Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных технологий в образовании.…………………………………………………….7
1.1. Информатизация образования в современном мире……………………...7
1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера ……………………………………………………………………...11
Глава 2. Методический анализ компьютерных технологий, используемых для обучения иностранному языку………………………..14
2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам ………………………………………………..14
2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языкам…………...22
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...30
Приложение……………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсач по педагогике.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО  Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого 

кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по педагогике

на тему

«Использование  компьютерных технологий обучения при  изучении иностранного языка» 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка ФИЯ

группы 4нА

Рамазанова  А.О. 
 

Научный руководитель:

ассистент кафедры педагогики

Извольская  А.А.       
 
 
 

Тула - 2010 
 

     СОДЕРЖАНИЕ  

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Теоретические основы использования компьютерных технологий в образовании.…………………………………………………….7

1.1. Информатизация образования в современном мире……………………...7

1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера ……………………………………………………………………...11

Глава 2. Методический анализ компьютерных технологий, используемых для обучения иностранному языку………………………..14

2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам ………………………………………………..14

2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языкам…………...22

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………...30

Приложение……………………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В конце ХХ в. человечество вступило в  стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

     Осознание фундаментальной роли информации в  общественном развитии и огромные темпы  роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

     В условиях информатизации системы образования  в обучении иностранному языку активно  и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

     В связи с вышесказанным, педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

      Актуальность  данной работы обусловлена все более возрастающей ролью иностранных языков в жизни. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания. Что подразумевает более прогрессивные и современные средства обучения. Использование мультимедийных программ при обучении иностранному языку особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

       В связи с этим проблема исследования заключается в обосновании целесообразности и способах использования компьютерных технологий, как вспомогательного средства, как любое другое техническое средство обучения или учебник.

     Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

     Объектом  исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней  школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

       Предмет исследования - совершенствование содержания и методики обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникационных технологий.

           В соответствии с  проблемой, объектом, предметом и  целью исследования были выдвинуты  следующие задачи:

      - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

      - определить роль и место компьютерных  технологий в процессе обучения иностранному языку;

      - проанализировать разработанные  компьютерные программы для обучения  лексике и определить требования, предъявляемые к ним;

     Гипотеза  исследования заключается в предположении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно  повысит эффективность учебно-воспитательного  процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса и постоянного приращения объема коммуникативных и лингвистических знаний и умений обучаемых.

     В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:

     1. Теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение, синтез, обобщение).

     2. Эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ ранее проведенных психолого-педагогических и методических исследований; анкетирование; беседа).

           Исследование проводилось  в несколько этапов.

       Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение состояния проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам на основе анализа психолого-педагогической литературы; выявление специфических требований к ИКТ, обеспечивающих развитие лингвистической и коммуникационной компетенции и повышение интереса и мотивации обучаемых; анализ отечественного и зарубежного опыта по применению ИКТ в обучении иностранному языку.

         Второй этап. Теоретико-обобщающий. Анализ полученной информации, обобщение материала, проверка выдвинутой гипотезы, формулирование выводов.

           Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она  включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 18 источников. Курсовая работа включает в себя … страницы.

 

      Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных технологий 

     1.1.Информатизация  образования в современном мире 

     Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

     Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное общество»  и «информатизация общества».

     Информационное  общество – это «общество, в котором  социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества».

     Общество  можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении». Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

     - увеличение роли информации в жизни общества;

     - рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни  людей;

     - создание глобального информационного  пространства.

     Информатизация  общества означает совокупность взаимосвязанных  политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

     Так как образование находится между  производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию  науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

     В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

     Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация  образования, свободный выбор программы  обучения, создание системы непрерывного образования.

     Первый  этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных  средств и вычислительной техники  в процесс подготовки студентов  сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

     Данный  подход предусматривал формирование у  студентов алгоритмического стиля  мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

     Второй  этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Информация о работе Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка