Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить роль компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. осуществить теоретический обзор литературных источников по теме исследования;
2. осветить психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий;
3. разработать занятие с применением компьютерных технологий.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме компьютерных технологий
1.1. Понятие, сущность и методические особенности компьютерных технологий ………………………………………………………………………..6
1.2. Роль компьютерных технологий с точки зрения психологии ………...12
Глава 2. Обучение на уроках изобразительного искусства с помощью компьютерных технологий
2.1. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства ………………………… 19
2.2. Урок изобразительного искусства с применением компьютерных технологий ………………………………………………………………………21
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………….32
Приложение …………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства.docx

— 391.72 Кб (Скачать файл)

В результате были определены формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:

  1. использование медиа - ресурсов как источника информации;

  1. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  1. организация проектной деятельности учащихся;

  1. использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

В ходе педагогической деятельности выяснено, что использование медиа - ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но их использование в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах.

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании изобразительного искусства очевидны

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

2.2. Урок изобразительного  искусства с применением компьютерных  технологий

Было проведено занятие  «Рисование на компьютере в программе Paint» на базе МОУ СОШ №7 с учащимися младшего возраста.

Вид занятия: интерактивное занятие.

Цель занятия: выполнить задание с использованием компьютерных технологий.

Задачи:

- обучающие – усвоение новых знаний и навыков работы с графическим редактором; 

- развивающие – развитие наглядно-образного мышления, формирование навыков работы с графической информацией, развитие познавательного интереса; 

- воспитательная – воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог, находчивости, ответственности за работу. 

Методы: словесный, наглядный.

ПЛАН УРОКА:  
1. Организационный момент (2 мин).  
2. Актуализация опорных знаний (10 мин).  
3. Сообщение темы цели урока ( 2 мин).  
4. Объяснение нового материала (10 мин).  
7. Практическая работа (20 мин).  
8. Подведение итогов урока (1 мин). 

Ход урока.  
№ Деятельность учителя Деятельность учащихся  
1. Приветствие, отметить отсутствующих. Ученики занимают свои места, готовятся к уроку.  
2. Сообщается тема и цели урока.

3. Объясняется новая тема, параллельно показывая алгоритмы рисования в графическом редакторе Paint. Ученики работают с интерактивной доской, опорными листами. Самостоятельно делают анализ и вывод. 

4. Учитель разъясняет технику выполнения практической работы, показывает в графическом редакторе нюансы рисования.  
Контролируется практическая работа, оказывается помощь. Ученики читают задание, смотрят и слушают объяснение. Потом занимают места за компьютерными столами и выполняют «Практическую работу».  
5. Учитель подводит итоги, выставляет оценки, благодарит учащихся за активную работу на уроке. Ученики отвечают на вопросы учителя, чему они новому научились, что интересного узнали. 

6. Принимают благодарности, выставляют оценки в дневники.

Сегодня на уроке мы рассмотрим рисование геометрических фигур в PAINT. Запишите в тетрадях дату, тему урока «Техника создания изображений. Использование примитивов». Геометрические построения помогают рисовать природу и человека, ведь геометрия отражает закономерности реального мира. Природа «любит» правильные формы. Человек подсмотрел их у природы, срисовал и назвал геометрическими фигурами! Посмотрите: солнышко круг, лепесток треугольник, божья коровка овал, палочка прямоугольник.  Для рисования в PAINT используются геометрические фигуры: прямоугольник, скругленный прямоугольник, эллипс, многоугольник. Меню свойств этих фигур содержит три позиции.  Посмотрим, что можно строить, используя каждый вид.  
Кроме того, можно задавать толщину границ этих фигур.  
Разберем построение прямоугольника: сначала алгоритм, потом рисование в графическом редакторе. Переход в PAINT. 

Демонстрация презентации.

1. Что такое Paint? В любом компьютере, а если быть более точным, то в любой операционной системе Windows, есть какое-то количество «встроенных» программ. Эти программы принято называть «Стандартные», так как их не нужно специально устанавливать. И одна из этих программ предназначена для рисования. Называется она Paint. Paint – это простейшая программа для рисования на компьютере, которую так обожают дети и высоко оценивают многие взрослые. В ней есть небольшой набор инструментов для рисования (кисть, карандаш, ластик и т.д.) и большое количество цветов. Возможности Paint весьма ограничены, но, несмотря на это, в ней можно создавать чуть ли не шедевры. Все зависит от желания и таланта.

2. При помощи графического редактора художник имеет возможность соединять в один рисунок ранее созданные и сохранѐнные в файлах изображения, сочетать рисунки с текстом, раскрашивать, изменять цвета. Поэтому обычно в графических редакторах реализованы возможности, позволяющие:• вырезать, склеивать и стирать произвольные части изображения;• применять для рисования произвольные краски и кисти;• запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;• увеличивать фрагмент изображения для проработки мелких деталей;• добавлять к рисункам текст и таким образом создавать красочные объявления, рекламные плакаты, визитные карточки. Графический редактор позволяет также масштабировать изображения, поворачивать и перемещать их на экране. •

3. Как выглядит программа Paint? Есть две версии программы Paint. По большему счету, они отличаются только дизайном. Вот так выглядит программа Paint более старой версии.

4. А вот так выглядит современная версия этой программы.

5. Графический редактор Paint. Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать как часть рабочей области, так и всю ее, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае по краям рабочей области появятся полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка). Строка меню Панель инструментов Палитра.

6. Панель инструментов. Слева от рабочей области располагается панель инструментов. Она содержит кнопки инструментов для рисования. При выборе инструмента в нижней части панели может появиться окно для дополнительной настройки его свойств. В программе Paint, как и в жизни, есть несколько способов того, как можно нарисовать. Можно кисточкой или карандашом, а можно баллончиком с краской. Есть и другие варианты: надпись, линии, фигуры. Сейчас мы рассмотрим самые популярные инструменты для рисования.

7. Начнем с инструмента «Карандаш». Выглядит он вот так: или рисует тонкой линией. Попробуйте что-нибудь нарисовать. Для этого щелкните левой кнопкой по инструменту «Карандаш», затем нажмите на нужный цвет, после чего наведите курсор на белое, нажмите на левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышкой.

8. Следующий популярный инструмент – «Кисть». Выглядит он вот так: или рисует более толстой линией, чем «Карандаш». Кстати, толщину «Кисти» вы можете выбрать сами.

9. Если у Вас более старая версия программы Paint, то под инструментами находится окошко, в котором можно выбрать толщину и внешний вид линии. Для этого щелкните по любому виду линии и попробуйте порисовать (так же, как и «Карандашом»).А если у Вас новая версия программы, то для того, чтобы выбрать толщину и внешний вид кисточки, нужно нажать на кнопку с маленькой стрелочкой прямо под инструментом «Кисть». Попробуйте порисовать разными кистями (рисовать так же, как и «Карандашом»). В старой версии программы Paint есть инструмент, который называется«Распылитель» и рисует точками. Выглядит он вот так: У распылителя, как и у кисточки, есть разные размеры. И рисовать им нужно так же, как карандашом и кистью.

10. Инструмент «Ластик». Вытирает то, что Вы нарисовали. Или «Заливка». Заполняет цветом объединенную область или инструмент «Масштаб». Увеличивает часть рисунка или удобно пользоваться этим инструментом для рисования мелких деталей. Для того, чтобы увеличить часть рисунка, щелкните по инструменту «Масштаб» и нажмите на то место рисунка, которое хотите увеличить, левой кнопкой мышки. Для того, чтобы вернуть обратно, то есть уменьшить, щелкните правой кнопкой мышки по увеличенному рисунку. Если это не сработало, то снова выберите инструмент «Масштаб» и щелкните по увеличенному рисунку левой кнопкой мышки.

        11.Инструмент «Пипетка». Нужен для того, чтобы определить цвет на рисунке. Для этого наведите «Пипетку» на определенную цветную часть рисунка и нажмите один раз левой кнопкой мышки. После чего посмотрите на установленный цвет. Он поменялся. То есть при помощи «Пипетки» можно выбрать цвет в определенном месте (точке) рисунка.

Учимся рисовать в программе Paint.

12. Палитра. Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые Строка меню можно использовать при рисовании. Если нужный цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из Панель цветов палитры. инструментов Изменение палитры 1. Выберите на палитре цвет, который требуется изменить. Палитра 2. В меню Палитра выберите команду Изменить палитру. 3. Нажмите кнопку Определить цвет. 4. Щелкните поле образца цветов, чтобы изменить значения параметров Оттенок и Контраст, а затем перетащите ползунок регулятора в поле градиента цвета, чтобы изменить значение Яркость.5. Нажмите кнопку Добавить в набор.

13. Чтобы нарисовать прямую линию необходимо: 1.Выберите в наборе инструментов. • Выберите ширину будущей линии под набором инструментов. • Выберите цвет будущей линии на палитре. 2. Перетащите указатель мыши (не отпуская левой кнопки) от начальной точки линии до ее конечной точки. Примечание Чтобы нарисовать горизонтальную или вертикальную линию или линию с наклоном 45градусов, удерживайте нажатой клавишу SHIFT при перетаскивании указателя. При перетаскивании указателя используется основной цвет. Чтобы использовать цвет фона, перетащите указатель, удерживая нажатой правую клавишу мыши.

14. Чтобы изменить цвет нарисованной линии:1. Выберите в наборе инструментов.2. Выберите другой цвет на палитре.3. Выделите линию: укажите на нее и нажмите кнопку мыши. Советы • Чтобы изменить только цвет линии, а не окружающей ее области, укрупните изображение. • Если данная линия является частью фигуры, цвет всех соединенных с ней вертикальных и горизонтальных линий также изменится.

15. Чтобы нарисовать кривую линию необходимо: 1. Выберите в наборе инструментов. • Выберите ширину будущей линии под набором инструментов. • Выберите цвет будущей линии на палитре. 2. Чтобы нарисовать прямую линию, перетащите указатель. 3. Установите указатель в вершину дуги и нажмите кнопку мыши, а затем измените кривизну дуги путем перетаскивания указателя. Каждая кривая должна состоять из одной или двух дуг. Для рисования второй дуги повторите инструкцию 3.

16. Чтобы нарисовать эллипс и круг: 1. Выберите в наборе инструментов. 2. Выберите цвет границы фигуры на палитре. 3. Чтобы заполнить фигуру, выберите цвет, используя правую кнопку мыши, а затем выберите тип заполнения под набором инструментов. 4. Чтобы нарисовать эллипс, перетащите указатель по диагонали. 5. Чтобы нарисовать круг, нажмите клавишу SHIFT и не отпускайте ее до тех пор, пока фигура не будет завершена.

Информация о работе Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства