Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 18:21, курсовая работа
Цель исследования: выявить роль компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. осуществить теоретический обзор литературных источников по теме исследования;
2. осветить психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий;
3. разработать занятие с применением компьютерных технологий.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме компьютерных технологий
1.1. Понятие, сущность и методические особенности компьютерных технологий ………………………………………………………………………..6
1.2. Роль компьютерных технологий с точки зрения психологии ………...12
Глава 2. Обучение на уроках изобразительного искусства с помощью компьютерных технологий
2.1. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства ………………………… 19
2.2. Урок изобразительного искусства с применением компьютерных технологий ………………………………………………………………………21
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………….32
Приложение …………………………………………………………………….34
В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:
Компьютер гарантирует
Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:
1.2. Роль компьютерных технологий на уроках с точки зрения психологии
Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации — основа устойчивости к стрессу [2,9].
В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее.
Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий. В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, по мнению С. Крука, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.
С.Маки предлагает оптимизировать образовательные программы на основе использования информационных технологий, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению. Под подходом к обучению подразумевается совокупность мотивов и стратегий, используемых учащимся для достижения поставленных образовательных целей. В исследовании выделяются следующие подходы к обучению:
- поверхностный подход, когда учащийся стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения. Запоминая фактический материал, обучающийся не особенно интересуется его содержанием и тем, как его можно будет применить в дальнейшей работе, имеет место механическое заучивание;
- углубленный подход к обучению характеризуется ориентацией учащихся на понимание, чтение ими большого количества литературы по изучаемой проблеме;
- подход, ориентированный на достижение, ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности. Приоритет отдается получению высоких оценок, независимо от того, интересен ли материал, правильно ли он понимается и где может быть использован. Главное — то впечатление, которое ты производишь на окружающих;
- подход, основанный
на ориентации на обучение в течение всей
жизни характеризует людей, стремящихся
к получению новых знаний и навыков на
протяжении всего жизненного пути, что
позволяет им успешно адаптироваться
в нашем быстро меняющемся мире.
С. Маки показывает,
как индивидуальный стиль обучения влияет
на процесс обучения с использованием
информационных технологий. При поверхностном
стиле обучения учащиеся чувствуют себя
менее уверенно, при общении с компьютером,
переживают, что компьютеры обезличивают
процесс обучения: исчезает, непосредственный
контакт с преподавателем и сверстниками.
При углубленном подходе к обучению учащиеся
получают удовольствие от работы на компьютере,
у них, как правило, самый низкий уровень
компьютерной тревожности. Склонные к обучению
в течение всей жизни считают, что компьютеры
позволяют увеличить доступ к информации.
При углубленном стиле обучения учащиеся
полагают, что компьютеры экономят время,
позволяют работать более эффективно,
расширяют доступ к информации. Склонные к поверхностному
обучению считают, что компьютеры увеличивают
учебную нагрузку, хотя и они отмечают,
что компьютерные технологии экономят
время. А учащиеся, ориентированные на
достижения, соглашаются с тем, что компьютеры
позволяют экономить время и работать
более эффективно, растет доступ к информации,
но эти учащиеся обеспокоены тем, что применение
информационных технологий увеличивает
объем учебного материала. Ответы на вопрос о
способах овладения компьютерной грамотностью
также разделились, в зависимости от стилей
обучения. Склонные к углубленному обучению
или к обучению в течение всей жизни предпочитают
учиться самостоятельно с использованием
руководств, онлайновых курсов. Поверхностно
обучающиеся отдают предпочтение обучению
компьютерной грамотности у преподавателей.
Специальной психолого-педагогической проблемой является диагностика одаренности в области информационных технологий, а также обучение талантливых учащихся, создание индивидуализированных программ. Специфика одаренности в этой сфере человеческой деятельности мало изучена. Традиционные представления связывают ее в основном с высоким уровнем развития логического мышления и с математическими способностями. С точки зрения Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского, подобный взгляд упрощает многоаспектную природу данного вида одаренности. Эти исследователи подчеркивают роль личностных, коммуникативных способностей и социальных факторов в формировании одаренности в области применения информационных технологий.
Проблемы компьютеризации детской игры. Компьютер прочно входит в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями, и особенно играми. Однако, отношение педагогов к использованию компьютера в детской игре, как виде деятельности, является, как правило, скептическим или негативным. Это отношение к компьютерным играм в общественном сознании происходит потому, что некоторые учителя и воспитатели не могут профессионально включить компьютер в систему образования с соблюдением всех необходимых условий эффективности его использования. К числу таких условий можно отнести знание природы детской игры и её особенностей, возможностей компьютера, соблюдение меры в работе с компьютерными играми, учет психологических особенностей компьютеризации детских игр. Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, то есть при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память ребенка, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность. Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ. Р.Вильямс и К. Маклин в своей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению, игровая программа может быть использована:
- в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;
- как мотив, побуждающий к серьёзной работе;
- как средство моделирования исследовательской задачи;
- как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;
- как способ стимулирования и т.д.
2.1.Психолого-педагогическое
обоснование использования
Информация о работе Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства