Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных технологий в образовании.…………………………………………………….7
1.1. Информатизация образования в современном мире……………………...7
1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера ……………………………………………………………………...11
Глава 2. Методический анализ компьютерных технологий, используемых для обучения иностранному языку………………………..14
2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам ………………………………………………..14
2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языкам…………...22
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………...30
Приложение……………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсач по педагогике.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

     Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

     С появлением в процессе образования  такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

     - повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

     - применение активных методов  обучения и, как результат,  повышение творческой и интеллектуальной  составляющих учебной деятельности;

     - интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

     - адаптация информационных технологий  обучения к индивидуальным особенностям  обучаемого;

     - обеспечение непрерывности и  преемственности в обучении;

     - разработка информационных технологий дистанционного обучения;

     - совершенствование программно-методического  обеспечения учебного процесса.

     А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать  опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера 

     Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.

     Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.

     Существуют  две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.

     Персональный  компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:

     а) предъявление информации в различных формах;

     б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;

     в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

     г) организация индивидуального и группового обучения;

     д) управление процессом обучения.

     Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

     Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.

     Обучение  иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  1. интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
  2. ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
  3. индивидуализация обучения;
  4. возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
  5. компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
  6. объективность отметки;
  7. обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

     Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готов учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптироват традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

     Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается  в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной). Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

     Из  этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.

     В зависимости от дидактических целей  компьютерные программы на Уроках можно использовать в разных вариантах: как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствами обучения на различных этапах урока. При такой методике соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила за счет чередования различных видов деятельности.

     В условиях педагогически грамотного учебного процесса использование средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей.

     Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методический анализ компьютерных технологий, используемых для обучения иностранному языку 

     2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам 

     Новые мультимедийные технологии дают высокий  эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими  приемами.

     Основные  виды работы с персональным компьютером (ПК) на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

     Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования  компьютера как на уроках, так и  во внеурочное время. Учитель может  проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие  программы с игровыми элементами: "Pusteblume 3" и "Pusteblume 4"(для начальной школы).

     При отработке и закреплении лексики  учащиеся с удовольствием выполняют  задание "Подбери пару". Картинка на экране закрыта полем из квадратов. На каждом квадрате слово по теме. По заданию учащиеся должны открыть картинку на экране, подобрать к каждому слову пару (синоним / антоним).  
      После работы по закреплению лексики, учащимся предлагается упражнение на практическое применение отработанных слов. Открывшейся на экране картинке соответствует небольшой текст с пропущенными словами. Задача учащихся – заполнить пропуски с опорой на картинку, выбрав подходящий вариант из данных ниже.

     Интересны задания на развитие навыков чтения. Например, предлагается исправить в  тексте неточности, опираясь на картинку. Учащиеся сравнивают рисунок и печатный вариант, находят и исправляют неточности.  
      Предусмотрен в программе и этап обучения письму, который решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение клавиатуры.  
      На среднем и старшем этапах обучения учителя нашей школы используют в своей работе компьютерную обучающую программу "Einblicke". В программе представлены разные темы (Miteinander. Wohnen und Umzug. Feste-Ferien Freizeit) трех уровней сложности. Центром каждой темы является небольшой видеофильм, который несет главную информацию по теме. На основе увиденного учащимся предлагаются разнообразные по форме задания на контроль аудирования, на тренировку в чтении и письме. Программа позволяет учащимся в значительной мере расширить словарный запас, закрепить, отработать грамматические структуры. Она нацелена на подготовку учащихся к сдаче международного экзамена Zertifikat Deutsch.  
      Компьютерные программы дают возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый работает в соответствии со своими способностями, имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибки.  
      А красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют учащихся к активной работе на уроке.

     Среди наиболее широко известных программ для изучения английского языка на CD - рекомендованный Министерством образования РФ компакт-диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Данный диск нашел применение в следующих видах работы:

      - Отработка фонетики (с микрофоном) на начальном этапе обучения..

     - Постановка произношения пословицы скороговорок (с микрофоном).

     - Индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку.

     Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные  мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

     Мультимедийные  возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя  ее в соответствии со своим уровнем  восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

     В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.

     Применение  в процессе обучения языку обучающих  программ на CD - наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.

     Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

     Используются  такие упражнения и методические приёмы, как, например: Упражнения для овладения диалогом. Часто в таких обучающих программах запрограммирован самоконтроль над этим процессом. Возможны такие виды работы, как:

Информация о работе Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка