Использование коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема коллектива приобретает все большее значение.
Основными задачами воспитательной работы учителя начальных классов считают сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей.

Содержание работы

Введение
Формирования дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе на примере использования коллективного творческого дела.
Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего
школьного возраста друг с другом.
Коллективное творческое дело как средство развития
коллективистских отношений учащихся.
Сущность КТД.
Методика организации и проведения КТД.

КТД (МКД) «Дружбой дорожить умейте», способствующее развитию дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе.


Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

теория и методика обучения и воспитания.docx

— 71.15 Кб (Скачать файл)

КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

4. Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

  • Формирование и развитие коллектива;

  • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

  • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

  • Обучение правилам и формам совместной работы.

  • Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

  • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

  • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

  • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников,  заботливый педагог знает  что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

 

 

5. Виды  коллективных творческих дел.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

  •  Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

  • Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).

  • Художественные КТД.

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

  • Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

  • Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

  • Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование,  чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

6. Стадии коллективного творческого дела.

Первая стадия - стартовая беседа, во время  которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем? 
Вторая стадия - коллективное планирование.

Третья стадия - коллективная подготовка.

Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов.  Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее?  Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

Шестая стадия -  воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать. 
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

         7. Пять условий педагогического успеха.

Первое условие -  общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям;  в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. 
Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

 Исходным является  товарищеское уважение: вера в  творческие силы, возможности человека  как все более умелого и  увлеченного участника  общей  гражданской заботы; понимание сильных  и слабых сторон человека, стремление  раскрывать, развивать лучшие стороны  и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает  и товарищеская требовательность.  
Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера. 
Четвертое условие - единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность. 
Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

 

 1.4. Методика организации и проведения КТД.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.  
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах. 
 Мотивы ребенка:

---Потребность в коммуникации.

---Выполнение  КТД для  того, чтобы принимать участие  в других делах.

---Желание выиграть (дух  соревнования).

---Интерес в реализации  своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

---Осознание развивающей  роли КТД.

---Осознание социальной  роли КТД (необходимости  КТД для  других). 
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Существует три основных типа КТД:

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

  • Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

                                               Организационные моменты КТД.

 
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть. 
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть. 
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками. 
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

 
Наиболее часто встречающиеся задачи.

 
1. Реклама дела. 
2. Подготовка материалов для участников дела. 
3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы"). 
4. Оформление места проведения дела. 
5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН). 
6. Подготовка призов победителям. 
7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). 
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела. 
9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

 

 

        Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.

 
 

 

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует разделить на всех. Это и есть коллективный успех, сплоченность и дружба.

Девиз любого КТД «Мы вместе!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.    КТД (МАЛОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО) «Дружбой дорожить умейте», способствующее развитию дружеских  отношений мальчиков и девочек в третьем классе.


Классный час (КТД)

Цель: нравственное воспитание младших школьников

Задачи:

  • формировать понятие дружба, создать добрые взаимоотношения между детьми в классе;

  • развить стремление быть терпимым в обществе людей;

  • воспитывать уважение к одноклассникам, чувство дружбы и товарищества

Оборудование:

    • мультимедийная доска

    • колокольчик

    • маркеры

    • музыкальное сопровождение

    • заготовки с объявлениями

    • название газеты

    • воздушные шарики разного цвета

    • конверты со словами правил

    • стеки-фигурки

    • напечатанные ситуации

 

Ход занятия:

I  Организационный момент

-Дорогие ребята! Сегодня  мы собрались для того, чтобы  поговорить о дружбе. Умеем ли  мы дружить, знаем ли правила  дружбы. Задача нашего классного  часа – найти ответы на эти  вопросы. Напомню некоторые правила  работы в группах:

1.Слушать друг  друга.

2.Не перебивать 

3. Помогать друг другу.

(Слайд с эпиграфом  и темой)

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

II Основная часть

      1. Игра «Светский прием» (муз. сопровождение)

-Встаньте, займите все свободное пространство помещения.

-_Вы  можете свободно передвигаться по комнате вправо и влево, вперед и назад, выбирая и изменяя направления. По сигналу колокольчика вы должны остановиться и произнести доброе, ласковое слово своему однокласснику или однокласснице,  стоящим рядом. Мальчик говорит комплимент девочке,  а девочка - мальчику. Например, сказать какие у него сегодня красивые глаза. Добрая улыбка.

(Быстро меняю  направления детей, повторить 3-5 раз)

- Посмотрите, как стало  светлее в классе от ваших  добрых слов. Наше солнышко дружбы  засияло еще ярче от ваших  улыбок.

-Напоминаю, мы сегодня  говорим о дружбе. Поднимите руки  те, у кого есть друг. Каким  вы хотите, чтобы был ваш друг?

Кто умеет дружить?

      1. Актуализация темы

-Вспомните мультфильм о крокодиле Гене, он был очень одинок. Ему нужен был друг. Ведь известно, что никто не может жить без близких и друзей. Давайте поможем Гене написать такое объявление, чтоб друзья у него сразу нашлись.

( Слайд с кадром  из мультфильма)

- на столах у вас  лежат заготовки объявлений и  фломастеры. Предлагаю объединиться  и написать одно, общее объявление. Как только ваше объявление будет готово, сразу размещайте его на доску в нашу газету «Ищу друга» на работу даю 5 минут.

(объявления готовы, дети дописывают)

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ИЩУ ДРУГА, КОТОРЫЙ БЫЛ БЫ_________________

 

(дети вешают  свои объявления на доску)

- Возьмите фломастеры, встаньте,  и познакомьтесь с объявлениями  справа по кругу каждая группа  и на том, которое привлекло  больше всего ваше внимание, поставьте  крестик. Давайте посчитаем количество  крестиков, почему вы выбрали  именно эти объявления?

 

      1. Ситуации. На первые две ситуации дают ответы девочки, а на вторые – мальчики.

 Друг

    Саша  принёс в школу электронную  игру. К нему подбежал Максим  и закричал: «Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Саша  согласился. Когда подошли другие  ребята, Максим гордо сказал:

-Я Сашин друг  и буду с ним только играть!

На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Максим. Он опять произнёс:

- «Я твой друг! Давай играть!

Когда к ним подошёл Саша и попросил играть вместе. Максим заявил, что с ним не будет играть.

-Вчера у тебя игра была, а сегодня у него робот. Сегодня я с Денисом дружу.

_Считаете ли Максима  настоящим другом? Почему?

Скворечник

Костя и Вова делали скворечник для птиц. Вова, сделав свой скворечник, решил посмотреть, что получилось у друга. Он подошел к скворечнику Кости и воскликнул:

- Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Ты лучше сделал!

Костя ничего не успел ответить, как Вова оторвал крылечко у его скворечника. Костя горько заплакал.

- О чем забыл Вова  и можно ли так поступать  со своим товарищем?

Ябеда

Настя вбежала в класс, когда Юля складывала черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и  не было видно, что горшок разбит.

 Начался урок. Зинаида Ивановна и ребята  сначала ничего не заметили. Но  вдруг горшок развалился.

– Кто разбил горшок? – спросила учительница. Настя посмотрела на Юлю и сказала:

- Чего молчишь, ведь ты сделала это нечаянно!

 – Если ты  не скажешь,   скажу я.

 Юля  промолчала. Тогда Настя встала и сказала:

- Это сделала Юля, она нечаянно!

- Можно ли Настю назвать ябедой или она поступила как настоящая подруга?

До первого дождя

Две подружки Таня и Маша шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой  плащ, мы накроемся вместе, сказала  Таня.

-Я не могу, я промокну! – нагнув голову, ответила  ей Маша.

 В школе  учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у  тебя, Таня, мокрое. Как же это  случилось, вы шли вместе?

- У Маши был  плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

  - Вы могли  бы укрыться одним плащом! –  сказала учительница и, взглянув  на Машу, покачала головой.

_-Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

-Какими правилами нужно  руководствоваться, чтобы приобрести  друзей?

III Заключительная часть

  1. Правила дружбы (муз. сопровождение)

- На столах у вас  лежат конверты, в них слова  того правила, которое вы будете составлять. Рядом лежит большой цветной лист, ваша задача составить правило и наклеить его на лист, когда правило будет готово, поместите его на доску.

1-ая группа будет составлять  первое правило по первой ситуации, посмотрите еще раз на ситуацию  и составьте правило.

(ЕСЛИ У ТЕБЯ ЧТО-ТО ЕСТЬ, ДЕЛИСЬ ВСЕГДА С ТОВАРИЩЕМ)

2-ая группа будет составлять  второе правило по  второй ситуации, посмотрите еще раз на ситуацию  и составьте правило.

(НЕ ЗАВИДУЙ  ТОВАРИЩУ, РАДУЙСЯ ЕГО УСПЕХАМ)

3-я группа будет составлять  третье правило по  третьей  ситуации, посмотрите еще раз  на ситуацию и составьте правило.

(  ОСТАНОВИ ТОВАРИЩА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ПЛОХОЕ)

4-ая группа будет составлять  четвертое правило по  четвертой  ситуации, посмотрите еще раз  на ситуацию и составьте правило.

(ПОМОГИ ТОВАРИЩУ  ЕСЛИ, ОН ПОПАЛ В БЕДУ)

- на работу отводится  вам 5 мин.

-Что у вас получилось, прочитайте и поместите это  правило на доску.

-Я тоже хочу добавить  от себя еще одно правило  дружбы:

УМЕЙ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ, СОВЕТЫ И ЗАМЕЧАНИЯ ОТ ДРУГИХ

IV ИТОГ

-Посмотрите, у нас получилась лесенка дружбы. Если каждый будет умело идти по этим ступеням, то узнает что такое дружба и у него будет много всегда много друзей, но главное в дружбе – всегда нужно начинать с самого себя.

Информация о работе Использование коллективного творческого дела в процессе развития дружеских отношений мальчиков и девочек в третьем классе