предоставляется возможность
определить для себя долю, характер своего
участия и ответственности. КТД позволяют
создать в школе широкое игровое творческое
поле, которое заключается в том, что каждый
участник дела находится в ситуации придумывания,
сочинительства, фантазии, то есть создания
чего-то нового. В процессе КТД ребята
приобретают навыки общения, учатся работать,
делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового.
Таким образом,
идут два важных процесса одновременно
- формирование и сплочение классного
коллектива, и формирование личности школьника,
развитие тех или иных качеств личности.
В процессе общей работы происходит и
взаимодействие людей разных возрастов.
Во время планирования и организации КТД
взрослые и дети приобретают большой организаторский
опыт, каждый может подать идею, предложить
новый способ действия, взяться за реализацию
определенного этапа коллективного творческого
дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей
в школу, обеспечивают широкую внеурочную
занятость детей. КТД, обогащая коллектив
и личность социально ценным опытом, позволяют
каждому проявить и совершенствовать
лучшие человеческие задатки и способности,
потребности и отношения, расти нравственно
и духовно. Сила каждого КТД в том, что
оно требует общего поиска, дает ему толчок
и открывает для него широкий простор.
Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая
форма и богатое, разнообразное содержание,
нестандартные варианты. В целом методика
КТД вполне созвучна идее метода проектов
С.Т. Шацкого и современным моделям социального
проектирования – все это наследие Шацкого,
Макаренко и Иванова!
Одной из задач классного руководителя
является развитие дружеских
отношений между обучающимися (мальчиками
и девочками) во время учебно-воспитательного
процесса. Основная доля данного вида
деятельности реализуется в рамках внеклассной
работы. Особенность внеклассной работы
состоит в том, что она представляет собой
организацию педагогом различных видов
деятельности во внеучебное время, обеспечивающих
необходимые условия для социализации
личности ребенка. Внеклассная работа
содержит в себе богатые возможности для
развития межличностных отношений учащихся.
Это обусловлено преобладанием эмоционального
аспекта над информативным, обращенностью
к чувствам ребенка, его переживаниям,
что усиливает воспитательный эффект;
отсутствием жесткой регламентированности,
характерной для урока. Среди многообразия
форм внеклассной работы особая роль принадлежит КТД.
В общении друг с
другом дети приобретают научные и житейские
знания, осваивают навыки и умения в разнообразных
видах деятельности, учатся понимать
окружающих людей и строить с ними отношения,
вырабатывают критерии оценки жизненных
явлений, формируют у себя систему ценностных
ориентаций с позиций истины, добра и красоты.
Во время процесса подготовки КТД и его
проведения стираются грани между мальчиками
и девочками.
- Сущность КТД.
- Определение КТД
КТД – коллективное творческое дело.
КТД – главное воспитательное
средство, способ организации яркой, наполненной
игрой, творчеством, дружбой жизни
единого коллектива воспитателей и воспитанников,
старших и младших.
Методика КТД – деятельный, творческий
и организационный механизм педагогику,
которую назвали «педагогикой общей заботы».
Дети и взрослые становятся хозяевами
собственной жизни, создают то, на что
способны, их дела – это
искренняя забота об окружающем
мире и развитии всех и
каждого, это социальная активность
и дух свободы.
КТД – это дела не только для детей,
и не только во имя их воспитания, это дела
самих детей, вернее коллектива, членом
которого становится и взрослый
2. Суть КТД,
назначение.
Суть каждого КТД – забота о своем коллективе,
друг о друге, об окружающих людях.
Оно дело, но не простое дело,
а жизненно-важное, общественно необходимое.
Оно коллективное,
потому что планируется, готовится,
совершается и обсуждается совместно
с детьми и взрослыми, с ребятами и старшими
товарищами как их общая забота.
Оно творческое,
потому что планируется, готовится,
совершается и обсуждается каждый
раз в новом варианте. Оно
творческое еще и потому,
что не может превратиться
в догму, делаться по шаблону,
а всегда выступает в разных вариантах,
всегда выявляет новые свои возможности.
Сила КТД в том, что оно требует общего
поиска, дает ребенку толчок и открывает
для него широкий простор. Поэтому
в каждом из таких дел
– гибкая форма и богатое,
разнообразное содержание, нестандартные
варианты.
3. Методика КТД — деятельный, творческий и
организационный механизм педагогики,
которую автор назвал «педагогика общей
заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами
собственной жизни, создают то, на что
способны, их дела — это искренняя забота
об окружающем мире и развитии всех и каждого,
рыцарское служение добру, творческий
подъем, демократизм, товарищество.
КТД
- это общественно-важное дело. Первейшее его назначение
- забота об улучшении жизни своего коллектива
и окружающей жизни, в которой педагоги
выступают как старшие товарищи ребят,
действующие вместе с ними и впереди, сплав
практических и организаторских действий
на общую радость и пользу.
КТД
- творческое, потому что, планируя и осуществляя
задуманное, оценивая сделанное и извлекая
уроки на будущее, все воспитанники вместе
с воспитателями и во главе с ними ведут
поиск лучших путей, способов, средств
решения жизненно-важных практических
задач.